Хоть горшком назови

Источник материала:  

Хоть горшком назови

Хоть горшком назовиКогда–то народ со всей страны съезжался в Ивенец, чтобы прикупить тарелок, жбанов, гляков. Только тут гончары делали самую прочную посуду: из отменной глины, покрытую блестящей глазурью и тонкой росписью, напоминающей почерк японских каллиграфистов. А если ивенецкий мастер со своим товаром появлялся в другом городе, то прочим торговцам ничего не оставалось, как закрывать свои лавки. Конкуренции не выдерживали. И вдруг ни с того ни с сего промысел зачах. Ушла в небытие целая школа национального искусства. Впрочем, в Ивенце не перестали лепить горшки. Да только теперь производят не те, что раньше, изящных форм, а цветочные — попроще. Нынче только на такие спрос.


Куда исчезли ангоб и фляндровка?


В XIX — начале ХХ века в Ивенце сложились династии гончаров: Сосновские, Молчановичи, Подлипские, Соболи, Лотыши, Круглинские, Судакевичи. Кроме посуды, они творили изразцы, свистульки. Но почему в середине ХХ века промысел пришел в упадок? Профессор Евгений Сахута, председатель Белорусского союза мастеров народного творчества, связывает это с созданием в Ивенце керамического завода: «И все меньше стало появляться произведений народного искусства, которые сменили массовые промышленные изделия. Ежегодный рост плановых заданий требовал организации поточной продукции, механизации производства».


Хоть горшком назовиШтучность, эксклюзивность перестала быть маркой ивенецкой керамики. Ушла в прошлое и ангобная роспись (влажной пигментированной глиной по «сырому» необожженному горшку). А это был местный фирменный стиль. В 50–е годы, правда, заводские мастера «изобрели» новый стиль — фляндровку, орнамент из нескольких ровных разноцветных полос. Но Галина Будник, замдиректора по качеству Ивенецкого завода художественной керамики, огорчила новостью: пять лет как изделия с фляндровкой перестали выпускать.


Что же осталось в Ивенце от некогда гремевшей на всю страну гончарной славы? Может, живы старые мастера или у них появились ученики? И почему завод работает на количество, забывая о традициях? За ответом на вопрос я отправился в городской поселок, расположенный в Воложинском районе в окружении Налибокской пущи.


Гляки с брусникой


Галина Будник работает на предприятии с 1980 года, знала многих мастеров старой школы, да и в быту еще пользовалась посудой довоенной работы: «В начале 90–х у каждого жителя Ивенца на чердаке вы нашли бы жбаны. У нас в семье были гляки с фляндровкой — в них наливали варенье из брусники, собранной в пуще, вперемешку с целыми грушами. Чуть–чуть добавляли сахару и подавали к картошке. Гляки эти мама заказывала у мастера Телешевского, а потом я их отдала в музей».


Хоть горшком назовиПосле войны все мастера объединились в артель, а вскоре добровольно–принудительно перешли работать на завод. Такое было время — коллективных хозяйств.


Окна роста


В 1999 году у завода появился инвестор, вложивший деньги в модернизацию и постоянно требующий отдачи. К тому же, по словам Галины Будник, вышестоящая организация «Белхудожпромыслы» в этом году поставила задачу: обеспечить семипроцентный рост. Над всем довлеет требование увеличивать сбыт и выручку. Короче, выполнять и перевыполнять план. Прямо как в былые времена.


В прошлом году кашпо экспортировали в Литву, а в этом году продолжаются поставки по всей России. 50 тысяч горшков на сумму 300 миллионов рублей расходятся из Ивенца по стране и за рубеж ежемесячно. «Окна роста» собираются открывать и в другие государства. Возможно, такому размаху позавидовали бы даже мастера начала ХХ века.


Но почему искусствоведы не говорят об оригинальности современной ивенецкой керамики? Ведь цветочные горшки хотя и штампуются на станках, но их так же, как и много лет назад жбаны и гляки, разукрашивают, глазуруют вручную 50 работниц завода. Однако в том–то и дело, что стилистика орнамента не блещет какими–то специфическими ивенецкими особенностями, — все, пожалуй, довольно универсально.


Вся надежда на Лаппо


Лишь 4 гончара еще создают вазы и жбаны на ивенецком заводе на гончарных кругах. Один из них — Валерий Лаппо. Хотел стать летчиком, да выгнали из подмосковного Егорьевского училища за драку — вернулся домой, пошел на керамический завод, где в ту пору трудилась жена. Один раз крутанул гончарный круг — и работа сама пошла как по маслу. Да и кое–чему научился у ветеранов.


Сколько с 1983 года Лаппо сотворил горшков — не счесть. Теперь у него норма — 40 в день. И опять же — цветочные. Хотя ведь может и жбан любой формы выточить — за 10 — 15 минут.


Стране не хватает интересных сувениров. Приметив на полке кабинета Галины Будник вазу «Беларусь» тонкой работы — вещь, которых так не хватает на рынке, я поинтересовался, где такие купить. Однако в ответ услышал: не выпускаем больше, это был частный заказ, да и на вазах далеко не уедешь.


Цвет имеет значение


В Ивенецком музее традиционной культуры я убедился, насколько кардинально нынешняя керамика отличается от прежней: она даже из другой глины лепится. «Под Ивенцом есть свое месторождение — Станюшки, — приоткрыла малоизвестный факт Валентина Адамович, старший научный сотрудник музея. — Там глина красная, с примесью мелких камушков, а на заводе используют другую — терракотовую из месторождения Гайдуковка под Радошковичами».


В Слуцке уже двести лет как не ткут знаменитые пояса. Но брэнд жив по сей день. А в Ивенце лепят горшки, как и прежде, но слава этого места прошла. Наши дома украшает богемский хрусталь, хотя это могли быть и ивенецкие гляки. Однако в лучшем случае на подоконниках стоят кашпо, о происхождении которых вряд ли кто–то задумывается.


А из Ивенца я уехал с пустыми руками. Сувенира на память здесь купить негде. А цветы я не развожу.

Автор публикации: Виктор КОРБУТ

←Искусство не требует жертв

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика