Призрак оперы

Источник материала:  

Культурная сенсация вспыхнула там, где ее никто не ждал: на открытии фестиваля «Тэатральны Куфар–2011» министр культуры Павел Латушко заговорил о создании второго оперного театра — в Гомеле. Круги по воде, что называется, разошлись быстро. Театральная общественность проектом оказалась взбудоражена и тут же задумалась: насколько он реален? «Создание филиала Большого театра пока рассматривается как идея и проходит стадию обсуждения, — пояснил позднее для «СБ» министр. — Одно сегодня очевидно, что одного оперного театра для такой страны, как Беларусь, мало. Их должно быть хотя бы два».


Традиции


Идея родилась не на пустом месте. В Гомеле она бродит ровно с того момента, когда этой весной завершалась реконструкция Дворца культуры железнодорожников.


Дворец был построен в 30–е годы. Тогда в его стенах действовал Театр рабочей молодежи (ТРАМ). Так вот, в нем гремели постановки известных белорусских композиторов, впоследствии авторов опер — Алексея Туренкова и Григория Пукста, уроженца Гомеля. Оба до войны преподавали в Гомельском музыкальном техникуме. Благодаря могучей тройке Туренков — Пукст — Рыбальченко театр знали далеко за пределами города.


Перспективы


Мысль прививать оперные традиции гомельскому зрителю у любого интеллигентного человека отторжения не вызывает. Гомель вполне театральный город. 3десь три театра: драматический, молодежный и кукольный. И у каждого хватает проблем: где–то — кадры, где–то — репертуар. Молодежный, например, много лет работает без собственного здания, у актеров тесные гримерки, им просто негде развернуться. Условия для творчества не совсем неподходящие.


— Театр существует 20 лет, и о наших проблемах все знают, — подтверждает положение дел директор и художественный руководитель Гомельского городского молодежного театра Юрий Вутто. — Конечно, хорошо открыть в Гомеле еще и оперный театр, но буду честен: своя рубашка ближе к телу. Меня заботят наши проблемы. Допустим, молодых героев от 30 до 40 лет у нас в труппе нет. В театр на маленькую зарплату люди не идут. Плюс квартирный вопрос. Мы не можем предоставить жилье человеку, которого приглашаем в труппу. Все эти нюансы типичны, но существовать по остаточному принципу, честно говоря, уже устали.


Город и сам невооруженным глазом видит трудности на пути к высокому искусству. Одно — невероятно дорогой проект, который ляжет на бюджет. Другое — артисты. Где взять таких, которые добровольно останутся в областном центре? С острым вопросом — к директору Гомельской областной филармонии Виктору Гутыре. Филармония, ныне открывающая 45–й концертный сезон, теснится в крохотном административном здании, не имея собственного зала и прочих цивильных условий. До театра ли?..


— На самом деле солисты у нас есть, — откликается Виктор Иванович. — И уже состоявшиеся, и начинающие. Мы достаточно много делаем оперных проектов не только собственными силами, но и с приглашением артистов из других стран. Пример: наша совместная работа с российскими «Тенорами XXI века». Другое дело, как будет решен вопрос с площадкой и с материальной стороной нового театра. Практических шагов пока действительно нет, но идея очень красивая.


Мнения по поводу


Неоднозначный взгляд на проблему демонстрируют корифеи Большого театра.


Нина Шарубина, сопрано, заслуженная артистка Беларуси:


— Браво, брависсимо! Один оперный театр для страны — это, бесспорно, недостаточно. Кстати, на кафедре пения в академии музыки всегда было много голосистых ребят именно из Гомельской области. Поэтому я не вижу никаких препятствий для создания нового коллектива непосредственно в Гомеле. Уверена, там может сложиться сильная, профессиональная труппа. А если артистам будут предоставлены хорошие жилищные и материальные условия, никаких проблем удержать их в областном центре не будет.


Михаил Панджавидзе, главный режиссер Большого театра:


— Согласитесь, это странно, что в стране есть Большой театр... он же последний. Идея создания нового коллектива правильная и нужная. Но у меня есть некоторые сомнения относительно кадров. Недавно мы проводили набор в стажерскую группу — прослушивали выпускников и студентов академии музыки. Так вот, я не могу сказать, что среди них было большое количество певцов, способных обеспечить высокий уровень труппе. Но если альтернативный театр все–таки возникнет — это будет прорыв и для нашего коллектива в том числе. Объясню почему. В России, например, солистов для Большого театра ищут в провинциальных оперных театрах по всей стране. Замечательно, когда такие труппы существуют.


Владимир Громов, баритон, дипломант международного конкурса:


— Допустим, сейчас я не готов поехать в Гомель жить и трудиться. Но сессионная работа в альтернативном театре — это нормальная практика, с удовольствием буду выступать на гомельской оперной сцене, если такая появится. Труппу для нового театра, думаю, создать будет непросто: к нам в Большой из академии музыки каждый год приходят новые талантливые ребята, и, скажем так, лишними они не становятся. А вот с публикой, я уверен, проблем в Гомеле не будет. Я там выступал, и не раз. Интерес у гомельчан есть. Да и возле нашего театра перед спектаклями постоянно мы видим автобусы из областных центров — значит, у публики не пропадает охота приобщиться к оперному жанру. И это прекрасно.


Людмила Колос, сопрано, профессор, заслуженная артистка Беларуси, заведующая кафедрой пения академии музыки:


— В стажерскую группу Большого театра недавно были приняты три тенора из нашей академии. На мой взгляд, не каждая республика может похвастаться таким высоким результатом: теноров сейчас не хватает ведущим оперным театрам всего мира. Еще хотелось бы отметить, что Домингами, Калласами и Нетребко артисты не рождаются, а достигают профессионального уровня в театре, в кропотливой ежедневной работе. Но часто талантливые выпускники нашей кафедры остаются невостребованными: единицам удается попасть в основную труппу Большого театра, остальные поют в хоре. Хотя могли бы составить конкуренцию тем солистам, которые стоят на сцене. Из таких нереализованных певцов можно создать и не одну труппу для альтернативного оперного коллектива. Кстати, такой уже есть в Молодечно: Молодежный музыкальный народный театр под управлением Григория Сороко ставит оперу. В их репертуаре «Иоланта», «Травиата», «Евгений Онегин». Может быть, стоит подумать и открыть новый государственный театр оперы на базе уже существующего молодечненского коллектива?


Компетентно


Первый заместитель генерального директора Большого театра Владимир Рылатко:


— Время образования областных оперных театров постепенно назревает. Конечно, это дорогостоящее дело. Не хватает материальной базы. Для оперной сцены нужна оркестровая яма, она должна вместить не менее 50 музыкантов. Это уже совсем другая — трудоемкая, архитектурно–строительная история... Но почему нет? Нас поддерживают и руководство областей, и Министерство культуры, и зрители, значит, потребность в балетном и оперном искусстве будет только нарастать.


Кстати


Свой филиал Национального академического Большого театра оперы и балета откроется и в Могилеве на сцене Дворца культуры области. Показы здесь будут проходить 2 — 3 раза в месяц. Открытием станет концерт солистов 8 октября в проекте «Романсиада» на международном музыкальном фестивале «Золотой шлягер–2011». 9 октября Большой покажет одноактные балеты «Шопениана» и «Кармен–сюита».


О перспективах проекта говорит начальник управления культуры Могилевского облисполкома Анатолий Синковец:


— Будущую работу филиала пока прогнозировать сложно, все будет зависеть от зрителей. Если они заинтересуются спектаклями — он будет работать, если нет, то нечем будет оплачивать проезд и гонорары артистам. Пока мы полны оптимизма и надеемся, что филиал получит в Могилеве прописку надолго.

Авторы публикации: Виолетта ДРАЛЮК, Виктория ПОПОВА, Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

←В Могилеве сошлись Мендельсон и Чайковский

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика