От первого лица
От первого лица
Книжный навигатор |
Янка Брыль. З людзьмi i сам–насам. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2011.
Имя народного писателя Беларуси Янки Брыля в рекламе не нуждается, но далеко не каждый знаком со всем диапазоном творчества классика. В школе изучают его повести и рассказы, некоторые из них, разумеется, включены в сборник — например, прелестный «Цюцiк», одно из лучших произведений для детей о взаимоотношениях с братьями меньшими. Но Янка Брыль остался в истории литературы еще и как мастер нон–фикшн, невыдуманной прозы. В разделе «Запiсы i мiнiяцюры» приводятся размышления писателя за 1996 — 2002 годы. Здесь и рефлексии на тему общеизвестных событий, и неповторимые наблюдения за «мелочами жизни». И своеобразный читательский дневник. Так что, ознакомившись с миниатюрами Брыля, юный книгочей получит «наводку» на множество других интересных авторов и из мировой классики, и из современности. Рассыпан здесь и цитатник — Брыль любил записывать впечатлившие его высказывания, например: «Самюэль Джонсан: «Я нiколi не адчуваў жадання пагутарыць з чалавекам, якi напiсаў больш, чым прачытаў». Впечатляет, сколько прочитывал уже в преклонном возрасте сам Брыль. Это очень «просторная» и «широкая» проза, человечная и белорусская.
Герта Мюллер. Сердце–зверь. Санкт–Петербург, Амфора, 2010.
Когда Нобелевскую премию по литературе за 2009 год вручили практически неизвестной у нас немецкой писательнице Герте Мюллер, известие в основном было встречено скептически. Мол, очередная политическая конъюнктура... Герта Мюллер выросла в Румынии времен Чаушеску. Потом переехала в Германию. Книга «Сердце–зверь» стала для меня одним из самых ярких читательских потрясений, а таковые со мной случаются все реже и реже (увы, издержки профессии). Конечно, нам, наследникам социализма, реальности Румынии 1950 — 1960–х годов, когда по радио звучат пролетарские песни, на собраниях единогласно голосуют за исключение из института поддавшихся «буржуазному влиянию», а чулки–паутинки и настоящая тушь для глаз — невероятная драгоценность, понятны более, чем, скажем, наследие южноафриканского апартеида, которое описывает еще один нобелевский лауреат Кутзее. Но «Сердце–зверь» — повествование не просто публицистическое. Оно пронзительное, динамичное, очень образное и человечное. Роман рассказывает о судьбах четырех молодых людей. Они по происхождению немцы, у некоторых отцы служили в гитлеровских войсках, от этого социальный груз еще больший... Главное, что отличает героев от их ровесников, — способность к самостоятельному мышлению и обостренное чувство справедливости. Это делает их изгоями в системе, заставляет найти друг друга. Все они выходцы из деревень или местечек, им суждено жить «в народной гуще»... Один по распределению оказывается инженером на скотобойне, любимое развлечение работников которой — пить свежую телячью кровь. Второй — учитель в сельской школе, третья — переводчица технических инструкций на заводе... И все они пытаются сохранить интеллект и совесть, донести правду о том, что делается вокруг... А ведь в их эпоху преступлением считалось просто чтение стихов западного автора!.. И даже когда некоторым из них удается переправиться в Германию, их на чужбине отнюдь не ждут. Там они просто нищие беженцы. Зачем же все это было? Автор считает, что за чувство собственного достоинства стоит бороться и умирать... Вспоминаются фильмы «Стиляги» и «Жизнь других»... Любопытно, что на схожую тему недавно появился роман Людмилы Улицкой «Зеленый шатер».
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ