Любовное настроение
Любовное настроение
На сцене Национального академического драматического театра имени Горького недавно состоялась премьера спектакля «Пане Коханку». Критика приняла спектакль эмоционально. Сегодня все точки решили поставить сами создатели премьеры: постановщик и главный режиссер театра Сергей Ковальчик и исполнитель главной роли народный артист СССР Ростислав Янковский.
Сергей Ковальчик: Почему меня так привлекла тема «Пане Коханку»? Да потому что сегодня наша страна интегрируется в мировое сообщество. И чтобы стать его полноправным членом, нам необходимо осознать, что мы сегодня суверенное государство. А для этого нам нужно многое, и национальные герои в том числе. Образ Кароля Станислава Радзивилла — Пане Коханку (свое прозвище он получил за то, что ко всем без исключения обращался «мой любимый») — как раз и является такой исторической фигурой. Но мало кто знает, что этот влиятельный магнат, яркая личность, человек, который славился своим потрясающим юмором и экстравагантными выходками, был также видным государственным деятелем последних дней Речи Посполитой, дважды пережившим изгнание по причине того, что отстаивал независимость своей страны. Несмотря на то, что события пьесы происходят в XVIII веке между первым и вторым разделами Речи Посполитой, я не ставил исторический спектакль. Журналистов волнуют факты, сенсации. Историков — документальное подтверждение. А театр пытается объяснить, почему человек совершил тот или иной поступок. Любая история на сцене — вымысел. Драматургия театра — это драматургия события, которое оказывает на зрителя эмоционально–чувственное воздействие. В театре мне не важно — отравил Сальери Моцарта или нет. Я хочу понять, почему он так сделал. Вследствие этого и жанр моего спектакля определен как «художественный вымысел», дабы сразу отделить зрителя и дотошных специалистов от поисков исторической достоверности.
Ростислав Янковский: Откровенно говоря, я не сразу вошел в эту пьесу, но когда поразмыслил, то почувствовал, что смогу сделать этот материал «своим». Мне нравится как сама идея, так и образ Радзивилла — весьма своеобразного человека, которого сегодня некоторые называют белорусским Мюнхгаузеном. Эмоциональный, неудержимый внутри и — главное! — очень справедливый и до боли любящий свою страну, он до неистовства желает, чтобы его народ обрел самостоятельность. «Мы хотим быть самими собой! — восклицает он. — Такие мы люди. И я люблю и ценю их больше, чем остальные народы мира. Люблю! В них душа трогательная...» Кроме того, мне понравилось и то, что в пьесе присутствует вторая сюжетная линия — любовь Пане Коханку к девушке Олесе. Олеся — своего рода его ангел, который дает возможность ему видеть мир с высоты птичьего полета. И, конечно же, увидев его, мой герой желает поднять свой народ над землей, чтобы помочь ему задышать полной грудью и дать почувствовать то самое вдохновение, которое чувствуют художники и поэты. В работе над ролью мне очень помогала творческая атмосфера, царившая на репетициях, и сплоченная работа всех создателей спектакля: прежде всего режиссера Сергея Ковальчика, сценографа Аллы Сорокиной, композитора Тимура Калиновского и многих других. Параллельно со мной роль Пане Коханку играет чудный актер Иван Мацкевич. Кроме того, у меня прекрасные партнеры: Александр Суцковер, исполняющий роль Станислава Августа Понятовского, и Белла Масумян, воплотившая образ сестры моего героя Теофилии. Последняя очень ревниво относится к деяниям своего брата, поскольку считает, что он — магнат и не должен разыгрывать из себя шута и изобретателя. Зачем он придумывает каких–то ящеров, какие–то крылья? Чтобы его подданные могли летать? Это ей непонятно. Кстати, именно для испытательных полетов и устраивается полигон, покрытый сеном, — чтобы падать было мягче. Теофилия не понимает, что все это — не дурь. Ведь только человек, искренне и до глубины души любящий свою страну и свой народ, мог ответить королю, произнесшему тост «на местном наречии»: «Это не наречие, это — язык!» Только такой человек мог написать покаянное письмо императрице Екатерине с целью получить разрешение возвратиться на родину. В этом письме были такие слова: «Дальше оставаться вдали от родины невозможно. Это равносильно прижиганию огнем или посажению на кол. Поэтому я принимаю условия ваши: не буду собирать войска, ходить в походы... ибо понимаю, что власть ваша нетерпима к свободомыслию...»
С.К.: И вот, получив такое разрешение, Пане Коханку начинает бешено веселиться. К примеру, однажды летом, когда на бал, устроенный в Несвижском замке, собралось множество гостей и дамы, изнывая от жары, обмахивались платочками, Пане Коханку пообещал присутствующим устроить наутро зиму и катание на санях. Все восприняли это высказывание как шутку, но каково же было их удивление, когда утром они действительно увидели снег и стоящие на нем сани. Оказалось, что по приказу хозяина все дороги за ночь были засыпаны дорогой солью, привозимой в то время из–за границы! По ней кареты и поехали к костелу. После такого катания крестьяне и бедная шляхта запаслись солью на многие годы. Кстати, Пане Коханку не только сам придумывал разные истории. Большинство его проделок придумывались за него молвой и становились анекдотами.
Р.Я.: Конечно, тут важно не скатиться на дуракаваляние. Когда в самом начале репетиций мы были в Несвиже и разговаривали с искусствоведами, они утверждали, что при Пане Коханку люди достаточно хорошо жили: процветала торговля, культура — скажем, была опера и театральные зрелища, музыку для которых писал сам Ян Давид Голанд. У Радзивиллов гостили знаменитые литераторы (например, Фонвизин), принимали они и правителей: трех польских королей, короля шведского и двух русских царей — Василия Шуйского и Петра I. В моем герое было много боли за несовершенное, за несделанное... Не случайно постоянное упоминание им морской битвы между Голландией и Испанией. Почему голландцы разгромили мощный испанский флот? Да потому что они боролись за свою самостоятельность. Они шли на смерть и победили!
С.К.: Да, Пане Коханку, с одной стороны, — чудак. Но с другой — он сродни космонавту, видевшему собственную планету со стороны. И в этом он глубоко трагичен: знавший, что такое полет, наблюдавший чистоту земли взором «сверху», он в то же время был вынужден лицезреть и окружавшую его унылую повседневность. И поэтому своими неистощимыми выдумками, своими рассказами он изо всех сил пытался вдохновить окружающих его людей на внутренний полет, на творчество. И здесь нам, создателям спектакля, очень важно было найти нужный гражданский подтекст, чтобы это произведение создавало нужный лад, настраивающий зрителя. Одно из ключевых мест — эпизод, в котором Пане Коханку обращается к Понятовскому с вопросом: «Ты хорошо говорил. А можешь ли ты отдать за свободу родной страны свою жизнь?» Тот же вопрос невольно задается и зрителям. Способен ли каждый из нас отдать хотя бы частицу себя за то, чтобы наша страна, наше общество, в котором мы живем, стали лучше?..
Подготовила Елена МИНЧУКОВА.