"Включите радио — практически все песни на русском языке. Это неправильно. "
Дмитрий Кочеровский спустя 10 лет после победы на фестивале в Молодечно — об известности, выигранных “Жигулях” и белорусских композиторах
Когда вы будете держать в руках этот номер газеты, юноши и девушки из разных уголков Беларуси, прошедшие предварительный отбор для участия в конкурсе молодых исполнителей белорусской эстрадной песни, будут переживать и волноваться, стоя на сцене молодечненского Дворца культуры. От их выступления сегодня будет зависеть не только, возьмут ли они приз конкурса, но и изменится ли их судьба. К примеру, как судьбы победителей предыдущих лет — Натальи Тамелы, Дмитрия Кочеровского, Ларисы Грибалевой, Александра Соловьева и других.
Корреспондент “НГ” встретилась с победителем конкурса молодых исполнителей “Молодечно-2001” Дмитрием Кочеровским — солистом Национального академического концертного оркестра Беларуси под управлением профессора Михаила Финберга. Лауреат международных конкурсов сегодня, десять лет назад он был очень скромным 23-летним парнем без серьезного музыкального образования, но сумел покорить жюри силой своего голоса и красотой песни “Лодка белая”.
— Дима, вы помните, как решили принять участие в конкурсе?
— У меня уже был небольшой конкурсный опыт. В 99-м я участвовал в телевизионной “Зорнай ростані”. К слову, после нее Михаил Яковлевич и пригласил меня в свой оркестр. Спустя два года снова захотелось попробовать себя. Тем более в репертуаре у меня были красивые песни на белорусском языке, которых требовали условия конкурса.
— Победа в Молодечно была ожидаемой?
— Нет, конечно. Мне пришлось выступать рядом с такими сильными конкурсантами, как Наташа Подольская, к примеру.
— А приз?
— (Улыбается.) Разговорчики были. Но как-то слабо верилось. Я участвовал в конкурсах до этого. Но везде победителей ждало только денежное вознаграждение. А тут — автомобиль “Жигули”. Я был в шоке, честно.
— Машина сохранилась?
— Думаю, сохранилась. Наверняка, на ней кто-то катается. Она у меня три года побыла. А потом я ее продал. Я так смотрел за ней, аккуратненько ездил. Это же был мой первый автомобиль.
— Кроме приза, необычным в тот год было и жюри. Вас оценивали журналисты.
— И поэтому, мне кажется, конкурсантам было нелегко. Журналисты — такая братия: как есть, так и напишут, так и скажут.
— Вы ощутили, что после конкурса стали известным?
— Да не-е-е-ет. Я и сейчас не знаменитый. Мне и так хорошо (смеется). Хотя фестиваль был тогда на самом подъеме, белорусская песня была в почете. Поэтому, возможно, и засветился немного.
— Дима, вы потом участвовали еще во многих конкурсах. Как могли бы оценить уровень молодечненского?
— Смотря что оценивать. Если организацию конкурса — то он у нас, конечно, на высшем уровне. Если говорить об исполнителях и песнях — их нельзя сравнивать вообще. На международных конкурсах артисты разные, поют на своем языке. В Молодечно — конкурс белорусской песни, проходит в одном формате.
— Следите ли вы сейчас за конкурсом?
— Конечно, слежу. Так получается само собой. Я прихожу на работу в концертный оркестр, а конкурсанты репетируют в нашем зале. Поэтому, конечно, слушаю, отмечаю интересные песни. Ведь, признаться, сейчас очень мало композиторов создают музыку для текстов на белорусском языке. А мне белорусские песни так нравятся! К примеру, сочинения Игоря Паливоды. Отличный был композитор. Жаль, что его уже нет в живых. А из современных (задумался) даже не припомню, чтобы кто-то предложил что-то достойное.
— Может, стоит самому написать?
— Можно. Но я не композитор. Что-то сочиняю иногда. Но очень редко. По-моему, этим должны заниматься профессиональные композиторы.
— А каких песен больше в вашем репертуаре?
— На русском языке. К сожалению, белорусские не столь востребованы. А спрос, как понимаете, рождает предложение. Что слушают, то и поем. Включите радио — практически все песни на русском языке. И большинство из них — в исполнении российских артистов! Это неправильно. У нас должно быть свое хорошее и достойное. Неплохо было бы в рамках фестиваля в Молодечно организовать конкурс новой белорусской песни и учредить приз для композиторов. Для них был бы стимул создавать белорусские песни.
— Десять лет назад ваша музыкальная карьера только начиналась. А если заглянуть на десять лет вперед? В каких направлениях вы хотели бы развивать свой музыкальный талант?
— Композитором я точно не стану. Во-первых, для этого надо учиться. А куда мне учиться! Я уже ста-а-арый (улыбается). А во-вторых, и Божье призвание должно быть. А как артисту мне нужны просто благодарные слушатели и хорошие, интересные песни, с которыми я надеюсь встретиться на своем творческом пути.
— Дима, что вы пожелали бы молодым исполнителям, которым придется выступать на молодечненской сцене? Тем более у вас уже есть опыт.
— Опыт есть, но с волнением я никогда не мог справиться. Не справился бы и сейчас. Я просто желаю им душевного спокойствия. Пусть сосредоточатся на песне и верят в удачу.