О реконструкции минских театров
Пока же она вызывает больше вопросов, чем ответов.
Так, недавно начавшийся ремонт Белорусского государственного молодежного театра, которого актеры давно ждали, приостановлен несколько месяцев назад. Причина — коллективное письмо, написанное проживающими в районе улицы Даумана и Минским городским отделением Международного объединения экологов. Авторы письма просят не сносить старый парк возле молодежного театра, а также напоминают, что ранее возле здания театра находилось старое православное кладбище, на котором во время Первой мировой войны было захоронено не менее 15 тысяч солдат. Кроме того, появилась загадочная информация о том, что после завершения ремонтных работ театр будет делить площадь с неким торговым центром и из четырех этажей нового здания служители Мельпомены будут занимать только один...
"Заморозка" стройки, возмущение граждан, предполагаемое соседство театра с торговым центром — все это повергло в недоумение и труппу, и ее художественного руководителя заслуженного деятеля искусств и народного артиста Республики Северная Осетия-Алания Модеста Абрамова.
— Мы отпраздновали 25-летие театра и ушли в отпуск, — рассказывает Модест Модестович. — Когда вернулись, нам сообщили, что в начале июля реконструкция была приостановлена. Несмотря на то что есть решение Мингорисполкома от 12 июня, подписанное исполняющим обязанности председателя Николаем Ладутько о начале строительства. Проект вырабатывался на протяжении четырех лет с учетом всех особенностей места и требований по "зеленой зоне". Мы стали выяснять причины остановки работ. Нам рассказали о жалобе... Но ведь проект прошел все инстанции и был утвержден! На него уже истрачен 1 миллиард 100 миллионов рублей. К тому же предполагалась вырубка не 80, как написано в письме, а 32 деревьев, из которых два сгнивших. По поводу захоронений... Ведь они были и раньше? И это никого не смущало, когда здесь строили кинотеатр "Спартак", в котором мы и располагались. Наше предложение — посадить новые деревья на этом месте, воздвигнуть обелиск памяти. Может, меньше пива будут распивать на этих скамейках...
Еще не понятно, почему мы должны делить площади с каким–то торговым центром. Ситуация неопределенности длится уже больше месяца. Нам было сказано, что новое место для театра будет найдено в ближайшее время. Но никакой официальной информации до сих пор нет. Почему мы не могли остаться в старом здании и ждать нового? Мы бы ютились, что-то придумывали. Вдобавок, что такое "проект нового здания"? Вы же понимаете, это полностью новый план, новая проектно-сметная документация... Сколько лет все это займет? А ведь каждый день без спектакля, без репетиции для актеров — это смерть. Уже уволились две актрисы. А что я могу пообещать оставшимся? До этой ситуации у нашего театра, кстати, был самый высокий процент посещаемости в стране.
— Мы действительно приостановили работы по реконструкции молодежного театра ввиду поступившей коллективной жалобы жильцов прилегающей улицы, — поясняет заместитель начальника управления культуры по строительству Мингорисполкома Юрий Максименко. — Там располагается старое кладбище, и, продолжая работы, мы будем постоянно сталкиваться с этой проблемой. Пока нет конкретного письменного решения по этому вопросу. Думаю, оно появится в ближайшие 2 недели. Возможно, театру будет предложено другое здание. Как один из вариантов рассматривается Дом культуры строителей на Козлова, 17.
— Говорят, на месте театра может возникнуть четырехэтажный торговый центр...
— Это полная ерунда. На том месте до приостановления работ планировалось построить здание, предназначенное исключительно для нужд театра.
Коллеги Модеста Абрамова и по театру, и по реконструкции опасаются повторения истории. Где гарантия, что ремонт Купаловского и ТЮЗа пройдет точно по плану?
— То, что там находятся захоронения, знали все, — рассказывает директор Белорусского республиканского театра юного зрителя Юрий Кулик, назначенный на эту должность два месяца назад. — Я, во всяком случае, знал. Я считаю, что все-таки, на кладбище ничего строить нельзя.
— Но ведь это же не вина театра?
— Нет, конечно. Я предполагаю, что театру просто дадут другое место. Никто не ставит под сомнение, что театр такого формата в Беларуси нужен, поэтому найти ему соответствующее место, на мой взгляд, вполне возможно.
Что касается нашего проекта, надеемся, что месяца через 2-3 все завершится и тогда мы покинем нынешнее здание и перейдем в кинотеатр "Электрон". Там будет наша репетиционная площадка. Иногда сыграем какие-то спектакли. Реконструкция, думаю, продлится не менее трех лет.
— Нет ли опасности, что в главном театре страны — Купаловском — также сместятся сроки проведения ремонтных работ?
— Нет, пока я не вижу никаких проблем. Начало работ — второй квартал 2010 года, — рассказывает директор театра Павел Поляков. — У нас, наоборот, есть хорошая новость: с 1 сентября из муниципальной собственности нам отдали нашу Малую сцену. Будем реконструировать и ее, как и склад наших декораций на улице Козлова.
...У каждого театра есть не только своя творческая, но еще и "ремонтная" судьба. Не у всех она пока складывается счастливо. Редакция будет следить за развитием событий.