Неизвестная эпоха
05.04.2010
—
Новости Культуры
Официальные идеологи разрешили фильм сопредседателя БХД Алексея Шеина "Запрещенный Христос".Документальный фильм "Запрещенный Христос", рассказывающий о репрессиях советской власти против верующих-протестантов, исследован идеологами Гродненского облисполкома. В фильме нет призывов к экстремистской деятельности - такой вывод они сделали.
Автор фильма, отправляясь за границу, взял с собой несколько дисков с фильмом. Диски были конфискованы таможней под предлогом того, что их содержимое может носить экстремистский характер. Но высокая экспертиза подтвердила: диски не являются предметом, оружием или средством совершения административного правонарушения, и Алексею Шеину был разрешен их вывоз за пределы страны.
Фильм снимался несколько лет, съемочная группа объездила всю Беларусь. В фильме представлены редкие кадры кинохроники - суды над протестантскими священниками и простыми верующими, воспоминания самих репрессированных, которым в последний момент расстрел заменили 25 годами лагерей.
"История белорусского протестантизма пока не отражена художественными средствами. Бытует мнение, что у белорусов не было сопротивления советской власти, не было диссидентского движения, будто бы весь народ был согласен с существующей системой. Оказывается, диссиденты были. И не один десяток, и не одна сотня. Люди эти были преследуемы. И не штрафами, как сегодня, а судили их по статье "Измена Родине" и приговаривали к расстрелу. Некоторых и расстреляли. Кому-то заменили расстрел 25 годами ссылки. Это было широкое диссидентское движение в классическом понимании этого слова", - заявил Алексей Шеин.
Пастор Эрнест Сабила, один из героев фильма, рассказал: "В 1954 году меня арестовали и поместили в тюрьму. Несколько месяцев не давали спать, били, издевались. Сначала дали расстрел, потом заменили 25 годами". Потом были две неудачные попытки побега из лагерей, во время которых Эрнест Сабила чудом не погиб. Второй побег почти удался - выстрелы конвоира прошли мимо, собака не взяла след. Пешком дошел до Алтайского края, но там его узнал и выдал милиции лагерный "стукач". В лагерях Сабила провел 13 лет.
Документальные кадры из Пинска, где в 50-е годы "ловко опутывал сердца и души" Петр Палковский, "изувер и мракобес". "Народный суд наказал главаря секты по заслугам", - говорит далее диктор кинохроники. Петр Палковский, рассказали авторы фильма, был приговорен к смертной казни, которую потом заменили 25 годами лагерей. Такой же приговор был вынесен трем жителям Бреста за организацию там детской воскресной школы. Об их дальнейшей судьбе авторы фильма узнать так и не смогли.
Принимая крещение, протестанты знали об этих приговорах и о своей дальнейшей участи. "Я принял крещение, сказав, что все знаю, но буду надеяться на Господа. И в 1950 году я был арестован. Меня обвинили в том, что я выступал против советского общества, против советских людей. Я сказал, что не выступал. Дали мне 25 лет лагерей и 5 лет высылки", - говорит в фильме Владимир Канатуш. Сегодня он рассказал о своей судьбе: "В лагере я встретил много наших братьев со всех концов Советского Союза. Пришлось пробыть в лагере 5 с половиной лет, а когда умер Сталин, наши дела стали пересматривать и освобождать людей. Так и я попал под освобождение".
В 60-80-е годы репрессии смягчились, но деятельность протестантских церквей все равно была под запретом. В то время оформилась целая подпольная всесоюзная протестантская организация - Совет церквей со своей сетью молельных домов, образовательными центрами, подпольными типографиями. Центр подпольной издательской жизни располагался в Беларуси. Импровизированные типографии были замаскированы в сараях, в лесах. Люди, которые издавали религиозную литературу, тоже рисковали свободой.
Нынешнее положение со свободой религии в Беларуси люди, прошедшие через репрессии, считают очень хорошим. "Мы хороним целую эпоху, которая для многих была очень страшной", - заявляет руководитель Союза христиан веры евангельской Сергей Цвор.
Заказать фильм, все сборы от продажи которого пойдут на поддержку жертвам репрессий, можно на сайте www.prastora.by или по телефону: (029) 651-26-65.
Автор фильма, отправляясь за границу, взял с собой несколько дисков с фильмом. Диски были конфискованы таможней под предлогом того, что их содержимое может носить экстремистский характер. Но высокая экспертиза подтвердила: диски не являются предметом, оружием или средством совершения административного правонарушения, и Алексею Шеину был разрешен их вывоз за пределы страны.
Фильм снимался несколько лет, съемочная группа объездила всю Беларусь. В фильме представлены редкие кадры кинохроники - суды над протестантскими священниками и простыми верующими, воспоминания самих репрессированных, которым в последний момент расстрел заменили 25 годами лагерей.
"История белорусского протестантизма пока не отражена художественными средствами. Бытует мнение, что у белорусов не было сопротивления советской власти, не было диссидентского движения, будто бы весь народ был согласен с существующей системой. Оказывается, диссиденты были. И не один десяток, и не одна сотня. Люди эти были преследуемы. И не штрафами, как сегодня, а судили их по статье "Измена Родине" и приговаривали к расстрелу. Некоторых и расстреляли. Кому-то заменили расстрел 25 годами ссылки. Это было широкое диссидентское движение в классическом понимании этого слова", - заявил Алексей Шеин.
Пастор Эрнест Сабила, один из героев фильма, рассказал: "В 1954 году меня арестовали и поместили в тюрьму. Несколько месяцев не давали спать, били, издевались. Сначала дали расстрел, потом заменили 25 годами". Потом были две неудачные попытки побега из лагерей, во время которых Эрнест Сабила чудом не погиб. Второй побег почти удался - выстрелы конвоира прошли мимо, собака не взяла след. Пешком дошел до Алтайского края, но там его узнал и выдал милиции лагерный "стукач". В лагерях Сабила провел 13 лет.
Документальные кадры из Пинска, где в 50-е годы "ловко опутывал сердца и души" Петр Палковский, "изувер и мракобес". "Народный суд наказал главаря секты по заслугам", - говорит далее диктор кинохроники. Петр Палковский, рассказали авторы фильма, был приговорен к смертной казни, которую потом заменили 25 годами лагерей. Такой же приговор был вынесен трем жителям Бреста за организацию там детской воскресной школы. Об их дальнейшей судьбе авторы фильма узнать так и не смогли.
Принимая крещение, протестанты знали об этих приговорах и о своей дальнейшей участи. "Я принял крещение, сказав, что все знаю, но буду надеяться на Господа. И в 1950 году я был арестован. Меня обвинили в том, что я выступал против советского общества, против советских людей. Я сказал, что не выступал. Дали мне 25 лет лагерей и 5 лет высылки", - говорит в фильме Владимир Канатуш. Сегодня он рассказал о своей судьбе: "В лагере я встретил много наших братьев со всех концов Советского Союза. Пришлось пробыть в лагере 5 с половиной лет, а когда умер Сталин, наши дела стали пересматривать и освобождать людей. Так и я попал под освобождение".
В 60-80-е годы репрессии смягчились, но деятельность протестантских церквей все равно была под запретом. В то время оформилась целая подпольная всесоюзная протестантская организация - Совет церквей со своей сетью молельных домов, образовательными центрами, подпольными типографиями. Центр подпольной издательской жизни располагался в Беларуси. Импровизированные типографии были замаскированы в сараях, в лесах. Люди, которые издавали религиозную литературу, тоже рисковали свободой.
Нынешнее положение со свободой религии в Беларуси люди, прошедшие через репрессии, считают очень хорошим. "Мы хороним целую эпоху, которая для многих была очень страшной", - заявляет руководитель Союза христиан веры евангельской Сергей Цвор.
Заказать фильм, все сборы от продажи которого пойдут на поддержку жертвам репрессий, можно на сайте www.prastora.by или по телефону: (029) 651-26-65.