Конец невинности
Конец невинности
26 марта в Доме кино покажут главный фильм Каннского фестиваля 2009 года «Белая лента» (режиссер — Михаэль Ханеке)
Маленькая немецкая деревня накануне Первой мировой войны. Однообразную и размеренную жизнь немногочисленных жителей нарушает серия странных событий. Сначала лошадь доктора спотыкается на полном ходу о натянутую между деревьями леску (лекарь надолго отправляется в больницу), затем на лесопилке гибнет жена фермера, белокурого сына барона кто–то зверски истязает... — и это лишь начало.
Вязкий детектив главного, «в законе», европейского режиссера Михаэля Ханеке многозначительно игнорирует основной жанровый вопрос («кто виноват?»), превращаясь в притчу со всеми необходимыми ей намеками и умолчаниями. Закадровый голос рассказчика (сельский учитель в старости), еще молодой учитель и чей–то беспристрастный вездесущий взгляд устраивают трудную экскурсию по жизни типичных деревенских семей.
Здесь на протяжении столетий каждый занимается своим делом. Круглый год работают, отмечают праздники, христианскую Пасху и языческий праздник урожая, готовят детей к конфирмации, а девиц — на выданье. В воскресенье собираются в церкви. Конечно, все знакомы друг с другом. Патриархальный уклад: кровь и почва соседствуют тут как нигде ближе. Но рыба гниет с головы. Барон правит, но уже не управляет, в том числе собственной женой, подгулявшей на средиземноморских курортах: у главного жителя села — рога. Духовный отец при общении с домочадцами руководствуется методом розг и маразматических нотаций, охраняя детские души от непристойностей и насаждая высшие ценности. Насчет непристойностей, кстати, — это к местному любвеобильному доктору с чеховской бородкой, который по ночам прокалывает уши 14–летней дочери. С бедняками все проще и страшнее: смерть и голод — их спутники. Каждый член этих нескольких авторитарных семей мог бы по–балабановски высказаться в том смысле, что, дескать, «у нас мухи». А пару обязательных хороших персонажей — доктор с невестой — выглядят если не сельскими дурачками, так уж точно никак не могут противостоять надвигающейся беде. Вокруг смерть, гниль, плохой запах, отвращение и падение.
Часто замечают, что эта история в духе повестей Музиля обнажает процесс зарождения фашизма на живописных развалинах некогда счастливых семей с авторитарным отцом во главе. Ханеке рассказывает про обстоятельство и место, откуда приходит загадочная чума. Действительно, пару десятков лет — и на рукавах детей пастора, куда папаша вешал белые ленты (в память о невинности и чистоте), окажутся повязки со свастикой или какой–то другой чепухой. Если это так и только так, то «Белую ленту» смотреть полезно, но очень скучно. В черно–белом пространстве фильма, организованном в соответствии с какой–то безумно страшной архитектурой, зло действительно приходит ниоткуда, материализуясь в форме конкретных событий и происшествий. Именно поэтому абсолютно не важно, кто же стоит за всеми этими злодействами, почему они происходят. Любое преступление может совершить каждый. Все не без греха, и никто не чист. И менее всего эти зловещие дети с открытыми лицами и пустыми глазами.
5 киноновостей:
1. 25 марта состоится премьера российско–казахстанской комедии «Ирония любви» про любовь «ботаника» и светской львицы.
2. 25 марта можно будет посмотреть драму Атома Эгояна «Хлоя» с Джулианной Мур, Лайамом Нисоном и Амандой Сейфрид в главных ролях. История о том, как ревнивая жена решает проверить преданность мужа, заплатив эффектной девице за его соблазнение.
3. 25 марта начнется показ российского триллера «Фобос. Клуб страха» про подростков, оказавшихся взаперти в здании строящегося клуба.
4. Стало известно, что режиссер Тим Бартон всерьез подумывает о том, чтобы заняться созданием трехмерного кукольного мультфильма по мотивам комиксов Чарльза Аддамса «Семейка Аддамс».
5. Филип Сеймур Хоффман, скорее всего, сыграет главную роль в биографической драме о жизни легендарного американского независимого музыканта Дэниэла Джонстона. Любопытно, что в роли брата главного героя выступит (кто бы вы думали?) Джонни Депп.
Автор публикации: Денис КЛЕВИТСКИЙ