ЛИЛИЯ ПТАШУК: «С ГОДАМИ ЕГО НЕ ХВАТАЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ...»

Источник материала:  

26 апреля исполнилось восемь лет с тех пор, как в автокатастрофе погиб один из величайших белорусских кинорежиссеров Михаил Пташук. На днях на его малой родине, в деревне Федюки Ляховичского района, был установлен памятный крест, а на доме, где родился и вырос наш знаменитый земляк, торжественно открыли мемориальную доску. Такой же памятный знак появился и в Ляховичах, на одном из домов по улице имени Михаила Пташука. О прошлом и настоящем, о жизни и смерти, о вере и памяти мы беседуем с вдовой режиссера Лилией Пташук.

— Что помогло вам пережить боль утраты? Где черпаете силы, чтобы жить дальше?
— Силы нам всегда дает только Бог. Конечно, было очень тяжело. Прошло много времени, прежде чем снова научилась улыбаться. Я всегда считала, что мне очень посчастливилось с мужем, но только теперь поняла насколько. Когда я осталась один на один с жизнью, у меня все вокруг стало разваливаться. Михаил был мастер на все руки, настоящий крепкий мужик в хорошем смысле этого слова. Помню, сломанный холодильник сам разобрал и отремонтировал — у меня глаза на лоб полезли. А какой человеку был дан талант! И хоть каждый новый фильм втягивал нас, его семью, в какой-то бурлящий водоворот, но это была замечательная жизнь рядом с удивительным человеком. В нашем доме часто бывали известные актеры, режиссеры, писатели, сценаристы. И чем выше была личность, тем проще и легче было с ней общаться.
Мы с Мишей познакомились в Астрахани, где я жила с родителями. Вы представляете, где Белорусское Полесье и где Астрахань! Но так, наверное, было предначертано. Приехал молодой режиссер на практику в наш театр, остановил меня на улице, как вихрь ворвался в мою жизнь, унес, все переделал, переиначил и улетел. А я осталась... Мне все говорят, что надо жить дальше, жизнь продолжается. Но сами понимаете, какая жизнь без него. По-прежнему работаю редактором на «Беларусьфильме». Сижу в бывшем кабинете мужа, где все осталось так, как было при нем. На стене висит его огромный портрет, который подарил мне кинотеатр «Москва» на вечере памяти Михаила Пташука. Мы тогда отмечали Мишино 60-летие. Но уже без него...
— Что-нибудь предвещало беду?
— Знаки, которыми была отмечена его судьба, — это особый разговор. Когда Миша родился, его бабушка увидела во сне, будто у них появился золотой мальчик. А он же рыжий был, как солнышко, его мама любила повторять: «Чым рыжэй, тым даражэй». И вот этот мальчик вскарабкался на небо и все его обошел. Сон как будто предсказал Мише необычную, яркую судьбу.
За месяц до гибели Мишу вызвал в Москву директор киностудии имени Горького Владимир Грамматиков. Шла подготовка к съемкам фильма «Авианосец». Он приезжает домой и рассказывает мне, что всю ночь в поезде разговаривал с блаженной Матроной, к мощам которой накануне прикладывался в Москве. Проснулся весь в слезах, хорошо запомнив только последнюю ее фразу: «Скоро будешь жить недалеко от меня». У меня сердце, конечно, оборвалось. Но попыталась успокоить и его, и себя. Говорю: «Квартиру они, наверное, снимут тебе на Таганке, вот и будешь жить недалеко от ее мощей...»
До сих пор не могу поверить в то, что произошло с Мишей. В тот раз в Москву мы поехали вместе, нас пригласили на кинофестиваль «Ника», на котором картина «В августе 44-го» была представлена во многих номинациях. Он ушел по своим киноделам, договорились встретиться вечером. Уже прошли все сроки, а его все нет и нет. Я начала звонить знакомым, в разные учреждения, в милицию, почему-то требовала проверить морги. Потом оказалось, что в то время он действительно уже был в одном из них...
В тот день после окончания мероприятия Миша уже собирался пешком возвращаться в гостиницу, но к нему подошла какая-то женщина-менеджер и предложила подвезти. Он отказывался, до гостиницы было 10—15 минут ходьбы, но она уговорила. А в итоге машина выехала на встречную полосу, произошла авария. Погибли оба... И если уж говорить о знаках, нельзя не задуматься еще об одном. Миша ушел из жизни 26 апреля, в день чернобыльской катастрофы, о которой собирался делать главный кинопроект своей жизни, белорусский «Титаник», как он его называл...
— Восемь лет прошло. Как сегодня в Беларуси чтят память Михаила Пташука?
— Память о нем не просто жива, я бы даже сказала, что с годами людям не хватает его все больше. Когда в кинотеатре «Центральный» был вечер памяти, посвященный его 65-летию, пришло столько людей — негде было сесть. И молодежь пришла, и среднее поколение, и старички с палочками. Помнят! Спасибо им за это...
Знаете, когда Миша погиб, люди сутками не могли до меня дозвониться, все время телефон был занят, я разговаривала и разговаривала. Столько людей переживало эту трагедию как собственную! И я поняла — теперь это мой долг. С тех пор делаю все, что от меня зависит, чтобы внести свой вклад в увековечение его памяти. Люди звонят: «У нас есть такая-то идея, вы поможете?». Я говорю: «Конечно. Я все сделаю для вас!».
Год назад в школе деревни Нижнее Чернихово Барановичского района, неподалеку от хутора, где снимался «Знак беды», открыли музей Михаила Пташука. К сожалению, побывать на его открытии мне помешало нездоровье, но я поехала туда при первой же возможности. Передала в музей диски с его фильмами, фотоснимки, документальные материалы. Собираюсь подарить некоторые личные вещи Миши. Огромная радость, что есть такие люди, как директор Нижнечерниховской школы Олег Легун, который понимает: воспитывать в детях патриотизм, объяснять сущность понятия «настоящий человек» нужно именно на таких картинах. Хочу также сказать спасибо за сохранение памяти о Михаиле Пташуке директору и коллективу барановичской школы №13, школы в деревне Федюки, сотрудницам Брестского государственного музея Софье Андрусевич и Нине Кириловой. Очень благодарна представителям белорусской прессы и телевидения, а также одноклассникам, друзьям и поклонникам Миши. У его памятника на Московском кладбище Минска я часто вижу принесенные ими иконки, конфеты, корзины с цветами. А как трогательно было найти там бумажные кораблики, которые положили дети!
И, конечно, отдельно хочу поблагодарить председателя Ляховичского райисполкома Дмитрия Михайловича Бурдока и его сотрудников за то, что они делают в память о своем земляке. Это и улица имени Михаила Пташука в Ляховичах, и установление памятного креста, и открытие мемориальной доски на родном доме Миши в Федюках. Сейчас этот дом пустует, но, надеюсь, со временем там сделают музей. Миша очень любил свою деревню, искренне интересовался делами земляков. Как приедем в Федюки, он у своей бабы Лизы сразу спрашивает: «Ну, бабця, якія тут плёткі?» Она в ответ: «Няма ніякіх плётак, не ведаю я». Я говорю, ты не про сплетни спрашивай, а про новости. И тут бабуля начинает рассказывать о деревенских событиях во всех красках: кто родился, кто женился, кто жену поколотил. Потихоньку односельчане в гости подтягиваются — его в деревне очень любили и уважали. И начинаются долгие разговоры «за жизнь»...
— Правда, что вы предложили представителям местной власти переименовать деревню Федюки в Пташук?
— Эта идея исходит не от меня, она была предложена Союзом кинематографистов по увековечению памяти Михаила Пташука сразу после его трагической гибели. Прежнее местное руководство довольно холодно отнеслось к этой идее. Мне сказали: «Вы представляете, сколько документов придется переделывать?!» Я говорю: «Сколько? 20 паспортов для жителей, которые там еще остались?» Так что я искренне надеюсь на новую районную власть, которая уже показала достойное отношение к памяти Михаила Пташука.
Знаете, в свое время Миша очень интересовался историей своей деревни и, в частности, пытался найти объяснение ее названию. Кто был этот Федюк или Федюки, в честь которых назвали деревню? Но ответа он так и не нашел. А кто такой Пташук, знает каждый в Беларуси и очень многие за ее пределами. Он прославил на весь мир и свою деревню, и всю нашу страну. «Возьму твою боль», «Знак беды», «Черный замок Ольшанский», «В августе 44-го» и другие его киноленты входят в золотой фонд белорусской кинематографии. А сколько высоких наград он получил на престижных международных кинофестивалях! Так неужели Михаил Пташук не заслужил, чтобы родную деревню назвали в его честь?!
— Интересно, а ваша дочь Анжелика и внук Михаил как-то связаны с миром кино?
— У Лики актерско-режиссерское образование, она реализует свои творческие способности, работая режиссером на белорусском радио. Внук Миша учится в гимназии. Он хорошо помнит деда, видел все его фильмы. В детстве не раз бывал на съемочной площадке и с интересом наблюдал, как тот работает. Какую профессию выберет Миша — говорить пока рано. На данный момент он увлекается музыкой.
— Какой из фильмов Михаила Пташука ваш самый любимый?
— Они все для меня любимые. С каждым связано множество воспоминаний, переживаний, впечатлений. Каждый фильм давался Мише очень тяжело, но он любил это состояние. «Чем больше вложено, тем сильней картина», — говорил он. Знаете, когда Миша прочел еще в рукописи повесть «Знак беды», был настолько потрясен, что не спал всю ночь. Ведь все это о нем, о его семье, о любимом народе. Миша говорил, что для фильма ему не надо было ничего придумывать, он видел свой дом в Федюках, видел, как ходят по нему герои Быкова. Он прошел с этим фильмом и свою Голгофу. Вызывали сначала в ЦК КПБ, потом в Москву к Лигачеву, грозили, что это конец карьеры. Вырезать сцены коллективизации, вы-ре-зать! Он отказался наотрез, и картину положили «на полку». Но она все-таки была включена в число новинок отечественного кинематографа, которые показали Михаилу Горбачеву. «Знак беды» ему очень понравился. После этого все вопросы отпали...
Помню, тогда я сказала ему: «Заканчивай с этой войной. Мы так устали от нее!» А он ответил: «Я бы и рад, но она не заканчивается!». Миша появился на свет в 1943 году и просто на генетическом уровне впитал в себя все ужасы и боль той страшной войны. Она снова и снова возвращала его к себе. Знаете, я как-то подумала, может, не случайно он пришел на землю именно в это время, а как раз для того, чтобы раскрыть миру всю правду о том, что творилось в Беларуси, и убить войну навсегда.
Помню, когда снимался фильм «В августе 44-го», Миша приходил в гостиницу и буквально валился с ног. Были дни, когда он падал на колени перед иконами и молил: «Господи, не дай мне снять этот фильм!». Вы не представляете, как его истязали тогда продюсеры, которые хотели Мишиной отставки и не желали рассчитываться за работу. И в итоге они так и не рассчитались за этот фильм.
О фильмах «Знак беды», «Наш бронепоезд» и «Кооператив «Политбюро» Миша говорил, что это — трилогия о судьбе страны. «Три фильма — и вся история страны. Три фильма — и вся моя жизнь». Подумать только, как много он еще мог сделать для своей земли, какие фильмы мог снять! Но промысел божий не обсуждается. Нам остается только молиться за него. И помнить...


Оксана МЫТЬКО
←А правда все-таки одна…

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика