Вижу «Цель»
Вижу «Цель»
В прошлом году ИгорьТишин обещал привезти выставку новых работ в Минск... |
Ну кто из нас в детстве не рисовал карандашом или шариковой ручкой по фотографиям? Дорисовывались усы, черные очки, уши, короны и нимбы, менялись прически, кораблям рисовали паруса, а из труб пускали фиолетовый кучерявый дым, делали на фотографиях нехитрые надписи...
Я вспомнил это детское занятие в музее современного искусства на выставке Игоря Тишина «Цель». Там представлена целая серия цветных снимков. По гладкой фотобумаге широкой кистью и краской Игорь, как ребенок, что–то рисует. И подобное вторжение дает удивительный эффект. Изображение остается, но становится другим. И создается впечатление, что именно так и должно быть. Обычная фотография приобретает иной смысл, превращается в произведение искусства. На первый взгляд все просто и легко, по–детски... Кажется, что так может каждый.
Вот такое оно современное искусство — провокационное и многозначное.
— Каким художником ты себя считаешь и каким тебя считают на Западе?
— Есть итальянские художники, живущие в Берлине, американские — в Амстердаме... Когда нужно назвать художника в прессе или статье к выставке, то чаще всего пишут так: белорусский художник, живущий в Брюсселе. Больше белорусских художников там нет, не могу вспомнить...
В прошлом году Игорь обещал привезти выставку новых работ в Минск. Обещал и сделал. Большая их часть создана в этом году и показывается зрителям впервые.
Сергей Тимохов, художник:
— Мне приятно оттого, что Игорь здесь! К сожалению, есть такая тенденция: наши художники уезжают и забывают, что самые строгие и правдивые критики — это те, кто знает и видит насквозь мастера и которые живут в Беларуси. Ведь только мы знаем и помним, как ярко он начинал, какой у него характер. И поэтому можем оценить его сегодняшнее творчество. За последнее время он сильно изменился, но я Тишина узнаю всегда, даже если не будет под картинами ни одной подписи. Если искренне говорить, то я даже не очень ощущаю, что он живет не здесь. Мне даже кажется, что ему не хватает нашей белорусской энергии, того, что происходит здесь и сейчас.
Андрей Родионов, художник:
— Самые лучшие воспоминания про Игоря Николаевича — это те, когда он вернулся из армии и жил у меня, спал на раскладушке... А выставку я еще не успел внимательно рассмотреть, народу слишком много.
Дмитрий Сурский, дизайнер:
— Игорь Тишин — человек очень спокойный, толерантный, скромный. Он — типичный белорус.
Я не очень хорошо знаю, что сейчас происходит в европейском искусстве, и не могу сказать, насколько Игорь может выступать апологетом концептуального искусства в мировом масштабе, но для нашего культурного пространства он очень яркое и интересное явление. Для меня он всегда открытие. Его всеядность в плане использования жанров — видеоарт, инсталляция, работа с фотографией и с живописью — меня поражает... У меня в коллекции плаката есть его работа — портрет Максима Богдановича, который я очень ценю. Удивительно, он сделал единственный плакат, но смог ярко проявить себя и в этом жанре.
Сейчас наблюдается возвращение художников в Беларусь. Одни только приезжают с работами и выставками, а другие — навсегда. Думаю, что это говорит о многом. Среда, которая воспитала человека, сделала его художником, — родная. Тишин здесь родился, учился, жил, и он, без сомнения, неотъемлемая часть нашего культурного пространства. Как бы его ни ругали реалисты, он — явление. Тишин умеет делать себе и пиар, и промоушен, и бизнес. Все, чем он занимается, — профессионально и ярко. Вот поэтому он и на плаву, заметен.
Григорий Тоболич, художник:
— Тишин всегда рисовал и писал очень экспрессивно. Даже сейчас, разбирая фонды художественного училища, я сразу, только увидев рисунок, могу сказать, что его сделал Тишин. Я далек от того, что Игорь делает сейчас. Мне это не очень интересно: для меня весь этот экспрессионизм — пройденный этап. В 60–е и 70–е годы прошлого столетия так писали студенты Мюнхенской академии. Разве сейчас это надо?
Но тем не менее, глядя на картины Тишина, сразу видишь, что их написал белорусский художник. Колорит наш и образы наши, не спутаешь с другими.
Александр Гришкевич, художник:
— Я знаю Тишина еще с художественного училища. Мастерство у него завидное, мы ходили еще тогда смотреть, как он пишет и рисует. Очень талантливый человек и сложившийся художник. То, что эта выставка не будет понята обывателем, — это наверняка: не офисное ведь искусство, не пейзажи, всем понятные...
Тишин — художник, пытающийся раздвинуть рамки общепринятого. Он стремится, отказавшись от привычных приемов и навыков, найти новые изобразительные средства. Художникам это всегда интересно смотреть, он вышибает фундамент из–под ног. И эта выставка, на мой взгляд, в большей степени интересна художникам, чем зрителям.
Это очень хорошо, что он, живя в Бельгии, выставляется на родине в Минске.
Cправка
Игорь Тишин родился в 1958 году на Гомельщине. Окончил Минское художественное училище им. Глебова и Белорусский государственный театрально–художественный институт (отделение монументальной живописи). Персональные выставки Игоря Тишина проходили в разное время в Минске, Цюрихе, Брюсселе, Лондоне, Итоне, Гааге, Кельне и Малаге. Он также участвовал в коллективных выставках в Венеции (бьеннале), Варшаве, Берлине, Эссене, Генте, Клермон–Ферране, Москве и Братиславе.
В настоящее время художник живет и работает в Бельгии.
Автор публикации: Владимир СТЕПАН