Эксперт: нужно делать вид, что в белорусской музыке все хорошо

Источник материала:  
"Как были с 96-го года лучшими группами N.R.M., Крама и Нейро Дюбель, так они и остались". У нас недостаточно качественной белорусскоязычной попсы и больших клубов с танцполами.А радиостанции часто берут в эфир песни групп только после того, как те переведут их с белорусского на английский язык - о состоянии современной белорусской музыки в интервью рассказал организатор концертов, руководитель БМА-групп Виталь Супранович.
- Вы начинали заниматься белорусской музыкой давно, еще в 1996 году, когда все только начиналось. Что получилось сделать за это время? Что изменилось в белорусской музыке?

- С одной стороны, может быть, ничего не изменилось, потому что, как были у нас с 1996-го года лучшими группами N.R.M., Крама и Нейро Дюбель, так они в принципе и остались. Действительно, может быть есть много молодых групп, перспективных, но они не получили такого толчка, который получили упомянутые группы в начале 1990-х годов, когда белорусский рок попал на телевидение, радио, в другие сферы информационного поля.

Сегодня молодые рок-группы - "молоды" довольно условно, ведь, например, группа :Б:Н: для большинства наших людей будет молодой и неизвестной, хотя отпраздновала в этом году свое десятилетие.

- Вы говорите, что остались по-прежнему те же N.R.M., Крама, Нейро Дюбель… Но появились же и новые! Тот же "Ляпис Трубецкой", много шумихи вокруг The Toobes, появилось много небелорусскоязычных групп. Они превзошли по популярности те старые группы?

- Может быть, я не упомянул в этом списке группу "Ляпис Трубецкой", ее стоило бы включить. Но если говорить об упомянутой выше группе The Toobes, то лично для меня это не белорусская музыка. Все-таки я считаю, что белорусская музыка - это музыка на белорусском языке. И для меня белорусская группа - это группа ZERO-85 из Польши, для меня белорусский исполнитель - это Данчик, который живет в Америке. И все остальные группы, которые поют пусть и в других странах, но по-белорусски.

- По вашим словам получается, что современным группам труднее стать известными, популярными, чем это было раньше? Условия стали более сложными?

- Я считаю, что да - естественно. Вряд ли сегодня какая-то новая группа может собрать полный концертный зал или полный клуб "Реактор". Все-таки публика этих групп - 300-400 человек. Опять-таки, это если мы говорим о той музыке, которая является белорусской в моем понимании.

- Какие самые основные проблемы современной белорусской музыки вы можете назвать? Это то, что у нее мало слушателей? Или недостаток денег или творцов? Недостаток хорошей критики? Или может ли быть административное регулирование или что-то еще?

- Основная проблема, я полагаю, - в общем состоянии, которое есть в стране. Потому что, чтобы музыка развивалась, ее должен кто-то поддерживать. А поскольку в стране слабо развит бизнес и экономика - нет частных компаний, которые готовы помогать группам, то естественно, что эти группы не могут развиваться за свои деньги, ведь, как правило, это молодые люди, которые либо учатся, либо начинают работать и забывают о занятиях музыкой.

Еще есть проблема в административном контроле государства, которое не создает условий для развития именно альтернативной музыки. Эти группы не звучат по радио, их практически нет на телевидении. А без этого они не могут дойти до своего слушателя, и слушатель не знает, что у нас есть группы :Б:Н:, Partyzone и другие.

Странным образом получилось, что и постановление о 75% также не затронуло белорусскую альтернативную сцену, несмотря на то, что в принципе это был жест в поддержку белорусской музыки…

Наверное, как это часто у нас бывает, хорошие задумки, которые стоило бы приветствовать, при осуществлении на месте ни к чему хорошему не привели. Радиостанции наоборот стали более негативно относиться к белорусской музыке, потому что их заставляют ее крутить. А слушатель, который слушает большинство радиостанций, даже не знает, что это белорусская музыка.

Лично я считаю, что больше пользы было бы, если бы у нас было не 75% "белорусской" музыки, а например 10-20-25%, но белорусскоязычной музыки. Мне кажется, что и радиостанциям было бы проще исполнить эти требования, и это решение действительно бы способствовало популяризации национальной культуры и поддержке белорусской музыки.

Пускай за этот час не звучит 75% музыки, которую все равно слушатель не воспринимает как белорусскую, а прозвучит пару песен по-белорусски. Мне кажется, что пользы от этого было бы значительно больше.

- Но наше радио все-таки стремится заполнить свой эфир качественной западной музыкой - например, записями Мадонны, Леди Гаги и других. Они по качеству превосходят записи большинства (особенно молодых) белорусских групп. Таким образом, на радио не могут сосуществовать белорусская и западная музыка… Какой может быть выход?

- Естественно, они будут худшего качества, потому что если молодая белорусская группа записывает альбом за тысячу долларов, то на Западе это делают за 100 тысяч и, понятно, что они не могут быть одного уровня.

Чтобы эта ситуация изменилась, надо просто в какой-то момент несмотря на качество, пустить эти группы в эфир, чтобы они приобрели популярность, чтобы это позволило им делать концерты, зарабатывать деньги, чтобы они могли больше продавать своих дисков. Тогда у них появится пусть не 100 тысяч долларов, но 10 тысяч… Их песни станут более качественными, и тогда это все можно будет крутить.

Но есть много случаев, когда радио не берет песню группы на белорусском языке, а если она приносит ее перезаписанную по-английски, то она почему-то сразу становится форматной и звучит на этом радио. Поэтому, мне кажется, вопрос может быть не в качестве этих песен, а именно в отношении людей и руководства радиостанций к языковому вопросу.

Например, есть группа ZIGZAG, которая записала свой альбом по-белорусски, разнесла по всем станциям, и его никто не взял. Тогда они просто перезаписали несколько песен на английском языке, отнесли их на несколько станций и там это почему-то сразу стало форматом и постоянно звучит в эфире. То самое с J:МОРС - русскоязычные песни группы активно крутятся, из белорусскоязычных же в эфир попало буквально несколько песен. Хотя их белорусскоязычный альбом по качеству даже лучше, чем многие русскоязычные песни, которые крутятся на радио.

- Так, может, стоит начинать не с активного продвижения в эфир белорусской музыки, а с создания маленьких программ, посвященных именно белорусской альтернативной музыке, таких резерваций, в рамках которых эта музыка не будет сравниваться с той, которая звучит в эфире и составляет формат?

- В свое время, когда мы с Сергеем Сахаровым только начинали Белорусскую Музыкальную Альтернативу (БМА group), мы инициировали создание таких программ. Но мне кажется, что это вряд ли будет иметь какой-то эффект, потому что эти программы будут слушать те, кто интересуется белорусской музыкой, а обычный человек, если наткнется на такую программу, час ее слушать не будет. То есть на радио, на телевидении это должно быть в нормальное время, нормально крутиться, чтобы человек час слушая радио, услышал 1-2 песни Крамы, или N.R.M., или J:МОРС. Это будет иметь результат. А эти резервации, они уже не дали особого результата.

- Изменилась ли белорусская публика за последнее время? Стала ли более активной? Ведь некоторые организаторы жалуются на то, что у нас плохая публика, которая не ходит на концерты, некоторые даже из-за этого деятельность прекращают…

- Мне кажется, что люди ходят на концерты, в том числе и белорусских групп. Если уж люди начали ходить на такие концерты, как, например, Rammstein, это свидетельствует о том, что у людей появляются деньги, и они хотят ходить на концерты… То же самое касается и белорусских групп. Я думаю, что N.R.M. всегда соберет людей, соберет людей и J:МОРС и "Без Билета".

- Если разделить белорусскую музыку по жанрам и стилям: где больше белорусской музыки, а где меньше? Есть ли у нас качественная попса на языке и нужна ли она? Или надо более серьезные стили развивать?

- Мне кажется, что в основном все стили, которые есть в музыке, присутствуют и в белорусской музыке. Хорошо развита бардовская музыка, джаз, рок. Естественно, что музыки по-белорусски больше в тяжелых, альтернативных группах, потому что белорусский язык сам по себе явление социальное, так же как и рок - он более социален, поэтому естественно, что в рок-музыке белорусские группы часто через язык выражают свой протест.

Если говорить о попсовой эстрадной музыке, то она в большинстве своем русскоязычная, что не делает ее отличительной, потому что люди начинают ее сравнивать с российскими аналогами. И, естественно, что в этом случае она проиграет.

Если говорить о белорусскоязычной попсовой музыке - естественно, что ее недостаточно. В свое время, когда мы издали трибьют Viza N.R.M., некоторые песни с этого трибьюта, например, группы Краски, Лето до сих пор есть в ротациях даже на государственном радио. Кстати, в те времена, когда некоторые группы были под негласным запретом, N.R.M. присутствовал в эфире, благодаря этому трибьюту.

- А хватает ли нам клубов и площадок, чтобы проводить концерты? Если понаблюдать за историей, то у нас было волнами. Всегда был "Реактор", время от времени возникали разные альтернативные клубы на базе бывших столовок, потом они исчезали. Теперь опять открылись клубы-бары…

- Если говорить о Минске, то теперь клубов действительно достаточно: есть маленькие, есть большие… Для молодой группы сегодня стало проще - можно найти небольшой клуб на 50-100 человек и даже если ты пока не имеешь своей публики, то собрав знакомых, немного напрягшись, ты уже можешь устроить себе какое-то выступление, концерт, пригласить туда журналистов, чтобы они тебя послушали.

В Беларуси как раз проблема в том, что недостаточно больших клубов. То есть, если клуб, то он на 500-600 человек, а большие площадки - они уже или с сидячими местами, или слишком большие - на 5-10 тысяч человек. Получается, что для концертов на пару тысяч человек площадок с танцполом как раз недостаточно.

- О чем свидетельствует то, что клубов стало больше?

- Возможно, о том, что появилось больше инициативных людей, которые увидели, что публика есть. В принципе - это то, что должны увидеть и другие элементы шоу-бизнеса - радио, например… Что есть много альтернативной публики, что не стоит бояться ставить и белорусскоязычную музыку, музыку немного отличающуюся от попсы. Что у этого радио тоже будет рекламодатель, и свой слушатель. Ведь клубов становится больше, значит, публика туда ходит. Значит это можно крутить и по радио, и люди будут это слушать.

- Как изменялось отношение к белорусскоязычной музыке за 20 лет? Сначала она считалась неугодной, потом была наоборот востребованной. Как теперь?

- Мне кажется, что отношение руководителей радиостанций особенно не изменилось. Оно преимущественно такое же, как и отношение обычных жителей Беларуси. А поскольку отношение людей особенно не меняется, то и станции его не изменяют - пока нет желания начинать понемногу вводить белорусскоязычную музыку. Если бы государство их как-то стимулировало - ввело бы, например, 5-10-20% обязательной белорусскоязычной музыки, я думаю, они бы начали ее искать, и они бы ее нашли. И всем бы от этого была польза.

С другой стороны, такая "обязаловка" может бы еще больше раздражать…

Если бы их обязали крутить 100% белорусской музыки, то наверное, их бы это раздражало, но если бы вместо 75% от которых все стонут, сделали бы 25% на белорусском языке, то мне почему-то кажется, что радиостанции восприняли бы это положительно.

- А у нас есть 25% хорошей, качественной белорусскоязычной музыки?

- Я думаю, что есть. И если бы появилось такое постановление, то такой музыки стало бы еще больше. Потому что теперь проблема в том, что музыканты не знают, зачем им писать эти песни. Общая продажа дисков упала не только в Беларуси, но и во всем мире - люди переходят на Интернет, запись песен стоит дорого. И если ты записываешь песню непонятно зачем, и знаешь, что на радио ее крутить не будут, потому что она по-белорусски, как бы ты ее качественно не сделал, теряется смысл в том чтобы писать новую песню.

А если он будет знать, что принесет песню на белорусском языке и ему не скажут - перепиши по-английски, то музыкант пойдет, найдет деньги и напишет новые песни.

- А что касается издания дисков на белорусском языке… Беларусь всегда была в рамках 1000. Тысячным тиражом издают книги, тысячным тиражом - диски… По-прежнему осталась эта тысяча? Или тиражи уменьшились?

- Если говорить об условно молодых группах, то естественно, что они и остались в размере 500-1000 экземпляров. Разумеется, группа N.R.M. или J:МОРС продаются значительно большими тиражами. Но теперь не понятно, распространится ли даже 1000, потому что, в общем, интерес к дискам упал, начал развиваться Интернет, начался кризис, у людей мало денег и они ищут другие способы - переписывают у друзей или ищут в Интернете. Общий тираж падает.

Предложений, чтобы издать какие-то белорусскоязычные диски, у нас очень много. Но если раньше у нас была возможность практически каждой группе помочь издать диск, то теперь такой возможности нет, потому что диски просто не продаются.

- В конце 1990-х сотни групп появлялись пачками и в регионах, и в Минске, они пели по-белорусски, и не было даже мысли петь на другом языке. Начинаются 2000-е годы и начинается падение. Теперь возникают сотни групп, у которых не возникает мысли петь по-белорусски. Возможно, это не потому, что их не будут на радио крутить, а потому, что выросло такое новое поколение? Или все же это проблема нашего маленького рынка? В Беларуси 10 миллионов, и если ты будешь петь по-белорусски, то этими 10-ю миллионами себя и ограничишь, а если будешь петь по-русски, то, пусть и формально, но выходишь на российский и украинский рынки?

- Мне кажется, это какое-то трагическое описание ситуации, что пели-пели по-белорусски, а тут раз - и совсем перестали. Мы проводим много концертов и делаем много сборников с исключительно белорусскоязычными группами. Лично у нас нет проблем с тем, чтобы собрать и сделать концерт с белорусскоязычными группами. Я не чувствую, что их стало меньше. Мне кажется, что теперь, наоборот, у музыкантов более лояльное отношение к белорусскому языку.

Если раньше надо было объяснять, а почему надо по-белорусски, то теперь ко всем нашим инициативам, поучаствовать в сборниках белорусскоязычной музыки, отношение полностью спокойное. Общее отношение людей к белорусскому языку улучшилось, но пока не настолько, чтобы это привело к каким-то заметным изменениям.

- Знают ли белорусскую музыку за границей? И кого конкретно?

- Вряд ли белорусскую музыку очень знают за границей… Естественно, что какую-то популярность на постсоветском пространстве имеет группа "Ляпис Трубецкой", потому что, во-первых, это отчасти русскоязычная музыка, во-вторых, она довольно качественная. К тому же группа имела продюсеров, которые вложили в нее деньги.

Если говорить о наших молодых группах, то такой особенной известности там нет. Ну, может, только в какой-то белорусской эмигрантской среде где-то что-то знают…Но не думаю, что если Крама или Нейро Дюбель сделают свой сольный концерт в Киеве, Москве, или Вильнюсе, то там соберется много людей.

Все страны во всем мире занимаются популяризацией своей страны через культуру. В Беларуси есть Польский институт, институт Гете, которые пропагандируют свою культуру. Беларусь же за все время своей независимости не создала таких государственных институтов за границами страны, которые бы популяризировали белорусскую национальную культуру. Возможно, что это даже и хорошо… Ну, что бы сегодняшняя власть представляла через эти институты за границей? Навряд ли это была бы Крамбамбуля, или N.R.M., или Палац . Это были бы те же 75%, которые звучат на белорусском радио.

- Какое будущее может ждать нашу музыку?

- Я надеюсь, что нас ждет хорошее, светлое будущее. Будут появляться новые группы, им будет где выступать. Все должно измениться к лучшему, то же самое должно быть и с белорусской музыкой. Если ты чем-то занимаешься, то, естественно, надо, по крайней мере, стараться или делать вид, что ты смотришь на это оптимистично.


←Объявлен полный список участников фестиваля Be2gether

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика