Струнный авторитет
Струнный авторитет
Сегодня в Большом зале Белгосфилармонии пройдет юбилейный концерт Национального академического народного оркестра им. И.Жиновича, посвященный 80–летию коллектива. Два отделения концерта дадут полное представление о том, в какой творческой форме находится прославленный коллектив сегодня: в первом — «Инструментальные голоса» — выступят лучшие солисты, во втором прозвучит знаменитая, во многом эпохальная для своего времени музыкальная поэма «Гусляр» Игоря Лученка и Владимира Мулявина, написанная на литературной основе поэмы Янки Купалы «Курган».
— Эта поэма очень подходит нам по своему содержанию, по наполнению, по той вечной идее, которая в ней заложена, — поясняет свой выбор для юбилейного концерта главный дирижер оркестра им. И.Жиновича, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии и премии «За духовное возрождение» Михаил Козинец. — Такой оркестр, как наш, должен соответствовать своему названию не только по афише, но и по сути. Если он — национальный, академический, народный, значит, и наполнение программ должно быть соответствующим.
Тем более что здесь совпало 2 юбилея: мы отмечаем 100–летие этой поэмы Купалы и 80–летие оркестра. Это стало первым толчком к воспроизведению замечательного произведения, написанного Игорем Михайловичем Лученком в 60–е годы. Тогда это была кантата «Курган». В 70–е годы в своей аранжировке исполнение осуществил Владимир Мулявин в ансамбле «Песняры», и она превратилась в музыкальную поэму «Гусляр». Для нашего концерта мы взяли именно вариант «Песняров». Мне кажется, зрители увидят очень интересное воплощение. Мы столько репетировали с коллегами, столько спорили... Главные партии исполнят Петр Елфимов и Ян Жанчак.
— Почему именно они?
— Когда я работал ректором Белорусской государственной академии музыки, Петр Елфимов в то время был студентом, и я наблюдал за ним. Видел, что параллельно с академическим направлением у Петра очень удачно сочетается джазовая импровизация, экспрессивное ощущение драматургии песни, ее поэзии. Петр уже исполнял с нашим оркестром и сольный концерт, и участвовал в других проектах. Ян Жанчак — на мой взгляд, перспективный молодой артист, по своему характеру соответствующий образу Князя. Мне кажется, благодаря такому выбору солистов нам удалось главное — передать противопоставление этих двух героев, двух антагонистов — Гусляра и Князя, заложенное в поэме Купалы.
— Михаил Антонович, в юбилей принято подводить итоги. Как вам кажется, с какими нерешенными проблемами оркестр подошел к 80–летию?
— Если и есть сегодня проблемы, то не столько конкретно оркестра Жиновича, сколько целого музыкального направления. Например, исполнительские навыки белорусских цимбалистов, на мой взгляд, давно переросли технологические возможности белорусских цимбал. К сожалению, на сегодняшний день даже та база, которая находилась в Борисове, закрыта. Есть, конечно, надежда, что в каком–то новом виде она вновь возникнет... Если мы потеряем этот пласт нашей инструментальной народной музыки, то фактически поставим под сомнение изучение наших музыкальных традиций. Связь времен разорвется, и восстановить ее будет невозможно.
— У молодых лауреатов, которые приходят к вам, те же ценности, которые были у вас, когда вы начинали?
— К счастью. И это всегда должно быть заботой руководства оркестра — помочь адаптироваться в оркестре музыканту, получившему не одно лауреатское звание. Большое расточительство — не использовать то, что таким учеником наработано. Все те предложения, которые исходят от них, мы стараемся реализовать. Нам это дает дальнейшее развитие, а им, надеюсь, стимул находиться в прекрасной форме.
Сегодня мы даже вынуждены отказывать хорошим музыкантам, потому что штатное расписание не безразмерно, а штат у нас укомплектован. В оркестре 50 артистов творческого состава, из них: 22 лауреата международных и национальных конкурсов, 5 заслуженных артистов, 2 народных. Конечно, каждый из лауреатов хочет реализоваться и выступить с оркестром. Но очень сложно дать возможность каждому продемонстрировать свое мастерство. Поэтому в сегодняшнем юбилейном концерте мы посвятим солистам целое первое отделение. Покажем весь наш букет инструменталистов.
— Михаил Антонович, у вас хватает времени отдыхать? Например, выйти летом с утра по росе с косой? Вы как–то признавались, что для вас это — особый ритуал.
— Да, я рос в деревне, прожил там 16 лет, и ежедневный труд был совершенно естественным состоянием молодого человека того времени. Уже в 12 лет я стоял в покосе вместе со взрослыми. И как таковых летних каникул не было, были летние работы. Сейчас в Острошицком Городке у меня есть небольшой участок в 6 соток, и, несмотря на то, что в моде электрические косилки, мне иногда приятно взять косу в руки. Хотя косить на моих 6 сотках особо и нечего — участок маленький. Но тем не менее в эти мгновения ко мне возвращается ощущение радости и воспоминания о том, чего уже не вернешь: мое детство, юность, ушедшие родные и близкие. Для меня это всегда было поразительным: навык труда, приобретенный тобой в детстве, снова тебя туда возвращает... Взяв в руки косу, я сразу вспоминаю, что косить меня учил дед, он же играл на скрипке. Петь нашу белорусскую песню научила мама. Гармоник купил отец...
Иногда ощущаешь свои корни в народной песне, в инструментальной музыке, в случайных переборах или виртуозных вариациях. Аутентичная белорусская песня великолепно сохранилась в Полесском регионе, западной части Беларуси, некоторых районах восточной. Те записи, которые делаются сегодня Академией наук, фольклорными коллективами академии музыки, — неоценимая работа по сохранению музыкального наследия. Именно оно держит становой хребет культуры, ощущение связи во времени, со своей землей. Нам нельзя этого забывать.
И при абсолютно «экологически» чисто сохранившихся народных традициях в Беларуси сложилась замечательная композиторская школа: и песенники, и классики, и молодые авторы. Увы, им нелегко. Восприятие слушателем именно классического, фундаментального направления не всегда адекватно. Время сейчас попсово–развлекательное, в первую очередь идет заманчивый видеоряд, а уж потом содержание. В серьезной музыке задачи совершенно иного характера. И ее следует прививать, как, допустим, следует объяснять ребенку, что черный хлеб и молоко полезнее «Сникерса». Это необходимая дидактика. И она формирует внутренний мир человека с ощущением высокой культуры, только такой человек может считаться гражданином.
— Что бы вы пожелали своему коллективу в канун 80–летия?
— Сохранять традиции, которые были заложены Иосифом Жиновичем. Получать как можно больше впечатлений от встреч с хорошей музыкой, композиторами, исполнителями. Задача оркестра — не работать для себя, а показывать искусство. Делать его необходимым, близким, свежим, доходчивым и новым для слушателя. В этом единстве масса противоречий, но надо стараться их объединить в одну волнующую стихию музыки.
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ