«Увольняюсь в знак несогласия». Потерявшим работу собрали 1,5 млн долларов. Первому помогли милиционеру
Фонд солидарности BYSOL, собирающий деньги на помощь тем, кто остался без работы по политическим причинам, появился несколько дней назад. За это время в него было перечислено более 1,5 миллионов долларов от почти 28,5 тысяч человек, а первые уволившиеся уже начали получать выплаты. FINANCE.TUT.BY попросил одного из координаторов фонда, правозащитника и волонтера Андрея Стрижака, рассказать о том, кто может обратиться за помощью, что для этого нужно сделать и о каких суммах идет речь.
Кто может получить финансовую помощь и как за ней обратиться?
— Есть две категории тех, кому мы помогаем: люди, уволенные за высказывание своих политических убеждений, и люди, которые хотят оставить работу или службу в знак протеста против действий властей, — объясняет правозащитник и волонтер Андрей Стрижак, один из координаторов проекта Фонда солидарности BYSOL.
Чтобы обратиться за выплатой, нужно заполнить короткую форму. В ней некоторые личные и контактные данные, а также то, какая именно помощь нужна (финансовая, в поиске работы, в переезде). Также уволенный человек должен записать видеообращение и рассказать о том, почему его уволили.
— Мы исходим из такой логики: если человека увольняют за его убеждения, которые он публично проговаривает, он может повторно публично их проговорить, чтобы показать, что не согласен с происходящим в стране и таким образом призвать других людей делать то же самое, — поясняет Андрей Стрижак. — Также нужно загрузить какую-нибудь подтверждающий документ: например, фото заявления об увольнении, рапорта и удостоверения, трудовой книжки с записью об увольнении.
В фонде будут выплачивать компенсации по тем ситуациям, которые возникли со старта этой избирательной кампании (то есть с начала мая)
— Но это не значит, что если к нам обратится человек, которого уволили в конце марта, потому что он говорил, что скоро выборы и надо выбрать другого президента, мы ему откажем. Каждый случай рассматривается индивидуально, — комментирует Андрей Стрижак. — К сожалению, компенсировать такие случаи за все 26 лет правления Лукашенко мы не можем.
Сколько человек уже обратились за выплатами?
— На данный момент нам поступило около 200 заявок, больше половины из них — осознанные отставки, остальные — увольнения за высказывание убеждений, — рассказывает Андрей Стрижак. — Мы надеемся, что заявок будет больше, потому что каждый, кто получил от нас помощь, расскажет об этом своим коллегам. Нечего бояться, жизнь может сложиться по-разному. Если Лукашенко остается у власти, ты получаешь новую профессию, если Лукашенко уходит — получаешь шанс вернуться на прежнюю работу и занять там достойное место. Силовики, сотрудники госорганов, госслужащие — все адекватные люди, которые находятся в структуре, наш призыв к вам такой: если вы не хотите мириться с тем, что происходит, то просто пишите заявления об увольнении, обращайтесь к нам, и вы получите поддержку.
Основная масса заявок пока находится на рассмотрении, но фонд уже начинает выплачивать первые компенсации. Например, выплату получил участковый милиционер, который одним из первых подал в отставку по политическим мотивам.
— Более того, он также идет у нас по программе трудоустройства. Мы стараемся сделать так, чтобы те, кто хочет сменить род деятельности, получили профессиональное обучение и остались в строю общества. Многие силовики боятся трех вещей: преследование коллег, финансовый ущерб и отсутствие работы. Наша задача — сделать так, чтобы эти люди не чувствовали, будто делают шаг в пустоту, — комментирует Андрей Стрижак.
Какую сумму компенсации можно получить от фонда?
Изначально для всех был установлен единый размер выплаты — 1500 евро (три средних зарплаты по стране). Сейчас в фонде пришли к выводу, что такая компенсация поможет не всем.
— Мы столкнулись с ситуацией, что к нам обращается много людей, у которых есть контрактная выплата. Это значит, что в случае досрочного расторжения контракта человек должен выплатить нанимателю определенную сумму, и эти суммы превышают наш размер компенсации, — поясняет Андрей Стрижак. — Мы пока не пришли к единому мнению, как решать этот вопрос, но в любом случае будем реагировать на все запросы и менять подходы, если это улучшит нашу работу.
Могут ли получить помощь от Фонда солидарности работники бастующих заводов?
— Еще одно большое направление помимо точечных выплат — это поддержка бастующих рабочих, которые еще не уволены и увольняться не собираются, — продолжает Андрей Стрижак. — Здесь мы не можем поддерживать каждого индивидуально, потому что верифицировать каждого бастующего — это огромная загрузка. Поэтому мы приняли решение, что будем централизованно поддерживать организованные стачкомы. То есть эту часть задачи мы передаем тем, кто точно знает, кто именно бастует, какая у них ситуация, кому нужно оказать помощь. Поэтому фонд работает напрямую со стачкомами. Пока на конкретном предприятии не сформирован стачком, мы не можем выделить ему помощь.
18 августа Фонд солидарности объявил о том, что перечислит по 100 000 долларов МТЗ, МЗКТ и «Гродно Азоту». Стачком МТЗ часть денег уже получил.
— В интернете уже посчитали, что, мол, если на МТЗ работает 16 тысяч сотрудников, то на каждого придется по 6 долларов. Но бастуют не 16 тысяч, и наша задача поддержать этих смелых и показать пример, — поясняет Андрей Стрижак. И мы это уже сделали — первая партия помощи уже поступила заводчанам.
Помимо денежного сбора от физлиц у фонда есть база из 331 представителя бизнеса, готовых поддержать бастующих как материально, так и нематериально.
— Есть и очень крупные компании, с которыми мы работаем индивидуально. Они тоже готовы поддерживать бастующих в Беларуси, потому что они очень заинтересованы в том, чтобы будущее страны было не таким, каким оно прогнозируется сейчас, — говорит Андрей Стрижак. — Если Лукашенко останется у власти, то мы можем получить failed state («несостоявшееся государство») в центре Европы — государство, которое обрушит свой кредитный рейтинг, бизнес-резиденты которого не будут иметь возможность получить кредит под нормальную ставку и вообще работать. Какой инвестор пойдет в страну, в которой не работает закон, не работает право, где избивают, насилуют и убивают, фальсифицируют выборы и при этом продолжают еще более жесткими методами подавлять протест?
Кто еще готов помочь белорусам, оставшимся без работы?
С конца июля в Беларуси работает сервис «Скорая взаимопомощь», который запустили активисты инициативы «Честные люди». Там любой человек может оказать помощь тем, кто остался без работы из-за своих убеждений: пожертвовать деньги, предложить работу или предложить обучение.
Помогать пострадавшим в ходе мирных акций протеста будет IT-компания EPAM. Там выделяют средства для оказания медицинской, психологической, юридической и других видов поддержки пострадавшим как в Минске, так и в других городах. Помимо этого EPAM открывает по обучению и переквалификации для граждан Беларуси, у которых нет опыта в IT.
Также о своем намерении помочь пострадавшим белорусам в среду, 19 августа объявила Еврокомиссия. От имени Евросоюза будут выделены 53 миллиона евро. Из них 50 миллионов пойдут на помощь в борьбе с коронавирусом, 2 миллиона — на «поддержку жертв репрессий и неприемлемого государственного насилия», 1 миллион — на поддержку гражданского общества и независимых СМИ.