Свободное плавание
Свободное плавание
Коллектив этнической музыки "Литвины" - один из самых известных в нашей стране, вот уже 20 лет работающий с аутентичным фольклором. Недавно в Национальном историческом музее он выступил с очередным концертом. За создание атмосферы, кроме музыкантов, отвечал и театр исторического костюма "Гистрион". Несмотря на достойную программу и великолепное исполнение, в прохладном зале исторического музея публика собралась немногочисленная. Не сказать, чтобы она скучала (все-таки явно собрались знатоки жанра), но какого-то теплого контакта не получилось. Как выживают фольклорные коллективы сегодня в эпоху тотального глянца?
- Фольклорный бум, начавшийся в последние годы существования СССР, года после 91-го действительно прошел, - рассуждает признанный мастер этнической традиции, художественный руководитель ансамбля "Литвины" Владимир Берберов. - Далее, на мой взгляд, были уже только его отголоски. Сейчас фольклор не в моде. В фаворе другие жанры. Не скажу, кстати, что эта ситуация касается только фольклора, по моим ощущениям, для всей белорусской музыки наступил какой-то не очень благоприятный в творческом смысле период.
- С чем это связано?
- Смотрите, мы включаем телевизор и что там видим? Абсолютную пропаганду англоязычных исполнителей. Даже наши артисты считают необходимым петь на английском. Зачем? Вся история мирового искусства свидетельствует: невозможно существовать без своих корней. Ты принадлежишь той культуре, которой служишь. Мария Кюри родилась в Польше, но миру она стала известна как французский ученый. Адам Мицкевич родом из Беларуси, но стал польским классиком. Поэтому все разговоры, мол, не важно, на культуру чьей страны ты работаешь, мне не нравятся. Неужели молодые артисты считают, что, если они поют на иностранном языке, это автоматически работает на национальную эстраду? Но ведь это же смешно - рассчитывать на то, что наш исполнитель, выбравший английский язык для работы, может достичь серьезного успеха в США или Англии.
- За поп-исполнителями стоит продюсерская машина, вы работаете без продюсеров и тем не менее уверенно себя им противопоставляете...
- Да. Вся история коллектива "Литвины" - это моя личная инициатива. С самого начала мне удалось заинтересовать идеей несколько человек. Потом нашлись те, кто помог. Составы менялись очень часто. Следующей зимой мы отметим уже 20 лет. Люди уходили по разным причинам. Кому-то предложили деньги, кто-то посчитал, что не получает достаточного творческого удовольствия. Приходится порой брать людей случайных, которые долго у нас не задерживаются. Какая наша главная проблема? Стало труднее выступать. Редко приглашают. Раньше организовать концерт было намного проще.
- А вы ощущаете конкуренцию со стороны других фольклорных коллективов?
- Сейчас мало кто работает в такой стилистике, как мы, поэтому говорить о конкуренции трудно. Конкурировать - это вообще не наша задача. У кого-то из фольклорных групп есть свои спонсоры, может быть, поэтому им полегче, их знают в Европе. Нас часто приглашают на какие-то выступления за пределы страны, но продюсеров гастролей сдерживает то обстоятельство, что с нас, по сути, нельзя будет взыскать неустойку. Ведь если вы подписываете с кем-то контракт, это накладывает на вас и финансовые обстоятельства, правда? За нас никто не может поручиться, потому что мы птицы вольные, и если какие-то условия контракта не выполним, то и заплатить ничего не сможем, потому что денег у нас нет. Так же как и нет своего банковского счета. Поэтому те, кто нас все еще приглашает, несмотря на наше неустойчивое положение, на самом деле отважные люди. Хотелось бы, чтобы таких было больше, может быть, тогда и в нашем фольклоре начнется какое-то новое движение, произойдет обновление творческих кадров и философии - нельзя все время брать у музыки, надо что-то ей и отдавать.
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Фото: Виталий ГИЛЬ