На сцене Гродненского областного театра кукол - "Вий"
07.12.2011 14:29
—
Новости Культуры
На сцене Гродненского областного театра кукол - "Вий"
На сцене областного театра кукол одна из самых мистических повестей Николая Гоголя. Постановка для взрослого зрителя "Вий. Страшная месть" – сотая премьера театра. О том, как создавался спектакль и что ожидает зрителей, поинтересовались у автора пьесы и режиссера-постановщика Олега Жюгжды.
– Мое знакомство с повестью "Вий" состоялось еще в детском саду благодаря фильму с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей. Нас, дошколят, воспитатель привела в кинотеатр, в ужасе просидели весь сеанс, – признался собеседник.
– Спустя почти полвека решились на собственную инсценировку повести. Почему?
– У Гоголя прочел, что бурсаки иногда зарабатывали вертепом. Разыгрывали перед народом сценки и получали гроши на вареники и горилку. По первоначальному замыслу Хома Брут, убив ведьму-панночку, засыпал в пьяном сне и все дальнейшие события виделись вертепным представлением. Со временем замысел изменился. На написание пьесы ушло около восьми лет. Два последних года ждал, когда появятся исполнители. В итоге получился своего рода молодежный проект.
Сценография "Вия" – работа Валерия Рачковского, главного художника Белорусского государственного театра кукол. Работаем вместе с 1988 года. Пространство организовано им предельно функционально. На сцене – деревушка с плетнем во всю улицу, постоялый двор, который в одно мгновение трансформируется в заброшенную церковь, спасительный круг для Хомы Брута. Естественно, во всем украинский колорит.
– Чем будете устрашать зрителей?
– Музыкой Виталия Леонова, определенным светом, куклами и манекенами, масками.
– Исполнитель главной роли Александр Ратько играет в живом плане. Почему в постановке нет куклы Хомы Брута?
– Бурсак – единственный безоговорочно реальный персонаж. А все остальные, быть может, ему только снятся или кажутся. Однако не хотелось бы толковать происходящее выражением "Сон разума рождает чудовищ". Для меня все кошмары – муки совести преступника.
– Со времен экранизации "Вия" за повестью тянется шлейф неприятностей. Не так давно, например, сгорела церковь, где снимали фильм. Родились суеверия во время работы над спектаклем?
– На репетициях любого спектакля всегда что-то случается. Кто-то ногу подвернет, что-нибудь сломается. Другое дело, что при постановке мистических сюжетов ничего не значащие реальные события приобретают особую окраску. Это говорит в нас страх, суеверные домыслы!
– А чего боится сам Олег Жюгжда?
– В этом не признаюсь. Хотя один из моих страхов реализован в спектакле. В "Вии" он приобрел конкретные черты, поскольку с возрастом я стал относиться к нему спокойнее. Что это за фобия – догадывайтесь сами.
– Мое знакомство с повестью "Вий" состоялось еще в детском саду благодаря фильму с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей. Нас, дошколят, воспитатель привела в кинотеатр, в ужасе просидели весь сеанс, – признался собеседник.
– Спустя почти полвека решились на собственную инсценировку повести. Почему?
– У Гоголя прочел, что бурсаки иногда зарабатывали вертепом. Разыгрывали перед народом сценки и получали гроши на вареники и горилку. По первоначальному замыслу Хома Брут, убив ведьму-панночку, засыпал в пьяном сне и все дальнейшие события виделись вертепным представлением. Со временем замысел изменился. На написание пьесы ушло около восьми лет. Два последних года ждал, когда появятся исполнители. В итоге получился своего рода молодежный проект.
Сценография "Вия" – работа Валерия Рачковского, главного художника Белорусского государственного театра кукол. Работаем вместе с 1988 года. Пространство организовано им предельно функционально. На сцене – деревушка с плетнем во всю улицу, постоялый двор, который в одно мгновение трансформируется в заброшенную церковь, спасительный круг для Хомы Брута. Естественно, во всем украинский колорит.
– Чем будете устрашать зрителей?
– Музыкой Виталия Леонова, определенным светом, куклами и манекенами, масками.
– Исполнитель главной роли Александр Ратько играет в живом плане. Почему в постановке нет куклы Хомы Брута?
– Бурсак – единственный безоговорочно реальный персонаж. А все остальные, быть может, ему только снятся или кажутся. Однако не хотелось бы толковать происходящее выражением "Сон разума рождает чудовищ". Для меня все кошмары – муки совести преступника.
– Со времен экранизации "Вия" за повестью тянется шлейф неприятностей. Не так давно, например, сгорела церковь, где снимали фильм. Родились суеверия во время работы над спектаклем?
– На репетициях любого спектакля всегда что-то случается. Кто-то ногу подвернет, что-нибудь сломается. Другое дело, что при постановке мистических сюжетов ничего не значащие реальные события приобретают особую окраску. Это говорит в нас страх, суеверные домыслы!
– А чего боится сам Олег Жюгжда?
– В этом не признаюсь. Хотя один из моих страхов реализован в спектакле. В "Вии" он приобрел конкретные черты, поскольку с возрастом я стал относиться к нему спокойнее. Что это за фобия – догадывайтесь сами.