Вячеслав Кубарев: слуга кино и живописи
На эту профессию редко обращают внимание в титрах. Но без этих людей не бывает кино. Они первые помощники режиссеров, а часто и спасители. Наш герой родом из России стал родным для Беларуси. Его кинокартины смотрят не одно десятилетие, а живописные полотна хранятся в главных музеях обеих стран. Но до конца жизни Вячеслав Кубарев оставался скромным человеком, за кадром славы. Корреспондент МТРК «Мир» Нона Нерсесян встретилась с теми, кто имел честь работать с ним бок о бок.
Его называли «мальчик с чемоданом», он никогда не расставался с этюдником. Пропадал часами в лесу, а потом возвращался с десятками работ. Таким был маленький Слава и художник кино - Вячеслав Кубарев. А родился наш герой в июле 31-го в Кировской области. Жил и учился в Горьком, служил на флоте. Но и посреди бескрайних морских просторов не переставал писать. Однажды, приехав на побывку домой, молодой моряк встретил свою судьбу.
Симпатичная Настя сразу приглянулась художнику-матросу. Вскоре после свадьбы Вячеслав уехал учиться во ВГИК. Анастасия Николаевна может подолгу рассматривать эту фотографию. Дружные ВГИКовцы: Евгений Игнатьев, Владимир Дементьев и Вячеслав Кубарев. Всей троице досталось направление в Беларусь. Как они сами шутили: «поднимать» кинематограф. Шутка стала явью.
С картиной «Альпийская баллада» он ворвался в советский кинематограф. Его первая большая работа стала своеобразным символом белорусского кино. Фильм по одноименной повести Василя Быкова запомнился и прекрасной игрой актеров, и красивой работой художника.
Владимир Поночевный - выпускник ВГИКа, успешный актер. Однажды решил уйти за кадр и стал режиссером. На съемках сериала «Государственная граница» судьба свела его с Вячеславом. Режиссер вспоминает: Вячеслав рисовал эскизы буквально к каждому кадру. Во время съемок этими крохотными набросками пользовались и режиссёры, и операторы. Кубарев быстро находил решение любой проблемы. Даже отсутствия массовки.
«Особенно памятна сцена, когда эмигрирует большое количество людей за границу. Здесь и купцы, и дворяне, и простой люд. У меня не хватало массовки, я обращался в горком партии, мне там не нашли нужное количество человек, был не сезон. Вместо нужных для картины тысячи лиц у меня было в массовке всего лишь 300. Тогда я пошел за советом к Славе. Он мне и подсказал, чтобы я попросил оператора не снимать широкой камерой, а людей поставить клином. Я так сделал, и все удивительным образом получилось», - вспоминает Владимир Поночевный.
До начала съемок вместе с режиссером Вячеслав всегда выезжал на предполагаемую площадку. Останавливался в местах, которые, по его мнению, могли подойти для эпизодов. Говорил, что нужно пропитаться, подышать воздухом, только после этого можно приступать к режиссерскому сценарию.
«В первой «Государственной границе» у нас снимался кабинет Ленина. И Юрий Иванович Каюров, который был дежурным Лениным СССР, пришел в павильон и сказал: «Да, это именно так!» И Слава, действительно, по крохам собирал этот зеленый колпак на лампу, письменный стол: ручки, чернильницы - все это было с трудом доставлено в павильон», - рассказывает Владимир Поночевный.
«Москва-Генуя», «Полонез Огинского», «Круглянский мост» и десятки других картин. Но кроме работы в кино Вячеслав Кубарев написал сотни живописных полотен. Некоторые из них находятся в коллекции Третьяковской галереи, многие в частных собраниях. Картина «На минском море» - достояние Национального художественного музея Беларуси. Вячеслав особенно любил пейзажи.
«Это была светлая личность в нашем искусстве, в наших человеческих отношениях и качествах. Он был выдающимся живописцем, хотя казалось такой жанр, как киноискусство, не требует особой живописи. Кубарев обладал качеством стопроцентного живописца», - подчеркивает народный художник Беларуси Май Данциг.
Народный художник Беларуси Георгий Поплавский был соседом Вячеслава по мастерской. Встречались часто, общались, показывали друг другу работы. Сегодня, сетует художник, имя Вячеслава незаслуженно забыто. И радуется, когда на выставках видит кубаревские холсты.
«Мы всегда завидовали художникам кино и вообще киностудии, потому что у них были маршруты в самые отдаленные места. Ради трех минут фильма ездили в Забайкалье, Прибалтику. Он был нам ценен в том числе тем, что открывал новый мир», - отмечает народный художник Беларуси Георгий Поплавский.
О нем говорили: слуга двух господ. Работал и в кино, и в живописи. А он не мог иначе, хотел запечатлеть все красивое, что видел вокруг. Во время съемок фильмов вставал с петухами. Когда вся группа спала - ходил на этюды, когда все просыпались - приходил с чемоданчиком свежих работ.
«Я любила смотреть, как он работает, он настолько азартно трудился, что меня это увлекало. В то же время он заставлял и меня что-то делать», - вспоминает дочь В.Кубарева Ольга Вологдина.
Он любил брать семью на этюды и съемки. Любил бродить с родными по улицам Минска. Сегодня мать и дочь гуляют по знакомым местам вдвоем. Он рано ушел из жизни - в 64.
«Я сейчас очень жалею, что работала в садике, надо было уволиться и сидеть у него в мастерской. Он любил, чтобы мы были рядом, когда он рисовал этюды, эскизы», - признается вдова В.Кубарева Анастасия Кубарева.
По иронии судьбы художник из России со своими однокурсниками создал фильмы, которые стали классикой белорусского кино. Это работа за кадром. Но именно глазами художника-постановщика смотрят на будущую ленту сначала режиссеры, потом операторы, а в итоге и сами зрители.