Группа DALI будет продвигаться за рубежом, чтобы о ней заговорили в Беларуси
Белорусская группа DALI недавно вернулась из Шотландии, где участвовала в трехнедельном фестивале Edinburgh Festival Fringe. За это время ребята успели дать несколько концертов, завести полезные знакомства, насладиться местными пейзажами и снять два клипа.
Подробнее о своей поездке в интервью Naviny.by рассказали солист DALI Виктор Руденко и директор группы Иван Запруцкий.
— Для начала расскажите, что это был за фестиваль и чем он уникален?
— Иван: Фестиваль проходил в различных кафе и барах Эдинбурга. В нем была одна главная площадка — Summerhall и множество мелких — в различных заведениях города (их было около 500). В барах и кафе каждый день выступало несколько коллективов, ставились музыкальные представления, показывалось кино. В фестивале принимал участие и белорусский «Свободный театр».
На большинство шоу вход был бесплатный. Участие в фестивале, проезд и жилье для многих музыкантов и театральных трупп тоже было бесплатным. Участвовали в фестивале как профессиональные музыканты, так и любительские группы. Когда мы приехали, то не знали названий большинства коллективов, хотя там они популярны.
У них, в принципе, другая система и другое отношение к музыке. Если группа захочет поиграть в баре, она может просто прийти и играть, ни с кем не договариваясь, сцена для них бесплатна.
Виктор Руденко |
— Виктор: Во время фестиваля город преображается, там все переоборудуют для проведения концертов. Четыре наших выступления прошли в Summerhall — переоборудованной лаборатории Эдинбургского университета.
Вообще, в Эдинбурге много достаточно анархичных заведений, которыми руководят энтузиасты. Мы, например, застали последний день жизни Forest cafe — заведения, которое просуществовало более 20 лет, но сейчас вынуждено закрыться из-за банкротства мецената, который его спонсировал.
— Какие интересные знакомства вам удалось завязать в Шотландии?
— Виктор: Как-то к нам подошел основатель фестиваля Ричард Демарко. Ему понравилась наша музыка, и он пригласил нас на закрытое мероприятие организаторов фестиваля. Это было интересное знакомство, поскольку Ричард Демарко очень известный человек в Великобритании и активно развивает искусство.
На мероприятии мы познакомились с режиссером Миландом Соманом, который сейчас готовит клип для Massive Attack. Он занимается анимационным видео и предложил нам сделать клип на новую песню.
— А финансово потянете такого режиссера?
— Виктор: А нам не нужно его тянуть, он будет с нами работать бесплатно. Ему понравилась наша музыка, он сам подошел к нам и сам предложил. Сейчас мы записываем новую песню, но пока не будем раскрывать, о чем она и каким будет клип.
— Как вам шотландские пейзажи? Успели насладиться?
— Виктор: Благодаря им в ближайшее время у нас появятся два новых клипа — на песни «Неба шэрае» и Keep on crying. Изначально мы это не задумывали, но быть там и не запечатлеть все, что мы видели, — это против нашей натуры. В Шотландии очень красивая природа и архитектура. Мне очень запомнились их безумно красивые горы.
Ну а Лондон можно назвать удачным вариантом США — там живут люди со всего мира. В Лондоне мы познакомились с группой Good Books и узнали, что наша музыка более чем конкурентоспособна. Это очень приятно, и мы планируем продвигаться в этом направлением. Единственным камнем преткновения является язык, хотя большая часть нашего творчества англоязычная, а для остальных произведений мы, скорее всего, будем делать англоязычные версии.
Да, Британия нам действительно понравилась — настоящая музыкальная страна.
— Чем вы занимались в Лондоне?
— Виктор: Мы выступали для белорусской диаспоры в Великобритании. К тому же нам предложили в будущем дать сольный концерт в Кингстонском университете. Мы с нетерпением ждем этого, поскольку многие группы в Великобритании и США стали популярны именно благодаря выступлениям в университетах.
— А как вы развлекались в Британии?
— Виктор: Главным развлечением для нас был сон, потому что у нас и так было сплошное развлечение. Мы постоянно выступали, у нас был очень плотный график.
— Иван: Мы ходили на выступление «Свободного театра». А наш друг Алан Флауэрс показывал нам город, водил по заведениям с 200-летней историей. После поездки я два дня отсыпался, т.к. перед этим за двое суток мы поспали час или два.
— Когда мы договаривались о встрече, случайно выяснилось, что вы ведете ночной образ жизни… Что это значит?
— Виктор: Просто ночью очень хорошо работать, ничего не отвлекает, и ты находишься в таком «космосе» — нет лишних звуков, ощущаешь себя один на один со своим мыслями.
В Эдинбурге у нас было супертворческое ночное бдение. Нам нужно было очень быстро адаптировать свою программу для дуэта (на фестиваль ездили только Виктор и Иван. — прим. Naviny.by), и мы много репетировали. Соседи были готовы к музыке и даже не стучались к нам в дверь, что еще раз говорит о том, что это очень музыкальная нация (смеется). А еще мы занимались спортом. Мы жили в квартире наших друзей, и в этом доме был спортзал. Когда нам хотелось спать, мы иногда бодрили себя упражнениями.
— Вы часто выступаете на европейских площадках. Можете сравнить уровень организации концертов и раскрепощенность публики в Европе и в Беларуси?
— Виктор: Не могу сказать, что у нас все ужасно, а у них все идеально, но, конечно, оборудование там лучше. Вообще, я считаю, что в советское время в Беларуси искоренили культуру живой музыки. Советская музыка во многом насаждалась сверху, и это поставило музыку в общественных заведениях на уровень фонограммной. Если ты приходишь в клуб, то чаще всего слышишь там записанные треки, а не живые выступления. Хотя я бы не сказал, что ультраплодотворным был период нашей независимости. У нас все равно существует много советского: поддерживают, в основном, народных артистов, и никто не думает о молодых группах, которым тоже нужно давать возможность выступать и развиваться.
Сейчас появляются заведения, в которых создаются условия для существования живой музыки. Плюс появляется аудитория, которая хочет слушать живую музыку, но все это происходит очень медленно.
В Европе более открыты не только кафе и бары, но и сами слушатели. Когда ты начинаешь играть, даже если люди тебя не знают, они станут в кружок, будут слушать, интересоваться, а не стоять в углу. Еще в Эдинбурге нас удивило, когда мы увидели в джаз-кафе совершенно гламурных девушек, которые веселились и получали от музыки огромное удовольствие. У нас такие девушки обычно тусуются в модных клубах, а не на джазовых концертах. Для нас это была как будто другая планета.
— Многие талантливые люди сейчас стараются искать лучшей доли за рубежом… Вы не планируете уезжать?
— Виктор: Не могу сказать, что здесь когда-то было хорошо. У живой музыки здесь никогда не было сладких времен. Государство никогда не интересовалось андеграундной музыкой и никогда ее не поддерживало. Да, нас приглашали на «Славянский базар», но такие события происходят нечасто, да и там не могу сказать, что мы получали большую поддержку от государства, я имею ввиду даже не финансовую. Все ориентировано на народных артистов, которых еще называют придворными музыкантами. Мне кажется, что концентрация всей организационной энергии на этих людях не привела ни к чему хорошему. А ведь у нас масса талантливых людей, начиная от поп-музыки до невероятного андеграунда. Но эти группы сейчас либо распадаются, либо уезжают за границу. Если отношение государства не изменится, так будет продолжаться и дальше.
Мы же пока ничего не планируем, просто пишем музыку и играем ее для тех, кто ее любит. Сейчас мы чаще играем в Польше, чем в Беларуси. Если нас оценят в Англии, мы будем больше играть там.
— На вас сказался экономический кризис?
— Иван: Кризис сказался на нас не так сильно, как мог бы. Во-первых, мы работаем на экспорт (смеется). Естественно, гонорары получаем в валюте. В Беларуси многие музыканты тоже устанавливают гонорары в валюте, и мы в том числе. Хотя на государственных концертах, конечно, платят в белорусских рублях.
— А в Беларуси вообще можно стать популярным, чтобы люди узнавали музыкантов не только на концертах?
— Иван: Группа «Би-2» не продвигалась в Беларуси и не крутилась на радио до того, как стала известна в России. «Ляпис Трубецкой» тоже сперва добились популярности за рубежом. Я вижу перспективу нашей группы именно такой. Мы в Беларуси продвигаемся уже около пяти лет, стали достаточно популярны, но не на таком уровне, к которому стремимся. Поэтому мы хотим продвигаться за рубежом, и тогда о нас заговорят и здесь. Хотя, конечно, у нас есть группы, которые добивались успеха в Беларуси, например, «Без билета» или «J:Морс».
—Но уезжать не собираетесь?
— Иван: Пока таких планов нет.
— А какие планы?
— Иван: Сейчас готова песня «Пятница — пора любви», которую мы создавали вместе с московскими ди-джеями. В Минске и Москве скоро пройдут совместные концерты. А в Польше мы снимем клип на эту песню с участием польских моделей.
В Лондоне мы раздали много наших записей различным record label. Возможно, кто-то из них будет продвигать нашу группу.
— Когда ждать нового альбома?
— Иван: Мы не знаем, но скоро выйдет. Мы готовимся, но у нас нет конкретных временных рамок. Зато мы планируем снять еще четыре клипа. Кто-то альбомы записывает, а мы выпускаем клипы.
Анастасия СОЛОНОВИЧ