Градус напряжения

Источник материала:  

Градус напряжения

Градус напряженияСпектаклем бывшего главного режиссера Натальи Башевой «Тарас на Парнасе» Белорусский республиканский театр юного зрителя начал свой новый, 55–й сезон на площадке Дома литератора. Начал в непростых условиях: здание по улице Энгельса закрыто на капитальный ремонт, который будет закончен только в 2013 году. Тем не менее это обстоятельство не отменило ни премьер, ни боевого духа труппы.


Технической базой ТЮЗа стал кинотеатр «Электрон», расположенный недалеко от МКАД, что не добавляет оптимизма и наводит на мысль: неужели детскому театру нельзя было найти на время ремонта хорошую площадку для декораций и технического оборудования где–нибудь в центре? Еще больше вопросов возникает после того, как появилась информация, что и «Электрон» у ТЮЗа собираются отобрать. Напомним, вместе с ТЮЗом закрыты на реконструкцию Купаловский и Молодежный театры. Площадок не хватает, но театральный конвейер не может останавливаться, поэтому уже более двух лет детский театр играет свои спектакли в самом центре города — в Доме литератора.


Правда, техническое оснащение этой площадки оставляет желать лучшего: можно ли играть профессиональные спектакли без профессионального освещения? Могут ли зрители получить удовольствие от действа, если сидят в зале в шубах и шапках? В общем, репертуарную политику ТЮЗа, сформулированную когда–то режиссером Андреем Андросиком: «Театр юного зрителя — наш семейный театр», сегодняшняя ситуация проверяет на прочность.


Градус напряжения— Почти 2 года мы не работаем на своей родной сцене, и это действительно проблема, — без лишних эмоций реконструирует ход событий директор театра Юрий Кулик. — Первоначальную сметную стоимость ремонта нам урезали с 60 млрд. рублей до 37,5 млрд. Это значит, нужно было вносить изменения в архитектурное решение. С трудом мы нашли подрядчика из Гродно, готового выполнить работы за такую цену. Но на это ушел год. У нас часто говорят: «Все лучшее — детям», но мы столкнулись с тем, что на самом деле это лучшее выделяется по крохам.


Даже после того как нам урезали сумму, мы получим наверняка не шикарный, но нормальный приличный театр с хорошей сценой. Планируется, что работы закончатся в 2013 году. То есть еще 3 года мы будем работать на других площадках, но здесь нас тоже ожидали свои сюрпризы.


Наше старое помещение мы покинули уже окончательно и переехали в «Электрон». Городские власти вложили немало денег, чтобы произвести там ремонт: сделан зал, сцена, на которой можно репетировать и сдавать спектакли, мы перевезли туда наши кресла. Но вот совершенно неожиданно получаем письмо из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с просьбой освободить здание к январю, так как министерство планирует сделать там свой музей. Это был такой шок для нас! По условиям аренды мы могли там находиться до апреля. Надеюсь, что это всего лишь недоразумение и общими усилиями мы его решим в самое ближайшее время.


В здании, в котором мы работаем сегодня — Доме литератора, тоже есть свои проблемы: прошлой зимой температура в зрительном зале не поднималась выше 12 градусов. Я, честно говоря, не предполагал, что такое может быть, просто блокадный Ленинград — дети с родителями сидели в шапках и шубах, а на сцене актрисы в легких платьях разыгрывали «Дюймовочку».


Но плановые показатели надо выполнять, и мы мужественно это преодолели. Кстати, несмотря на то что количество мест из–за переезда уменьшилось с 400 до 200, с планом у нас все в порядке. Заполняемость зала — 90 процентов. Но если ситуация с аномальным холодом повторится и в этом году — мы просто не будем играть. Выполнение плана — это, конечно, хорошо, но нам нужно думать о детях. Я как директор не пойду на то, чтобы в сегодняшнее время юные зрители находились в зрительном зале при 12 градусах. Это ненормально. Это тогда не театр.


Нового главного режиссера театра Владимира Савицкого хозяйственные проблемы не пугают. Уже сейчас идет работа над 4 премьерами. В планах театра — Алексей Арбузов, Дарио Фо, Альдо Николаи, Франтишек Алехнович, другие известные имена драматургов. В этих проектах сейчас занята большая часть труппы, как молодежь, так и зрелые мастера ТЮЗа.


— Я не разделяю театр на взрослый и детский, — подытожил Владимир Савицкий. — Это моя принципиальная позиция. Театр или есть, или нет. Мне хочется продолжить идею «семейного театра» Андрея Андросика. И прошлые заслуги ТЮЗа я не собираюсь перечеркивать. Коллектив с такой биографией не может начинаться с чистого листа. Не все так плохо: две сцены — это замечательно! Мы запустили 4 спектакля, вся труппа работает. Даже в таких условиях надо формировать достойную вечернюю афишу — этого заслуживают и актеры, и зрители.

Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Чудаки на велосипедах

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика