Линия морального сопротивления
05.04.2010
—
Новости Культуры
Сборник эссе Виталия Тараса "Хронiка бягучых падзей" вышел в издательстве Flammae (Вильнюс).В небольшую по формату книгу в основном вошли избранные тексты Виталия Тараса, опубликованные на сайте Белорусской ассоциации журналистов. Презентация издания состоялась в музее истории белорусской литературы на вечере, посвященном 80-летию со дня рождения белорусского поэта, публициста и переводчика Валентина Тараса (1930-2009), отца автора книги.
"В каком-то смысле моя книга - попытка продолжить внутренний диалог, который я все время веду с отцом", - пишет В. Тарас в книге, посвященной памяти отца. "Автор ставит своей целью не только почтить память своего отца Валентина Тараса - партизана и литератора, память его друзей, - сообщается в аннотации к сборнику, - но и пытается продлить их линию морального сопротивления".
В книге четыре части - "Шчабятанне ў цернях", "Кодэкс Хамурапii", Memento mori! и Memento vitae! Каждая из них посвящена определенной теме, при этом они словно взаимосвязаны рассуждениями автора на тему свободы слова, на морально-этические темы, в том числе и в отношении профессии журналиста.
"Мне кажется, что в последнее время вопрос этики выходит на первое место, и не только в журналистике, - сказал В. Тарас корреспонденту "БР". - И этика важнее политики. Печально, что уходят моральные ценности. Речь идет не только о нашем обществе; я думаю, во всем мире это происходит. Почему? Не знаю".
Рассуждая о свободе слова на постсоветском пространстве, он пишет: "Не законы сами по себе (даже самые лучшие), а журналисты на Западе завоевывали свободу слова для себя и всего общества своим творчеством, силой своего слова. Нигде государство никаких свобод не дарило гражданскому обществу, в том числе и прессе. Не поднесло их, так сказать, на тарелочке. Нигде в мире власти не любят, чтобы их критиковали, а тем более - изобличали их злоупотребления. В демократических странах они просто вынуждены с этим мириться. Журналистам - в том числе и белорусским - придется пройти свой путь к свободе. Многие давно уже идут этим путем - через аресты, конфискации, суды, запреты на профессию, делая ошибки".
Каждое из эссе - отклик на события, происходившие в 2009 г. В их числе - "Евровидение" в Москве и арест геев, среди которых были и белорусы; травля московского журналиста Александра Падрабинека; выборы в Тегеране и подавление акций протеста иранской оппозиции, не согласной с их итогами. О чем бы ни размышлял В. Тарас, он постоянно обращается к моральному авторитету своего отца, словно сверяя, насколько верны его рассуждения.
"...Мой отец никогда не был человеком "идейным" в том смысле, который придавали этому слову советские люди, - ни со знаком "плюс", ни со знаком "минус", - пишет Виталий. - Но он всегда был человеком принципов. Твердых моральных принципов, которых придерживались его друзья - Алесь Адамович, Василь Быков, Рыгор Березкин, Александр Дракохруст, Наум Кислик, Георгий Колас... Все они одинаково ненавидели ложь, лживый пафос, с помощью которого советская пропаганда рисовала войну исключительно золотыми красками, а всех ее участников - или героями, или предателями... Никогда перед моим отцом не стоял вопрос - зачем говорить и писать правду. Не только о войне, обо всем...".
"Когда отец был жив, это казалось само собой разумеющимся, - сказал В. Тарас в беседе с корреспондентом "БР". - А когда его не стало, я понял, что его позиция - это пример, которому я должен следовать".
"Я знаю, что мой отец не был звездой первой величины в литературе, писателем первого ряда, какими были Адамович и Быков, - пишет В. Тарас в эссе "Стожары". - Но после смерти отца я понял очень важную вещь. В литературе, как и в жизни, нет главных и второстепенных. Посмотрите на ночное небо - Небесный Свод состоит из миллионов звезд, больших и малых. Если гаснет одна из них - это означает, что гибнет целый мир, планетные системы. Представьте себе, что однажды исчезнет наша планета. Условный наблюдатель за несколько тысяч световых лет от нее даже не заметит исчезновения слабенького, малюсенького пятнышка света в нашей галактике. Свет погасшей звезды продолжает идти через Вселенную еще сотни тысяч лет".
Виталий Тарас родился в Минске 6 мая 1956 г., окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета. Публикуется с 1973 г. Работал на белорусском телевидении, в белорусских изданиях "Лiтаратура i мастацтва", "Культура", "Наша нiва", в российской "Общей газете", на Радио "Свобода". Член Белорусской ассоциации журналистов, Белорусского ПЕН-центра, Союза белорусских писателей. Лауреат премии им. Алеся Адамовича Белорусского ПЕН-центра. В 2007 г. в серии "Кнiгарня "Наша нiва" была опубликована его книга "Звыклае зло".
"В каком-то смысле моя книга - попытка продолжить внутренний диалог, который я все время веду с отцом", - пишет В. Тарас в книге, посвященной памяти отца. "Автор ставит своей целью не только почтить память своего отца Валентина Тараса - партизана и литератора, память его друзей, - сообщается в аннотации к сборнику, - но и пытается продлить их линию морального сопротивления".
В книге четыре части - "Шчабятанне ў цернях", "Кодэкс Хамурапii", Memento mori! и Memento vitae! Каждая из них посвящена определенной теме, при этом они словно взаимосвязаны рассуждениями автора на тему свободы слова, на морально-этические темы, в том числе и в отношении профессии журналиста.
"Мне кажется, что в последнее время вопрос этики выходит на первое место, и не только в журналистике, - сказал В. Тарас корреспонденту "БР". - И этика важнее политики. Печально, что уходят моральные ценности. Речь идет не только о нашем обществе; я думаю, во всем мире это происходит. Почему? Не знаю".
Рассуждая о свободе слова на постсоветском пространстве, он пишет: "Не законы сами по себе (даже самые лучшие), а журналисты на Западе завоевывали свободу слова для себя и всего общества своим творчеством, силой своего слова. Нигде государство никаких свобод не дарило гражданскому обществу, в том числе и прессе. Не поднесло их, так сказать, на тарелочке. Нигде в мире власти не любят, чтобы их критиковали, а тем более - изобличали их злоупотребления. В демократических странах они просто вынуждены с этим мириться. Журналистам - в том числе и белорусским - придется пройти свой путь к свободе. Многие давно уже идут этим путем - через аресты, конфискации, суды, запреты на профессию, делая ошибки".
Каждое из эссе - отклик на события, происходившие в 2009 г. В их числе - "Евровидение" в Москве и арест геев, среди которых были и белорусы; травля московского журналиста Александра Падрабинека; выборы в Тегеране и подавление акций протеста иранской оппозиции, не согласной с их итогами. О чем бы ни размышлял В. Тарас, он постоянно обращается к моральному авторитету своего отца, словно сверяя, насколько верны его рассуждения.
"...Мой отец никогда не был человеком "идейным" в том смысле, который придавали этому слову советские люди, - ни со знаком "плюс", ни со знаком "минус", - пишет Виталий. - Но он всегда был человеком принципов. Твердых моральных принципов, которых придерживались его друзья - Алесь Адамович, Василь Быков, Рыгор Березкин, Александр Дракохруст, Наум Кислик, Георгий Колас... Все они одинаково ненавидели ложь, лживый пафос, с помощью которого советская пропаганда рисовала войну исключительно золотыми красками, а всех ее участников - или героями, или предателями... Никогда перед моим отцом не стоял вопрос - зачем говорить и писать правду. Не только о войне, обо всем...".
"Когда отец был жив, это казалось само собой разумеющимся, - сказал В. Тарас в беседе с корреспондентом "БР". - А когда его не стало, я понял, что его позиция - это пример, которому я должен следовать".
"Я знаю, что мой отец не был звездой первой величины в литературе, писателем первого ряда, какими были Адамович и Быков, - пишет В. Тарас в эссе "Стожары". - Но после смерти отца я понял очень важную вещь. В литературе, как и в жизни, нет главных и второстепенных. Посмотрите на ночное небо - Небесный Свод состоит из миллионов звезд, больших и малых. Если гаснет одна из них - это означает, что гибнет целый мир, планетные системы. Представьте себе, что однажды исчезнет наша планета. Условный наблюдатель за несколько тысяч световых лет от нее даже не заметит исчезновения слабенького, малюсенького пятнышка света в нашей галактике. Свет погасшей звезды продолжает идти через Вселенную еще сотни тысяч лет".
Виталий Тарас родился в Минске 6 мая 1956 г., окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета. Публикуется с 1973 г. Работал на белорусском телевидении, в белорусских изданиях "Лiтаратура i мастацтва", "Культура", "Наша нiва", в российской "Общей газете", на Радио "Свобода". Член Белорусской ассоциации журналистов, Белорусского ПЕН-центра, Союза белорусских писателей. Лауреат премии им. Алеся Адамовича Белорусского ПЕН-центра. В 2007 г. в серии "Кнiгарня "Наша нiва" была опубликована его книга "Звыклае зло".
Тарас В. Хронiка бягучых падзей. - Вильня: Flammae, 2010. - 95 с.