Танцы в эпоху андроидов
Сегодня вечером в Витебске будут объявлены лауреаты белорусского конкурса современной хореографии IFMC–2011. В творческом соревновании приняли участие 9 танцевальных трупп, но каждая из них, без сомнений, капитулировала перед гостевыми шоу фестиваля. Все говорят о танцовщиках из Испании и Канады, которые демонстрируют здесь неожиданные гибриды, смешивая брейк–данс, хип–хоп с классическим балетом и соntemporary. При этом работают на сцене чисто, поддержки исполняют умопомрачительные, эффектно замирают на сцене в разных позах. Хедлайнеры фестиваля, канадская труппа Rubberbandance Group показала на фестивальной сцене полуторачасовой спектакль «Центр тяжести» с вольным чередованием дуэтов, соло и ансамблей на тему социальной незащищенности. В двух словах, это постановка о том, как страшно жить в эпоху потребления, когда люди имеют возможность общаться как угодно: по телефону, скайпу, в Твиттере, ВКонтакте, но главного недостает. Как это ни парадоксально, обрастая все новыми и новыми гаджетами, человек утрачивает способность слышать другого, теряет навыки задушевного разговора с глазу на глаз. Хореограф из Монреаля Виктор Квихадо кричит: «С этим же надо что–то делать!», и уверяет, что только искусство способно подвигнуть зрителя к осмыслению и действию. А если он прав?..
Кстати, в испанской хореографической миниатюре «Энтомо» танцовщики Альваро Эстебан и Элиас Агуэре изобразили на сцене двух существ из микромира насекомых с маленькими жизненными целями и задачами. Через их танец проступают естественные аналогии с людьми, которых еще в XIX веке называли мещанами, ну а теперь, возможно, станут величать андроидами. «Как вы это делаете?» — учились наши хореографы неизвестной технике иностранцев. На пресс–конференции с участием канадской труппы ее руководитель Виктор Квихадо подчеркнул, что основа их техники — это не контактная импровизация, но партнеринг. Так в моем вокабуляре появилось новое жизнерадостное слово. Партнеринг — это работа с весом собственного тела, тела партнера, а также тонкая настройка на взаимодействие в движении, танце, общении.
Танцевальным крещендо фестиваля стал вчерашний спектакль «Капитуляция» в исполнении «Балета Евгения Панфилова», о котором замечательно высказалась эксперт танца Лариса Барыкина:
— В «Капитуляции» показан мир, пытающийся устоять на краю пропасти. Это — на взгляд оптимиста. На мой взгляд, показан мир, неостановимо катящийся в пропасть. Капитуляция, всегда постыдная, всегда унизительная, уже произошла. Мир капитулировал перед пошлостью, какие бы соблазнительные или омерзительные формы она ни принимала. Мир капитулировал перед серостью. Восстание масс, о котором предупреждал испанский философ Ортега–и–Гассет, наконец, победило. Бог уже перестал руководить судьбами мира, а человечество до сих пор продолжает слепо верить в это.
Как видим, настроения у хореографов не самые радостные. Впавшим в тяжелые раздумья я нашла на фестивале Дмитрия Залесского. Коллектив, которым он руководит — D.O.Z.SK.I, — тоже участвует в конкурсе IFMC–2011, но, кажется, Дмитрия это не слишком заботит:
— Мы не рассчитываем на какие–то победы в этом году. Приехали в Витебск без претензий. Я о другом хочу сказать, очень правильно, что организаторы форума пригласили в этом году испанскую труппу — вот это современная хореография, вот это пластика! Интуитивно наш театр D.O.Z.SK.I тоже подбирается к новым европейским тенденциям. Во вторник, 22 ноября, в Минске на сцене Театра белорусской драматургии мы покажем совместный спектакль с польским театром танца «Завiраванне». И там мы тоже изобразим нечто мощное.
По–моему, Дима по–хорошему разозлился на витебском IFMC, проявил темперамент — и это замечательно. Будем считать, что главная цель конкурса — «обмен творческими идеями и практическим опытом» — достигнута.
Витебск — Минск.
Автор публикации: Виктория ПОПОВА
Фото: БЕЛТА