Будущее и прошлое Белорусского вокзала
В воскресенье исполняется 140 лет Белорусскому вокзалу российской столицы. Юбилей отметили торжественными мероприятиями. За всю свою историю вокзал девять раз менял название. А своеобразным подарком к юбилею стало расширение географии маршрутов. Планируется масштабная реконструкция и реставрация.
Ни один вокзал Европы так часто не переименовывали, как Белорусский. У него девять названий: Александровский - в честь императора Александра, Брестский, Московско-Балтийский. Вывеска менялась в зависимости от политического момента или конечного пункта следования.
140 лет назад отсюда можно было уехать разве что в Смоленск. Собственно, и вокзал назывался не Белорусским, а Смоленским. За почти полтора века истории столько всего изменилось - теперь пассажиры могут отправиться с Белорусского хоть в подмосковное Одинцово, хоть на французскую Ривьеру. В Ниццу.
До Ниццы от Тверской заставы теперь двое суток поездом. По пути - Варшава, Вена, Верона, Милан, Генуя и Сан-Ремо. Впрочем, пока маршрут не обкатанный - первый выезд назначен на 23 сентября.
А в вокзальном ресторане путешественники обедали лет сто назад. Сейчас он, правда, не работает, но интерьеры сохранились. Так называемый царский угол - когда-то этот коридор служил VIP-залом для императора и его семьи. Теперь - выход к платформам.
"Опоры навесов имеют возраст почти 100 лет и при реконструкции вокзала их сдавали на реставрацию, придали им изначальный вид и установили на место", - объяснил Алексей Калупин, главный инженер Белорусского вокзала.
Белорусский вокзал сохранил приметы всех эпох. На фасаде - символ Министерства путей сообщения еще царских времен - якорь и молоток. А внутри здания - герб советской Белоруссии.
"С точки зрения архитектуры это один из немногих ансамблей, которые сохранились нам в наследство от начала XX века. Само здание строилось как ансамбль площади. То есть оно "обнимает" с двух сторон площадь вокзала и представляет такие торжественные ворота на запад", - объяснила Мария Нащокина, главный научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, доктор искусствоведения.
Через эти ворота в 45-м на Белорусский вокзал прибыл, наверное, самый ожидаемый международный рейс XX века. Берлин - Москва. Первые эшелоны солдат-победителей Второй мировой войны.
Сейчас Белорусский снова готовится к реконструкции и реставрации. Кардинально изменится зал ожидания.
"Планируется снять подвесные потолки, будут дополнительные комнаты отдыха, поскольку они пользуются очень высоким спросом. Будет проведена реконструкция коммуникаций здания вокзала, переходов", - объяснила Алла Ширяева, заместитель начальника Белорусского вокзала.
Самый европейский вокзал столицы - почти как город. Все приметы цивилизации: свои музей, церковь, магазины и комфортабельная гостиница, и раскопанная площадь Тверской заставы. Москва прощается с отъезжающими бетонными блоками и зияющими котлованами.