Московский Большой театр отреставрировал спектакль XIX века - «Эсмеральда»
Там решили обновить балет первой половины ХIХ века «Эсмеральда» про красивую девушку из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Композитор «Эсмеральды» итальянец Цезарь Пуни некоторое время работал в Российской Империи, а знаменитый Мариус Петипа возродил русскую версию постановки балета.
Юрий Бурлака, директор театра:
- Виктор Гюго написал либретто для оперы, потом это подхватил первый балетмейстер Жюль Перро. Известно, что роман заканчивается иначе. Эта версия со счастливым концом существовала весь ХIХ век.
В романе Виктора Гюго Эсмеральда умирает. Зато во всех версиях балета ее спасает от смерти капитан Феб. С помощью Квазимодо священника Фролло обвиняют в преступлениях, и таким образом добро побеждает зло. К сожалению, в жизни так бывает не всегда.
Современная звезда русского балета Наталья Осипова так рассказывает об образе Эсмеральды, который она исполнила:
- В спектакле три акта, и в каждом из них она должна быть разная. В первом – это комическая героиня, во втором – это страдающая женщина, в третьем – это лирическая героиня, которая обретает свое счастье.
Роль Квазимодо в балете также значимая.
Геннадий Янин, артист балета:
- Я лишен речи, я лишен звуков, как персонаж, я лишен даже лица, поскольку на лицо надета маска. Поэтому остается только пластика, которую надо передать, и трогательность, и какая-то неадекватность этого персонажа.
Интересно, что современные постановщики проводили буквально расследование в архивах Петербурга, Москвы и Гарварда в Британии с целью воскресить все детали хореографии Мариуса Петипа.
Юрий Бурлака:
- К сожалению, балет, давным-давно себя зарекомендовавший и давным-давно вошедший в золотой фонд балетного театра, очень редко появляется на сцене мировой, не только русской.
Интересно, что обновление «Эсмеральды» в Москве стало двойным сюрпризом. Параллельно в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко воскресили альтернативную, не классическую постановку того же балета. Вариант, который существовал в советский период, в 50-е годы.