Вива ла Дива. Только Маргарита Александрович знает, как сантехнику стать опереточной дивой
Ей когда-то авторитетно посоветовали забыть о сцене и петь разве что в душе. Сегодня ведущая артистка Белорусского государственного академического музыкального театра, эффектная блондинка, которую сравнивают с Мэрилин Монро, занята в самых популярных спектаклях столичной музкомедии. Роль шансонетки Сильвы она сыграет уже во второй постановке. Буквально перед премьерой корреспонденту «НГ» удалось расспросить Марго о любимых ролях, поклонниках и настроении на сцене.
— Маргарита, расскажите, чем эта “Сильва” отличается от прежней?
— В предыдущей постановке были две главные героини, и это отвлекало. В этой на первый план поставлена жизнь Сильвы. Все вертится вокруг нее, вокруг кабаре. Ее образ здесь ярче, богаче, показаны все ее эмоции, страдания. А вообще что-то сказать с уверенностью можно будет только после нескольких спектаклей. Шоу пока только собирается, вчера, например, мы с художником по костюмам создавали мой будущий костюм. Рвали юбку, чтобы получились неровные лоскутки. Это будет настоящий бурлеск! Свет, грим, декорации...
— А Сильва на вас похожа? Как-то раз вы признались, что лучше всего вам удаются героини, которые являются вашими антиподами.
— Это правда, я люблю играть женщин, которые на меня не похожи. Противоположности меня притягивают. Когда роль написана для меня, я в ней таю, как мороженое. Думаешь, что героиня — это ты, и в результате просто растворяешься. Роли на сопротивление получаются у многих актеров лучше, потому что никто от тебя этого не ждет. Но Сильва мне близка. Эта роль дает возможность почувствовать себя настоящей женщиной: есть что попеть, есть что сыграть.
— Маргарита, с выбором профессии вы определились не сразу. Как звучит название вашей первой специальности?
— “Монтаж и обслуживание санитарно-технических устройств зданий”. Я окончила Минский архитектурно-строительный техникум. Хотела быстрее уйти из школы, а в музыкальное училище брали только с 18 лет. Очень не любила учиться. Не прогуливала, не числилась в отстающих, но школа навевала на меня тоску. Я с удовольствием ушла в техникум. Потом параллельно поступила в консерваторию. По специальности я не работала ни дня, места не нашлось. Никто меня не брал. Говорили: посмотри на себя в зеркало, как ты будешь командовать на стройке рабочими?! Но я особо и не расстроилась. Музыка поглотила меня.
— Когда-то вы приходили на прослушивание в оркестр Михаила Финберга...
— Было дело. Я забыла слова от страха, и мне сказали: никогда больше не пойте, это не ваше. Сейчас я сама преподаю и стараюсь не быть максималисткой по отношению к своим ученикам. У кого-то голос пока просто зажат, кто-то недавно перенес ангину, разные случаи бывают. Нельзя спрогнозировать будущее студента. Все очень непредсказуемо. Многое зависит от обстоятельств, а не только от таланта. Прекрасные данные без характера могут привести в тупик. У каждого свой потолок развития таланта. Есть здания пятиэтажные, а есть десятиэтажные. Так и в творчестве. Сложность профессии музыкантов, дирижеров, скрипачей, певцов в том, что надо каждый день работать над собой. Сегодня, допустим, ты играл, как бог. Но завтра все может измениться. Все равно надо репетировать, распеваться. Нет предела совершенству. Если человек на каком-то этапе считает, что он всего достиг, значит, началось падение. Это как в спорте. Хороший требовательный режиссер, как тренер, никогда не дает тебе “окаменеть”.
— Студенты вас наверняка любят: красивая, популярная...
— Даже не знаю, что и сказать. Кличек вроде не дают. Я их люблю, стараюсь к каждому найти индивидуальный подход. Кого-то приходится ругать, заставлять, всякое бывает. Я хочу, чтобы они все хорошо устроились в жизни. Вокал — это очень полезно для здоровья. Для души. Спел — как в церкви помолился. А голос есть у всех...
— В оперетте всегда весело. А что делать, если слезы на глазах наворачиваются? Как выходить на сцену?
— В прошлом году умерла моя бабушка. В тот день у меня был спектакль, замены не нашлось. В какой-то момент я расплакалась и думала, что не смогу выйти на сцену. Вот тогда и задумалась о всех трудностях профессии. Мы должны сохранять молодость души, обаяние, задор как никто! У зрителей хватает своих проблем, они приходят в театр отдохнуть и развеяться. Так что вариантов нет — стиснул зубы и вперед!
— На отдых время остается? Как вы расслабляетесь?
— Когда идет подготовка к премьере, честно признаюсь, дома ничего не делаю. Выспаться, отдохнуть — на ритуалы времени нет со всей этой суетой. Некогда! А так люблю отдыхать на природе. Шашлык, хорошая компания, море. Вода растворяет все плохое. Ничего не люблю больше, чем воду. Когда я плаваю, я счастлива. В бассейн не хожу, боюсь сквозняков.
— Маргарита, вы всегда играете красавиц. Но ведь рано или поздно придется сменить амплуа. Вы к этому готовы?
— Переход у некоторых актрис происходит болезненно. Красавиц бесконечно играть нельзя. Меняются поколения, нельзя постоянно быть молоденькой ни на сцене, ни в жизни. Одно радует — не ты один. Но все зависит от того, как ты сохранился, сумел ли заинтересовать режиссера. В любом возрасте можно найти сильную роль.