Здесь должна быть ваша реклама
Здесь должна быть ваша реклама
С Виктором Корбутом по стране и миру |
Более 1.000 турфирм зарегистрировано в стране. И лишь 1 процент из них целенаправленно занимается приемом гостей из–за рубежа, подсчитал Геннадий Левшин, директор одной из таких компаний. Остальные продают Турцию и иже с нею. Большую часть приезжих составляют россияне. Наплыв путешественников из других стран пока только ожидается. Тем не менее в прошлом году побывавшие в Беларуси туристы потратили здесь более триллиона рублей. И это только «организованные», то есть купившие путевки. А всего в 2010–м страну посетили 4 миллиона иностранцев. Однако немногие из них заинтересовались достопримечательностями Минска, не говоря уже о глубинке. Большинство побывали тут проездом или по делам.
Санатории и агроусадьбы пользуются спросом, но не у миллионов, а у тысяч туристов. К тому же количество мест в них ограничено. Чтобы задержать проезжающих через нашу территорию «транзитчиков», нужно расставить «ловушки» на дорогах. Самое элементарное — броские указатели. Но в каких направлениях?
Накануне позвонил мне коллега из Литвы. Давно мечтал поездить по Беларуси. И вот наконец выбрался. Новогрудок, Любча, Мир, Несвиж — добрался без проблем. Причем своим ходом, ориентируясь по подсказкам, почерпнутым в книгах и интернете. А потом растерялся.
— Еду в Ружаны — смотреть замок Сапегов, проезжаю Коссово. Есть ли там что–нибудь интересное? — слышу его вопрос в телефонной трубке. Судя по всему, на пути следования путешественника нет никаких указателей ни на коссовский неоготический дворец Пусловских, ни на соседнюю усадьбу Тадеуша Костюшко — национального героя Беларуси, политического и военного деятеля Речи Посполитой. Логика подсказывает: на шоссе должны стоять рекламные щиты. Ведь тут же проходили детские и юношеские годы Адама Мицкевича, классика мировой литературы. Однако автомобилист никогда об этом не догадается. Проедет мимо Коссово — и, скорее всего, даже не заподозрит, что миновал знаковое место.
Реклама — двигатель прогресса. Эта прописная истина, видимо, неизвестна в некоторых регионах, отнюдь не бедных на достопримечательности. Дежурная фраза «нет денег» не может служить оправданием. Наверное, для того чтобы развивать туризм, нужно иметь элементарные знания о своем крае. Если же в регионах нет энтузиазма делать деньги на возможностях, данных историей и природой, то никто их не «вытянет» на передовую современного рынка путешествий.
Еще, конечно, нужны фантазия и даже, если хотите, наглость. Тим Ричардс, автор популярных путеводителей в серии Lonely Planet, попытался заинтересовать западную публику «малоизвестными» странами Восточной Европы. Он доказал на примере фото и фактов, что Софийский собор XI века в Киеве не менее удивителен, чем его ровесник — знаменитый кафедральный храм в британском Йорке. Путешествие по Дунаю может быть столь же романтичным, как и прогулка по Рейну. А венгерский гуляш не сравним ни с одним блюдом на континенте. Гурманы и умники станут спорить. Но слово Ричардса зацепит огромную армию читателей и увлечет их в новые страны.
В интернете уже появились броские мифы на белорусские мотивы: с пирамидой Хеопса сравнивают усыпальницу Завишей в Узде, Каменецкую вежу — с донжоном в Руане, где в заточении сидела Жанна д’Арк. Сходство и вправду удивляет! «Надо же! Все у нас есть. Осталось только весь мир в этом убедить», — резонно замечает комментатор в блогосфере. Но первым делом нужно поставить на трассах указатели...
Впрочем, нечто подобное я уже видел: например, в Поставском районе в конце апреля на территории усадьбы Зюзи Поозерского установили двухметровый памятник пасхальному яйцу. Теперь регион позиционирует себя как уникальное место соединения католических и православных традиций празднования «Вялiкдня».
А в Воложинском районе вот уже полгода работает единственный в стране музей пчеловодства. Его создал, кстати, в деревне Борок увлеченный человек Василий Фролов с помощью программ ЕС и ООН. Это одно из свидетельств взаимного интереса Беларуси и мирового сообщества.
Так что, действительно, все у нас есть. А если чуть приложить старания — и мир в этом убеждать не потребуется!
Автор публикации: Виктор КОРБУТ