Фолк-настроение
Фолк-настроение
В оригинальном звучании и разных стилистических обработках вот уже 18 лет «Палац» исполняет народные песни, собранные во время многочисленных фольклорных экспедиций... |
Традиционная гитара соседствует на их концертах с лирой и жалейкой. В оригинальном звучании и разных стилистических обработках вот уже 18 лет «Палац» исполняет народные песни, собранные во время многочисленных фольклорных экспедиций. Но этим багажом Олег Хоменко не ограничился, выступив как автор проекта «Беларускiя казкi для дзетак». Означает ли это, что сегодня на фольклор есть спрос?
— Конечно, есть, — начал интернет–конференцию лидер группы «Палац» Олег Хоменко и принялся за вопросы посетителей нашего сайта www.sb.by.
О концертах
Чытач: У «Палаца» вышло семь альбомов. Весь материал собирали в экспедициях?
О.Х.: Не весь — процентов 50. Остальные — это песни на основе фольклора. Есть и полностью авторские работы. На сайте palac.org можно «скачать» музыку из всех наших альбомов, кроме последнего, над которым мы сейчас работаем. Обещал, что он выйдет еще в прошлом году. Поэтому теперь уже не загадываю...
Наталья, Брест: А когда вы в последний раз были в экспедиции? Неужели есть еще что собирать? Вот моя бабуля умела и любила петь народные песни. А когда она умерла, так никто из нашей семьи больше их и не знает.
О.Х.: Еще есть. Но... не хватает времени. Одного–двух интересных людей в год при желании можно найти и записать с ними хороший материал. Календарный фольклор нынче большая редкость. Но и его найти еще можно. Только надо искать, ездить, общаться. А фольклористы — они, как правило, «гаротныя», «занядбаныя». Стоят на «Ждановичах», шапками торгуют. «Олежка, какой фольклор? Кадышева уже больше 10 альбомов записала», — говорили мне.
Но сейчас появилась новая тенденция — авторский фольклор. Конечно, он с большим влиянием поп–фольклора, но тоже по–своему интересен. Вот представьте, поет мне женщина лет 50. Я спрашиваю: это откуда вы знаете? «Это я сама придумала», — отвечает. «Так можно, я напишу, что вы автор?» — «Не. Напишите, что народ».
Дима: Что в песне важнее — музыка или текст? Или голос — это всего лишь еще один музыкальный инструмент и содержание песен не имеет значения? Вы всегда понимаете, о чем поете?
О.Х.: В начале было слово... Да, я изучаю все наречия и все тексты песен, которые пою. Несу ответственность за каждую букву и каждое слово, которое произношу со сцены.
Слухач: Расскажите про ваше самое памятное выступление.
О.Х.: Лет 10 назад играли на площади в Бонне. Сразу после нас на ту же сцену должен был выйти президент Германии Йоханнес Рау. Поэтому нас предупредили, что отыграть нам нужно ровно 35 минут. Мы рассчитали свою программу и на 35–й минуте закончили выступление. В это время публика потребовала, чтобы мы играли дальше. А за кулисами стоит президент. И я его вижу. Но организаторы нам сигнализируют: мол, играйте дальше. Мы играем еще 10 — 15 минут, и на очередной бис я принимаю решение концерт не продолжать. Раскланиваемся, уходим со сцены, но, конечно же, было интересно, почему такие изменения в программе. «Президент слушал, ему очень понравилось», — объяснили организаторы. Да, это запомнилось.
Влад: На какой музыке вы воспитывались? Почему фольклор?
О.Х.: Я не воспитывался на музыке, я ее просто любил — всякую–разную. Лет в 9 начал учиться играть на аккордеоне, потом окончил музыкальную школу по классу тромбона. В институте культуры тоже на духовых играл. А еще лет в 15 родители мне подарили гитару...
Впервые аутентичный фольклор я услышал от своей бабушки по материнской линии. Ходил под впечатлением. Ничего похожего до этого я не слышал ни по радио, ни на импортных магнитофонных лентах.
— Правда ли, что какой–то старт «Палацу» в свое время дал Мулявин?
О.Х.: Владимир Мулявин очень любил нашу музыку. И пытался советами поддерживать нашу работу. Принципиально перед руководством «Славянского базара» поставил вопрос о том, что на концерте по поводу 25–летия «Песняров» обязательно должен присутствовать «Палац». Поэтому про «какой–то старт» — это, безусловно, правда.
Вольга: Олег, а вы любите петь караоке?
О.Х.: Не люблю. Мне кажется, что значительная часть нашей эстрады — это караоке. Люблю петь под гитару с друзьями.
Даша: Очень нравится ваша музыка. Почему у «Палаца» так мало концертов?
О.Х.: Обычно они приносят очень маленькую прибыль. Это скорее рекламные выступления, поэтому их немного. Но как раз сейчас идут переговоры о нашем сольном концерте в Гродно 19 и фестивальном в Полоцке 21 февраля. Надеемся, что все получится.
О студентах
Будущий студент: Вы преподаете технологии продюсирования в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Думаете, продюсер — это перспективная профессия в нашей стране?
О.Х.: Да. Но пока вопрос о том, что она появится в отечественном классификаторе профессий, только обсуждается. Нужно понимать, продюсер — это не человек с мешком денег. Я бы сравнил его с конструктором, у которого есть возможности, связи, информация и он может привлечь финансовые средства с целью получения прибыли.
— Кого можно назвать продюсером группы «Палац»?
О.Х.: Как и у большинства коллективов, у нас продюсерские функции выполняют сами музыканты группы.
Алина: Лекции в университете вы ведете на белорусском языке. Студенты вас хорошо понимают?
О.Х.: Прекрасно понимают и принимают. Многие на экзамене пытаются отвечать также на белорусском. И достаточно уверенно. Но это не значит, что язык влияет на оценку.
О фестивалях
Дмитрий: На различных фестивалях вас можно видеть в жюри. Как бы вы оценили уровень молодой музыки?
О.Х.: Я никогда не отказываюсь участвовать в жюри. Для меня это дополнительная информация к знаниям по курсу, который я преподаю в университете. Новые тенденции, мысли, музыкальное звучание — все это меня очень интересует. Поэтому я веду радиоверсию хит–парада «Тузiн Гiтоў» и помогаю в организации различных фестивалей. Вообще, считаю себя знатоком белорусскоязычной актуальной музыки. И поверьте, она достойна особого внимания. В плане мышления, материалов ее уровень очень высок. В плане технологии звукозаписи, исполнительского мастерства — ниже среднего. Однако в музыке главными все равно остаются мысль и эмоция. А не маркетинг и технология.
Фанат: Олег, почему у нас нет ни одного достойного рок–фестиваля?
О.Х.: Фестивали есть. Но их мало. Очень надеюсь, что в этом году мы все–таки сможем провести второй фестиваль Bela Music–2010. Это очень тяжелая задача. Но я так же переживаю о фестивальном движении, как и вы. Будем стараться.
Ленчик: Будет ли в этом году «Рок–коронация»?
О.Х.: По моей информации — будет, пройдет в первой декаде марта в одном из клубов Минска.
Djek: Вы выступали на разных концертных площадках. Какая из них вам больше других нравится?
О.Х.: Никогда об этом не думал. И все–таки фестивальные площадки, наверное, самые интересные: как правило, на фестиваль приходит более подготовленная аудитория, которая готова слушать новую, экспериментальную или малоизвестную музыку.
О музыкальном ринге
Cool: Слушали вас на «Звездном ринге» на СТВ с группой Da Vinci. Вам интересно участие в таких соревнованиях?
О.Х.: Если честно, не очень. Но я думаю, что подобные мероприятия нужно делать. Отказываться только потому, что, видишь ли, у меня корона потускнеет из–за не слишком высокой организации, — это выпендреж. И на «ринге» мы победили. Другое дело, как организаторы относятся к музыкантам... Например, «Палацу» за выступление ничего не заплатили и отправили в гримерку с тараканами. А потом Руслан Алехно попросил музыкантов «Палаца» (у Руслана в Беларуси нет своей команды) с ним на «ринге» выступить. Приезжают мои музыканты сниматься с Русланом — их ведут наверх, накрывают «поляну» и платят гонорар. Разница только в том, что в одном случае Хоменко на первом плане, а в другом — Алехно...
О сказках
Дама с соб@чкой: А белорусские сказки — это хобби такое?
О.Х.: Это огромная часть фольклора. А я интересуюсь этнологией, культурологией, фольклором. Если хотите, да — хобби. А вообще, согласитесь, мы выросли на сказках Пушкина, братьев Гримм... А своих национальных практически не знаем. За время фольклорных экспедиций у меня накопилось около сотни сказок. Захотелось ими поделиться. Так, при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) появился в интернете проект «Беларускiя народныя казкi для дзетак» (http://kazki.unicef.by). Там размещено 19 сказок. Еще около 70 мы записали в аудиоформате и планируем в ближайшие месяцы переиздать в формате МР3.
Juli: О чем мечтаете?
О.Х.: Я не мечтаю. Я ставлю цели. Иногда — заведомо недосягаемые... Так интересней...
Блиц-опрос
— Любимый кинофильм?
— Из последних просмотренных — «Аватар». У меня пристрастие к кинокартинам меняется в течение полугода.
— Любимый актер?
— Евгений Леонов и Роберт де Ниро.
— Любимая книга?
— Из последних — «Навошта» Рыгора Бородулина.
— Любимая театральная постановка?
— «Спрадвечная песня».
— Любимая передача на ТВ?
— «Видимо–невидимо».
— Любимый вид спорта?
— Боулинг (смеется). А вообще, занимался гандболом, легкой атлетикой в школе.
— Любимый художник?
— Павел Татарников и Владимир Цеслер. У них мне все нравится, и я бы все купил...
— Самая значимая историческая личность?
— Иисус Христос.
— Любимый музыкальный инструмент?
— 12–струнная гитара.
— Верите ли в приметы?
— Скорее нет, чем да.
— Пользуетесь ли интернетом?
— Да, но я не интернет–зависимый человек.
— А компьютерные игры любите?
— Очень. Ролевые и стратегии. Могу ночь напролет просидеть. Но это очень редко бывает.
— Знаете ли вы происхождение вашего рода?
— Да. Не очень глубоко, но знаю. Есть даже дальняя связь с Колошичами, которые были в родне с Радзивиллами.
— По дороге в «СБ» вы попали в пробку. Вас обстановка на дорогах раздражает или вы спокойный водитель?
— Немножко. Все говорят, что спокойный. Но сам я думаю, что не очень. Спокойствие только внешнее.
Авторы публикации: Надежда ДЕКОЛА, Анатолий НЕЗВАНОВ
Фото: Александр РУЖЕЧКА