В Национальном историческом музее Беларуси показали Минск 1812 года
22.12.2011 09:38
—
Новости Культуры
В Национальном историческом музее Беларуси показали Минск 1812 года
80 тысяч солдат наполеоновской армии прошли через Минск с июля по ноябрь 1812 года. Картину жизни города периода французской оккупации предметно, с помощью вещей того времени, реконструировали в Национальном историческом музее Беларуси. Здесь открылась выставка, организованная совместно с музеями Могилева, Витебска, Кобрина, Национальным историческим архивом и Национальной библиотекой Беларуси.
— Чтобы понять события, происходившие в Минске в 1812 году, нужно вернуться в конец XVIII века, — знакомит меня с экспозицией Степан Лютых, научный сотрудник Национального исторического музея. И подводит к огромному атласу, на одной из карт которого изображена Восточная Европа, окрашенная в разные цвета — каждый обозначает, к какому государству отошла та или иная территория. Белоруссия на карте включена в состав России. — В 1793–м Минск отошел к России от Речи Посполитой, государства, которого вскоре не стало вовсе. И многие тосковали по утраченной самостоятельности своей страны. Поэтому когда на Россию двинулся Наполеон и пообещал восстановить независимость Речи Посполитой, эта надежда питала многих белорусов, ставших под французские знамена.
В то же время многие белорусы остались верны российскому царю Александру I. Он также обещал даровать самостоятельность белорусско–литовскому краю. Но слова до дела не довел. А символом растерянности тогдашнего общества может быть выставленная в экспозиции сабля. Клинок у нее — от оружия времен Речи Посполитой, с датой "1675" и патриотической надписью на польском языке, а рукоятка — начала XIX века. С этой саблей белорусский воин русской армии прошел войну 1812 года.
Пожалуй, один из самых уникальных экспонатов — сюртук Александра I. Это "пальто" из зеленого сукна с шелковой подкладкой будущий император носил во время службы в Екатеринославском гренадерском полку еще будучи цесаревичем. Рядом в витрине — еще одна реликвия: гетры брата царя Константина Павловича. В 1960–е годы эти вещи поступили в Минск из Ленинграда. Прежде они хранились в Эрмитаже. Во второй половине ХХ века часть предметов, представленных теперь на выставке, попали в музеи Белоруссии из Артиллерийского исторического музея РККА, Государственного исторического музея Москвы: на многих остались еще "бирки" старых хранилищ, некоторые с надписями русским правописанием царских времен.
Из Национального исторического архива выставка пополнилась документами кануна нашествия Наполеона. Они буквально передают атмосферу жизни города, переведенного на военное положение. Вот надпись на казначейском билете: "госуларственные ассигнацiи". "Л" вместо "д" — не описка, а ошибка, говорящая о том, что деньги печатались во французском тылу. Это свидетельство своего рода "валютной диверсии" противника.
Военная амуниция — самая интересная часть выставки. Обмундирование солдат и офицеров, все виды оружия того времени с обеих сторон фронта дополнены бытовыми мелочами: картами, в которые играли воины, монетами. Инсталлирован военный госпиталь с манекеном раненого солдата. Все минские монастыри в 1812 году переоборудовали под больницы, и здесь лежали 5.000 раненых. Их взяли в плен наступавшие в ноябре русские войска. А в Национальном историческом архиве сохранились списки умерших от ран.
Детали давно минувших дней собирались по крупицам. Идея выставки родилась не случайно. У Степана Лютых, еще когда он учился на историческом факультете БГУ, войне 1812 года в Минске была посвящена сначала курсовая, а затем дипломная работа. И во многом благодаря его знаниям, мастерству художника Владимира Кондратьева, а также помощи спонсоров экспозиция "Война 1812 года в истории Минска" из идеи превратилась в реальность. А в работе над выставкой участвовали практически все сотрудники музея. Заполнение еще одной "белой" страницы истории фактами — увлекательный процесс.
Кстати
Минску 1812 года посвятил целый раздел в знаменитом цикле рассказов "Приключения бригадира Жерара" Артур Конан Дойл. Глава шестая произведения, некогда более популярного, чем повести о Шерлоке Холмсе, так и называется — "Как бригадир побывал в Минске". В ней повествуется, как русские с помощью военной смекалки изгнали французов из города.
Фото: Артур ПРУПАС
— Чтобы понять события, происходившие в Минске в 1812 году, нужно вернуться в конец XVIII века, — знакомит меня с экспозицией Степан Лютых, научный сотрудник Национального исторического музея. И подводит к огромному атласу, на одной из карт которого изображена Восточная Европа, окрашенная в разные цвета — каждый обозначает, к какому государству отошла та или иная территория. Белоруссия на карте включена в состав России. — В 1793–м Минск отошел к России от Речи Посполитой, государства, которого вскоре не стало вовсе. И многие тосковали по утраченной самостоятельности своей страны. Поэтому когда на Россию двинулся Наполеон и пообещал восстановить независимость Речи Посполитой, эта надежда питала многих белорусов, ставших под французские знамена.
В то же время многие белорусы остались верны российскому царю Александру I. Он также обещал даровать самостоятельность белорусско–литовскому краю. Но слова до дела не довел. А символом растерянности тогдашнего общества может быть выставленная в экспозиции сабля. Клинок у нее — от оружия времен Речи Посполитой, с датой "1675" и патриотической надписью на польском языке, а рукоятка — начала XIX века. С этой саблей белорусский воин русской армии прошел войну 1812 года.
Пожалуй, один из самых уникальных экспонатов — сюртук Александра I. Это "пальто" из зеленого сукна с шелковой подкладкой будущий император носил во время службы в Екатеринославском гренадерском полку еще будучи цесаревичем. Рядом в витрине — еще одна реликвия: гетры брата царя Константина Павловича. В 1960–е годы эти вещи поступили в Минск из Ленинграда. Прежде они хранились в Эрмитаже. Во второй половине ХХ века часть предметов, представленных теперь на выставке, попали в музеи Белоруссии из Артиллерийского исторического музея РККА, Государственного исторического музея Москвы: на многих остались еще "бирки" старых хранилищ, некоторые с надписями русским правописанием царских времен.
Из Национального исторического архива выставка пополнилась документами кануна нашествия Наполеона. Они буквально передают атмосферу жизни города, переведенного на военное положение. Вот надпись на казначейском билете: "госуларственные ассигнацiи". "Л" вместо "д" — не описка, а ошибка, говорящая о том, что деньги печатались во французском тылу. Это свидетельство своего рода "валютной диверсии" противника.
Военная амуниция — самая интересная часть выставки. Обмундирование солдат и офицеров, все виды оружия того времени с обеих сторон фронта дополнены бытовыми мелочами: картами, в которые играли воины, монетами. Инсталлирован военный госпиталь с манекеном раненого солдата. Все минские монастыри в 1812 году переоборудовали под больницы, и здесь лежали 5.000 раненых. Их взяли в плен наступавшие в ноябре русские войска. А в Национальном историческом архиве сохранились списки умерших от ран.
Детали давно минувших дней собирались по крупицам. Идея выставки родилась не случайно. У Степана Лютых, еще когда он учился на историческом факультете БГУ, войне 1812 года в Минске была посвящена сначала курсовая, а затем дипломная работа. И во многом благодаря его знаниям, мастерству художника Владимира Кондратьева, а также помощи спонсоров экспозиция "Война 1812 года в истории Минска" из идеи превратилась в реальность. А в работе над выставкой участвовали практически все сотрудники музея. Заполнение еще одной "белой" страницы истории фактами — увлекательный процесс.
Кстати
Минску 1812 года посвятил целый раздел в знаменитом цикле рассказов "Приключения бригадира Жерара" Артур Конан Дойл. Глава шестая произведения, некогда более популярного, чем повести о Шерлоке Холмсе, так и называется — "Как бригадир побывал в Минске". В ней повествуется, как русские с помощью военной смекалки изгнали французов из города.
Фото: Артур ПРУПАС