В чудесном зеркале Венеции
В чудесном зеркале Венеции
Застарелый вопрос об участии наших художников в Венецианском бьеннале современного искусства перестал быть риторическим. Министерство культуры решило, что в 2011 году белорусский павильон там должен быть непременно. Пока эта информация, правда, не афишируется, но оргкомитет уже создан... Собственно, на этом все утвердительные ответы заканчиваются. Зато количество вопросов резко возрастает.
Свои новые беспокойства художники высказали во время презентации каталога «Белорусский павильон Венецианского бьеннале», документально зафиксировавшего события июня 2009–го. В определенной степени этот ироничный проект — альтернативный павильон нашего актуального искусства в пространстве, «где я не буду никогда», — повлиял на решение министерства продемонстрировать миру, что Беларусь наконец–то готова вступить в игру на поле международного арт–рынка. Однако, назвавшись «Белорусским павильоном Венецианского бьеннале», участники той выставки в «БелЭкспо» не учли, что их могут понять буквально. Концепция, по сути, у них была одна — продемонстрировать, что мастера, озабоченные поиском абсолютно новых выразительных средств, в нашей стране не просто есть, а их много, очень много. Выставка их достижений и должна была походить на лоток коробейника — мол, вы только взгляните, у нас есть все! Причем не хуже, чем «у них»... Лиза Михальчук, куратор выставки, не ради красивого оборота речи назвала этот проект «потенциальным искусством». Но большая часть публики решила, что именно таким инициаторы той выставки и видят свой павильон в Венеции. В результате в оргкомитете никого из них не оказалось...
Впрочем, суть не в этом. В любом случае игра в «БелЭкспо» стоила свеч. Из виртуального, потенциального белорусский павильон в Венеции все же станет реальностью. В связи с чем появляется первый вопрос: успеем ли мы подготовиться к этому событию достойным образом?
Достаточно ввести в строку интернет–поиска словосочетание «54–й Венецианский бьеннале», чтобы убедиться: многие страны выбрали уже не только кураторов своих павильонов, но и художников, которые будут воплощать их концептуальные идеи. Если воспользоваться спортивной терминологией (вполне оправданной, когда бьеннале в Венеции так часто сравнивают с Олимпийскими играми) — можно ли за полтора года подготовить спортсменов к мировым состязаниям, когда нет знающего тренера? Ни связями, ни опытом участия в таких масштабных художественных проектах мы пока не обзавелись. А ведь именно куратор должен определить, чем мы будем поражать международных арт–дилеров, какое искусство собираемся презентовать в Венеции, чтобы ни у кого больше гарантированно не было ничего похожего? Одной интуиции тут, пожалуй, мало... Недостаточно актуальный, малоинтересный, неинновационный павильон может сработать в сторону антиимиджа, когда мы только собираемся вступить в серьезные отношения с международными арт–структурами.
Стоит учесть еще и то, что официальный белорусский павильон в Венеции станет отнюдь не виртуальным ориентиром также и для наших студентов, для молодых художников. Да и для публики, немалая часть которой по–прежнему считает, что актуальное искусство — это то, что легче всего обругать...
— На сегодняшний момент и наша группа, и министерство открыты для всех предложений, — утверждает главный специалист управления искусств Министерства культуры Александр Зименко. — Пока план по организации этого мероприятия находится в процессе подготовки. Но почему–то заочно уже считается, что мы будем проводить все узким кругом в каких–то кулуарах. Однако министерство в первую очередь заинтересовано, чтобы все проходило максимально прозрачно. И не спешите судить нас заранее...
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ
Фото: Александр СТАДУБ