Гребенщиков: Интеллигенцию замечают, когда "все плохо"

Источник материала:  
07.02.2012 09:51 — Новости Культуры

Гребенщиков: Интеллигенцию замечают, когда "все плохо"


Гребенщиков: Интеллигенцию замечают, когда "все плохо"
Группа "Аквариум" была основана Борисом Гребенщиковым и его другом Анатолием Гуницким (он же Джордж, Старый Рокер) в июле 1972 года как постмодернистский поэтически-музыкальный проект. За 40 лет существования "Аквариума" состав команды неоднократно менялся, неизменной являлась лишь константа по имени "Мастер Бо". О юбилейных планах, философии, интеллигенции, русскости, важном и самом главном Борис Борисович рассказал в преддверии большого концертного тура.
 
- Борис, этот год для группы "Аквариум" юбилейный, с чем вас и поздравляю. Что скрывать – можно по пальцам пересчитать рок-команды, отпраздновавшие сорокалетие. Но, по слухам, вы равнодушны к датам и цифрам. Это так?
 
- Я абсолютно не вижу разницы между сорока, четырьмястами и четырьмя тысячами лет. Тем более что никто не помнит, когда, на самом деле возникла группа "Аквариум".
 
- А лично для вас что важно?
 
- Мне важно, что музыка существует сейчас. А та история, что остается за кормой – она прекрасна, и я очень ею доволен, но она меня просто не интересует. Мне интересно то, что мы делаем сегодня.
 
- И так было всегда?
 
- Безусловно.
 
- Но юбилей вы все же будете отмечать?
 
- Юбилей будет праздноваться привычным образом. Мы собираем работающий концертный состав и начиная с первого февраля объезжаем с ним максимальное количество городов, которое у нас получится охватить за весну и начало лета. А что будет осенью - посмотрим.
 
- Совсем недавно вы дали серию акустических концертов и сказали, что таких выступлений больше не будет. 
 
- Пока у нас не будет возможности их повторить. Мы планируем большой тур, а его – как военную операцию - нужно расписывать за несколько месяцев. Вовлечены значительные средства, задействовано много людей. А то, что мы играем втроем-вчетвером особенно и планировать не надо. Если у меня и у всех, кто играет со мной акустику, будет время и возможность, тогда мы сможем продолжить такие концерты. Я бы с удовольствием этим занимался, но люди хотят праздника.
 
- Пока вы занимаетесь туром, написание нового альбома откладывается?
 
- К началу тура, к 1 февраля, по просьбе огромного количества людей, не способных слушать 10 альбомов, мы обязаны сделать выжимку за последние 10 лет. Отобрать то, что мы считаем лучшими вещами. Кое-какие песни требуют дополнительной работы: где-то что-то переделать, доделать, переписать - на мой теперешний взгляд они не очень хорошо получились. А некоторые почти хороши, но есть пара деталей в аранжировке, которые нужно уточнить. Я начал считать, и переделок накопилось на страницу.
 
А новые песни пока лежат, и я даже не надеюсь, что у меня будет время ими сейчас заниматься, это уже следующий год покажет, что с ними будет. Планов у нас столько, что если сейчас сесть в студию, мы бы в июне вышли, работая каждый день. Очень многое хочется сделать. Тем более, что у меня лежит большое количество материала, которым хочется заниматься.
 
- Вы говорите переделать о музыке. А слова?
 
- К словам у меня нет претензий.
 
- И никогда не возникало желания их переписать?
 
- Как правило, нет. Бывает, при первой сдаче песни я оставляю что-то недоделанным в надежде, что потом все встанет на место. Как в песне "Волки и вороны" на "Русском альбоме" мы записались с одной первой строчкой, а через полгода она-таки встала на место. Так что окончательный ее вариант можно услышать только на концертах. Такие вещи бывают, но редко.
 
- Раз уж мы заговорили про песни. Так получилось, что у нескольких российских рок-групп есть песни посвященные Иерусалиму. Это "Калинов мост", "Алиса" и совсем недавно о этом городе спели "Би-2". А вас же есть отсылка к нему в песне "Дубровский" и, ну и, конечно, "Город Золотой" Хвостенко…
 
- "Город Золотой", насколько я понимаю, не имеет ни малейшего отношения ни к Иерусалиму, ни к любому другому городу. Мы с Хвостенко обсуждали тонкости текста, и он милостиво позволил мне - в то время как в его песне говорится "над небом голубым " - оставаться при своем и петь "под небом ". Потому что Небесный Иерусалим, о котором идет речь в этой песне, находится в душе каждого человека.
 
Писать песни про Иерусалим, или про Бер-Шеву, или про столицу Зимбабве я не собираюсь. Меня не интересует Иерусалим ни с какой стороны, он ничем не отличается от многих других городов. Это прекрасный город с очень интересной историей с особым вкусом и ароматом. Но другие города меня интересуют больше.
 
- А его мистическая составляющая?
 
- Мистика находится в душе человека, а не в отдельных камушках. В них тоже что-то есть, но, чтобы это почувствовать, нужна душа.
 
- Давайте поговорим о душе. Вы уже довольно давно ведете программу "Аэростат". В одной из них вы стали сравнивать русский рок с философией Николая Бердяева, Николая Трубецкого, Сергея Соловьева. Какая логическая связь?
 
- Она очевидна. Мы все принадлежим России и русской культуре и, так называемый русский рок, это народная музыка, написанная непрофессионалами. Он вполне подлежит объяснению тем же Бердяевым, потому что за последние 100-150 лет русские люди не изменились. И то, о чем поют сейчас, имеет корни в русской психике, которую Бердяев анализировал.
 
- Вы говорите, что русский человек не изменился – тогда давайте уточним, что вы понимаете под этим словосочетанием?
 
- Русский человек – это тот, кто имеет какую-то связь с русским типом, родившийся и воспитанный в русской культуре, говорящий на русском языке и живущий в России.
 
- А как же быть с разговорами о вырождении народа?
 
- Такие разговоры всегда были слышны. Это было и 100 и 200 лет тому назад. Всегда есть люди, которые жалуются, что все вырождается.
 
- Интеллигентские разговоры? Кстати, этим летом снова начались разговоры о ненужности интеллигенции. О том, что она – лишний и не играющий никакой роли элемент. Как вам кажется, чем это вызвано?
 
- Я не способен анализировать политические волны, которые привлекают внимание то к одному то, к другому. Они постоянно меняются. Но если сейчас об интеллигенции заговорили, значит, ее заметили, значит, она что-то делает. Интеллигенция всегда мешает. Интеллигенция по своей природе не способна сделать ничего, кроме как сидеть и вопить, что у нас все плохо. Но когда их "у нас все плохо" совпадает с тем, что на самом деле все плохо, на нее обращают внимания.
 
- Зато, кажется, вы стараетесь быть внимательным к вашим поклонникам – общаетесь с публикой с ними на концертах, отвечаете на вопросы, пришедшие по почте. Кстати, вы всегда отвечаете на письма?
 
- Когда у меня есть возможность, когда не накапливается за несколько недель писем, на которые я не смог ответить, потому что у меня не было интернета, я стараюсь отвечать на все.
 
- Даже на те, что могут показаться глупыми?
 
- Кто я такой, чтобы судить, глупое письмо или нет? Если человек мне пишет… Бог дал мне жизнь для того, чтобы, может быть, я кому-то попытался помочь. В таком случае не отвечать на письма с моей стороны было бы хамством.
 
- И все же есть исключение из правила. Вы никогда не отвечаете на вопросы "что вы хотели сказать этой фразой или этой песней".
 
- На эти вопросы невозможно ответить, потому что для каждого человека каждая фраза в каждой песне значит разные вещи.
 
- Как Пушкин – "о поэзии только поэзией"?
 
- Пушкин был излишне вежлив. Даже и это лишнее, и этого говорить не имеет смысла. Сказанное сказано и все.
 
- Некоторые тексты, фразы, выражения вызывают бурные споры, обсуждения. Вы их отслеживаете?
 
- Сказанное сказано. Мне лучше не слушать споры, а внимательно прислушиваться к тому, что происходит, чтобы писать что-то дальше. Человек может смотреть либо вперед, либо назад.
 
- Но ведь иногда сзади остается то, что требует некого осмысления… И нужно время, чтобы прислушаться, чтобы понять его.
 
- Нет. Если я уже это пережил, то опыт остается со мной, мне никуда не нужно возвращаться.
 
- А как же необходимость анализировать ситуацию?
 
- Пусть анализируют те, кто не умеет дело делать.
 
- Нет уж, позвольте. Человек должен анализировать, чтобы понимать, что он сделал правильно или неправильно.
 
- Это очень большая ошибка. Анализ происходит сам по себе, мгновенный, на очень глубоком уровне. Вы входите в комнату и в течение одной секунды вы знаете, в каком углу холодно, где какой человек: это происходит сразу, в миллисекунду. Остальной анализ - от головы. Это мы концепции, прочитанные в книгах, пытаемся навесить на то, что происходит в реальной жизни и - всегда попадаем впросак. Любой анализ бессмысленен. Отдельно им заниматься не надо. Его не нужно понимать, он действует на корневые точки и определяет поведение. Например, если у человека нож в руке, не нужно ничего анализировать. Нужно либо бежать, либо защищаться.
 
- Нож в руке – это очевидно. Но бывают ситуации, полные скрытого смысла.
 
- Как скрытый нож в руке? Мы все время попадаем в беду, потому что плохо слушаем самих себя.
 
- Если прошлое не интересует, ради опыта тоже можно не напрягаться. Остаются друзья. Их тоже стоит оставить в прошлом?
 
- Если ты с ними общаешься в настоящем, то они важны.
 
- А если на какое-то время расстался, то можно и не возобновлять общение? Тем более, что с возрастом все меньше ощущаешь потребность в общении даже с теми, кто некогда был очень близким другом.
 
- Когда я вижу друзей, я очень им рад, но необходимости в повседневном общении нет никакой.
 
- И прежде не было?
 
- И прежде не было. Было время, когда с какими-то мы людьми не расставались вообще, и жили друг у друга в карминах, но нам тогда было по 25 лет. С тех пор у меня появились другие ощущения. Как сказал один мудрый человек, когда не говоришь с людьми, говоришь с Богом – есть такой собеседник. А, когда ты все время стрекочешь с кем-то из приятелей-друзей или просто с людьми, времени поговорить с Богом нет. А этот разговор людям необходим.
 
- Но не всем…
 
- Всем, просто не все знают это слово. И – как я слышал - многие люди предпочитают от этой беседы скрываться, потому что она может привести к необходимости изменения жизни, чего они очень не хотят. Тем не менее, разговаривать все равно придется.
 
- И лучше раньше, чем позже?
 
- И лучше, когда это делаешь с удовольствием, когда этого хочешь. Хотя каждый человек тоже несет в себе Бога. Поэтому, когда говоришь с человеком, с тобой через него говорит Бог.
 
- И тогда некоторые вещи, которые ты сам не мог увидеть, в таком разговоре вдруг становятся очевидными.
 
- Естественно. И нищий на улице может сказать нечто, что будет очень важно, и что никто из друзей не скажет – такое тоже бывает. 
←"Магілёўшчына шукае таленты", альбо Як трапіць у знакаміты аркестр народных інструментаў імя Іванова

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика