ЖИЗНЬ В КРЕДИТ АЛЕКСАНДРА МОХОВА НЕ УСТРАИВАЕТ

Источник материала:  

Недавно на канале НТВ состоялась премьера фильма Александра Мохова «Песочный дождь». За эту картину на Всероссийском кинофестивале «Золотой Феникс» Мохов получил Приз имени скульптора Сергея Коненкова «За лепку женского образа, отличающегося благородством и достоинством» (актриса Марина Майко). В Смоленске во время этого фестиваля я и пообщался с замечательным актером, а теперь и режиссером Александром Моховым.

Заслуженный артист России Александр Мохов — один из талантливейших учеников Олега Табакова. Играет в театре-студии Табакова и МХАТе. За театральную роль в спектакле «Искусство» получил престижную театральную премию «Чайка». На постсоветском пространстве огромную популярность получил после главной роли в сериале «Две судьбы». Всего актер сыграл более 40 ролей. Наиболее известные из них в фильмах: «Мордашка», «Отель «Эдем», «Беспредел», «Люми», «Фортуна», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Лихая парочка», «Серые волки», сериалах «Клубничка», «Досье детектива Дубровского», «Сыщики», «Мужская работа», «Любительница частного сыска Даша Васильева», который идет сейчас на ОНТ.
— Александр, в одном из интервью я прочитал, что актером вы стали случайно. Это правда?
— Да. После окончания восьми классов я очень не хотел больше учиться в школе. Мне на глаза попался справочник для поступающих в средние специальные учебные заведения. Жил я тогда на Дальнем Востоке в маленьком городке Шимановске. Полистав книжечку, пошел поступать в Иркутское театральное училище. Там мне сказали, что парень я способный и взяли на кукольное отделение. После окончания театрального училища поехал работать в Театр имени Чехова города Южно-Сахалинск. Оттуда меня призвали в армию.
— После армии вы вернулись в Южно-Сахалинский театр?
— Нет. Я поехал в Москву, чтобы тоску развеять и посмотреть, что происходит в столице. Встретил там друзей, и одна моя знакомая девушка сказала, что, кажется, у Табакова есть недобор ребят. Олег Павлович взял меня сразу на третий курс, но сказал, что конкурентоспособность у меня ниже, чем у тех ребят, которые уже учатся, и берет он меня с испытательным сроком. Я учился день и ночь, сдавал все экзамены — и Табаков меня оставил. После окончания учебы, в том же 1986 году, студии присвоили статус театра, и меня пригласили в труппу.
— Часто актеры начинают снимать фильмы, чтобы в них играть самим. Вы же себя не снимаете?
— Нет. Когда я снимаю фильм, мне не хочется быть в кадре. Я получаю удовольствие, глядя на монитор, когда монтирую картину. Это интереснейший процесс. Но никогда не забываю, что и на съемочной площадке, и на сцене главное — это актер.
— Как вы работаете с актерами?
— Свободно. Когда я собираю в первый раз всю группу, говорю им: «Знаете, кто главный на площадке? Артист». Поэтому актеры у меня хулиганят, импровизируют. Были актеры, которые делали все как надо, но это было ремесло, а не творчество. Зная меня как артиста, актеры доверяются мне, как студенты. Например, Наташа Вдовина все хотела сделать, как она хочет, — это бывает у актеров, которые часто снимаются. Я сказал: «Не проблема». Мы сделали два варианта, и она выбрала мой. С тех пор никогда не спорила, а только спрашивала, как делать. Я никогда не давлю на актера. Нельзя давить — надо направлять. Для меня все равно — театральный актер или киношный. Кино — это фактура, это тип. Например, Мамонов — не актер, это личность. И как он играл в «Острове», в «Иване Грозном»! Он артист в душе, но не по профессии. И таких примеров масса.
— У вас есть жизненный девиз?
— Раньше это были слова Нины Заречной из «Чайки» Чехова: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, приди и возьми ее». Это максималистский девиз. Это относилось к человеку, касалось любви, преданности, самозабвенности. Чем старше ты становишься, тем более самозабвенно влюбляешься. Какой бы человек ни был умный, у него часто не хватает опыта — и в этом проблема, даже при желании все понять. Ты меняешься всю свою жизнь. У меня с женой разница в возрасте 20 лет, и я говорю ей: «Дашка, когда ты поменяешься окончательно, я буду уже глубоким стариком». Сейчас мой девиз таков: я не верю в кредит — я хочу сейчас, наличными. Но это не про деньги. Я встречаю кого-то или что-то — человека, сюжет — и наслаждаюсь этим, пока есть силы. Я уже из прочитанной литературы могу что-то извлекать, сублимировать, удалять то, что мешало. Раньше я не мог делать этого, до того, когда понял, что вся сила и слабость — во мне.
— Как вы считаете, багаж сыгранных ранее ролей, их количество переходят в качество?
— Все роли чуть-чуть во мне что-то меняли. Надеюсь, что я из тех людей, которые умеют делать выводы. Может быть, потому, что меня учили старшие и я не был нигилистом. Я не боялся быть учеником не только в театре, но и в жизни, всегда пытался взять от учителей как можно больше. И от ролей тоже пытаюсь брать как можно больше. А каждая сыгранная роль влияет на следующую. С каждой новой ролью я становлюсь богаче.
— Считаете ли вы съемки в сериалах искусством или только заработком?
— Я считаю, что сериалы — это искусство. Тому есть немало примеров. И, естественно, это заработок.
— Какая роль в сериале любимая?
— Любимые роли: Леший в сериале «Мужская работа», Иван Кузьмич в сериале «Две судьбы».


Артур МЕХТИЕВ
←«Морс» с клюквой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика