ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНОГО РАРИТЕТА
26.05.2011
—
Новости Культуры
Реставрированный «Апостол» из легендарной типографии братьев Мамоничей на днях смогли увидеть журналисты в Национальном историческом музее.
«Апостол» — одна из трех книг, изданная в Вильно после 1595 г. Она представляет собой огромную библиографическую и историческую ценность. Ценна она потому, что вышла из-под пресса типографии, в которой были выпущены также «Статут Великого Княжества Литовского» и «Трибунал Великого Княжества Литовского». Эта книга — один из немногих сохранившихся памятников белорусского кириллического книгопечатания.
«Апостол» был напечатан после 1595 года в Вильно (точная дата выхода неизвестна). В 2001 книга выкуплена у частного лица и находилась в плачевном состоянии: переплет был изношен и отделен от книги, страницы загрязнены, некоторые были обрезаны под самый текст или вовсе утеряны. Чуть более года назад средствами «Белвнешэкономбанка» была начата ее реставрация. Восстановлением книги занимался известный мастер Андрей Андреевич Крапивка и его жена Ирина Зеленая-Крапивка. На счету реставратора уже три «Апостола». «Хотелось бы двенадцать, но, боюсь, не успею», — шутит он.
Труда и денег в эту книгу вложено немало. Страницы необходимо промыть и отбелить. Затем восстановить отсутствующие части. Для этого используется дорогостоящая бумага с особым составом, которую производят в России и некоторых странах Европы. По словам Андрея Крапивки, для реставрации этой книги потребовалось много специальной бумаги. Необходима была кожа для обложки, и она нашлась, кстати, белорусского производства.
Книга экспонировалась в музее только несколько часов, а после отправилась в фондохранилище, где она будет содержаться в специальной бескислотной капсуле.
Сейчас А.А.Крапивка занимается восстановлением более ранней копии «Апостола», напечатанного Иваном Федоровым в 1574 году во Львове.
На презентации много говорили о профессии реставратора. Андрей Крапивка высказал опасения, что в стране скоро не станет людей, которые бы занимались этим делом. Все те, кто сейчас восстанавливают книги, близки или перешагнули пенсионный возраст. «У нас нет преемников. Все знания, в случае моей смерти, я заберу с собой. И это происходит не потому, что я не хочу ими делиться, а потому, что сложно найти молодого человека, который бы согласился работать за такую зарплату. О том, что есть такая профессия, не знают даже в центре занятости. Она не числится как профессия в списке».
Сохранение и восстановление предметов старины — это взаимовыгодный процесс. Для банка это интересный проект, который он сможет использовать для своего дальнейшего развития. Для людей — это возможность видеть перед собой старинный предмет, изучать его, это еще одна спасенная ценность, а для музея — еще один интересный экспонат.
Татьяна ЕМЕЛИНА