Рядом с классиком
Рядом с классиком
Всего четыре дня в Минске можно будет увидеть машину Янки Купалы |
Завтра в 16 часов приходите в сквер Янки Купалы. И становитесь в очередь. Посмотреть на раритет. Впервые в Минске покажут машину, на которой ездил Янка Купала. «Шевроле» 1937 года пробудет в городе только до вечера 18 апреля.
Рядом с музеем классика поставят армейскую палатку. В ней автомобиль можно будет увидеть до позднего вечера. За вход определена плата — пять тысяч рублей.
— Обычный билет в музей стоит три тысячи, но в данном случае нам нужно оплатить услуги департамента охраны МВД, — Елена Матевосян, директор литературного музея Янки Купалы, меры безопасности считает нелишними. — Машина необычная. Она была подарена Ивану Доминиковичу в 1939 году правительством республики. На ней поэт уезжал из горящего Минска в первые дни Великой Отечественной войны. Кстати, выставка посвящена 65–летию Победы.
Из Минска Купала направился на свою дачу в Левки под Оршей, а оттуда в Москву, Казань и снова в Москву. В пяти минутах от Кремля, в гостинице «Москва» трагически погиб. «Шевроле» не дождался своего хозяина. Машину оставили за вдовой песняра Владиславой Луцевич. Когда она вернулась в Минск и возглавила музей Купалы, то до 1950 года автомобиль разрешала использовать как служебный транспорт всем сотрудникам мемориального дома. А затем завещала хранить как зеницу ока.
Однако в минском музее не нашлось помещения для экспонирования машины. «Шевроле» отправили в Вязынку, а с 1978 года авто прописалось в Левках. Здесь его приметил министр культуры Павел Латушко. И посоветовал: найдите представителей компании «Шевроле», пусть посмотрят купаловский раритет, может, помогут в реставрации.
Дилер заграничной фирмы отыскался. Генеральный директор компании «Минск–Лада» Александр Стельмах согласился поработать с ретроавтомобилем. Но тут возникли трудности.
— Я съездил в Левки и понял, что отремонтировать машину будет непросто. За то время, пока «Шевроле» стоял в левковском деревянном «гараже», в салоне похозяйничали жучки, обивка покоробилась. Кроме того, сняты двигатель, бамперы, карбюратор. Кем, когда? Никто не знает. Машина не ходит. Загубили ее.
— А чтобы поехала, много ли надо сделать?
— Наши специалисты связывались с головным офисом американского концерна General Motors, производящим «Шевроле». Детали найти в США можно. Там такие автомобили есть. Но если реставрировать, для этого придется приглашать специалистов, возможно, из–за рубежа, занимающихся такой техникой профессионально. Мы только поменяли обивку и передние панели. Даже перекрашивать не стали. Кое–где убрали ржавчину. Хотя вообще металл крепкий, но кто–то раньше подкрашивал фасад кисточкой — теперь нужно вообще весь слой краски убирать. Пока решили не трогать. В Министерстве культуры мне объяснили, что это не ретроавтомобиль, а музейный экспонат. Он ценен тем, что помнит Купалу. Значит, лучше, если все останется так, каким дошло с довоенных времен.
Вечером 18 апреля автомобиль отвезут в Левки. Но Елена Матевосян ходатайствует перед Министерством культуры о сооружении пристройки к минскому музею: «Чтобы сделать площадку для постоянного показа автомобиля. В столице его увидит намного больше людей».
Между тем по случаю прибытия авто с краткосрочным визитом в Минск во временной палатке–экспозиции покажут еще кое–какие раритеты: плед, которым песняр укрывался в своей машине, часы от «Шевроле», карандаш, блокнот классика, а также свидетельства вредной привычки народного поэта — пачку из–под сигарет «Гвардейские», спички кировской фабрики «Красная звезда» и пепельницу.
Жаль только, за рулем «Шевроле» нельзя будет посидеть. К мемориальным предметам прикасаться запрещено. Таков музейный закон.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Александр СТАДУБ