Галерейный арсенал

Источник материала:  
Галерейный арсенал"Выставка, представленная в музее, это небольшой фрагмент совместной коллекции галереи "Арсенал" в Белостоке и Подлясского общества поддержки искусства, итог сотрудничества государственного учреждения и общественной организации, поддержанного средствами Министерства культуры в рамках проекта "Знаки времени", - пишет в буклете к выставке директор галереи Моника Шевчик. - Выставка состоит из произведений, созданных во время трансформации, общественно-политических изменений, в период, который для польского искусства оказался необычайно плодотворным".

В экспозиции представлены работы 15 художников, в числе которых Лявон Тарасевич, Войцех Лазарчик, Рафал Буйновский, Катажина Козыра, Павел Сусид, Юлита Вуйтик, Якуб Домбровский и другие. Выставка, безусловно, заслуживает внимания хотя бы потому, что ее представляет самая известная в Польше галерея современного искусства, которая в следующем году будет отмечать свое 45-летие.

Название для галереи выбрано не случайно. Она находится на территории живописного дворцового комплекса в стиле барокко в центре Белостока. Дворец принадлежал старинному и влиятельному польскому роду магнатов Браницких, людей сказочно богатых. В здании, где сейчас размещается галерея, был когда-то арсенал.

Коллекция современного искусства "Арсенала" считается наиболее представительной в Польше, а проекты галереи уже не одно десятилетие привлекают внимание любителей и знатоков современного искусства. Помимо организации выставок и комплектования своего фонда, галерея также занимается издательской деятельностью (издает буклеты к выставкам) и образовательными программами. И если первые три направления работы традиционны для многих галерей мира, то образовательные программы - явление не столь частое.

"Мы занимаемся современным искусством, и для меня совершенно очевидно, что в галерее должны быть образовательные программы, - рассказала корреспонденту "БР" куратор галереи Магдалена Годлевская на открытии выставки. - К тому же в Белостоке нет ни одного художественного высшего учебного заведения, а знания об искусстве должны каким-то образом распространяться в обществе. Образовательные программы прежде всего рассчитаны на учеников начальной и средней школы, но мы понимаем нашу задачу гораздо шире: у нас проводятся занятия даже для детей детских садов, с одной стороны, а с другой - есть программы, к примеру, для пенсионеров".

По словам г-жи Годлевской, особенностью этих занятий является то, что их проводят известные художники, работы которых находятся в коллекции "Арсенала", или те, кого приглашают в галерею с выставками, а не преподаватели и искусствоведы.

"Мы проводим очень много интерактивных занятий, мастер-классов, - рассказывает куратор галереи. - Например, у нас есть занятия для семей - для детей и их родителей. Такие мастер-классы основаны на том, что маленький ребенок и взрослый родитель должны встретиться, образно говоря, в художественной ситуации. В Белостоке есть много беженцев из Чечни, есть семьи из Грузии. И в галерее существует специальная программа для детей беженцев. Дело в том, что эти дети чаще всего в силу обстоятельств несколько изолированы от общества, у них проблемы с общением. В галерее они изучают польское искусство и культуру, что помогает им быстрее адаптироваться в обществе. Помимо этого, они имеют возможность показать свою культуру, что для нас тоже очень интересно".

В рамках образовательных программ галерея проводит цикл мастер-классов, посвященных другим культурам. "В данном случае мы опираемся на базовые формы передачи культуры, - говорит г-жа Годлевская. - В каждой культуре есть сказка, песня, колыбельная, и на основе такой литературной формы передачи мы создаем пластические художественные образы. Мы приглашаем участников из  Вьетнама, Грузии, стран Африки, и проводим занятия, посвященные культуре этих стран".

Одним из интересных и необычных проектов галереи стала первая в Польше выставка современного искусства для незрячих людей.

"В Белостоке есть фонд "Аудиодискрипция", целью которого является организация доступа незрячих людей к культуре, - рассказывает г-жа Годлевская. - Например, они сделали аудиодискрипцию к спектаклю, чтобы незрячий человек смог получить адекватное представление о ситуации, чтобы он ее правильно воспринял. Это очень трудно. У нас естественное восприятие: мы оцениваем то, что мы видим, - это красивое либо некрасивое, нас что-то восхищает или возмущает. Незрячий человек может только слышать. Аудиодискрипция основывается на том, что незрячий человек получает звуковое описание или того, что происходит на сцене в то время, когда персонажи молчат, или, как в нашем случае, описание произведения искусства, - какого оно цвета, какой фактуры, какого размера. Мы разрешили незрячим посетителям дотрагиваться до экспонатов. И эти люди приходили на выставку!".

Галерея также проводит концерты современной музыки, которые посещают по 100-200 человек. "Я думаю, для галереи, которая не очень приспособлена для концертов, это довольно много", - считает куратор.

Галерея "Арсенал" дотируется из бюджета города Белостока. Кроме того, она получает различные гранты. В частности, образовательное направление финансирует министерство культуры Польши.

"Образовательные программы - это интересное, но и сложное направление, - считает Магдалена Годлевская. - Дети оканчивают лицей, и большинство уезжает из Белостока. И мы, разумеется, с согласия родителей и школы вновь и вновь ищем молодежь, которой объясняем, почему лучше приходить в галерею, чем часами сидеть у компьютера. Это как копание колодца! Но это и благодарная работа".

По ее словам, многие из молодых людей, посещавших мастер-классы и другие занятия в галерее, сейчас обучаются в академиях искусств по всей Польше. "Художники, преподающие в академиях искусств, часто говорят нам, что, если на первом курсе есть студент, который знает что-то о современном искусстве, он наверняка из Белостока", - говорит она.
←Амерыканскі гітарыст‑віртуоз Соні Лэндрэт правёў майстар‑клас у Мінску

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика