Романчук: Власти, показывая Западу, России, бизнесу и обществу средний палец, превращают экономику страны в токсичную помойку за колючей проволокой
02.08.2020 12:08
—
Новости о Коронавирусе
"А беларусы всё чаще будут покупать one-way-ticket из страны".
Заместитель председателя Правления Нацбанка Сергей Калечиц выступил в защиту официальной позиции власти «В Беларуси – макроэкономическая стабильность. Ситуация под контролем. Причин для беспокойства нет». Сделал он это явно не по доброй воле, не на площадке Нацбанка, а в жутком рупоре модели Совок/Госплан, в газете «Советская Белоруссия», пишет в своем Фейсбуке известный экономист Ярослав Романчук.
Сергей Валерьевич – очень грамотный специалист. Представляю, с каким трудом давались ему слова в этом материале. Приказ сверху – рапортовать о том, что всё по плану и в норме. Он защищает позицию Нацбанка. Мол, кризис в Беларуси циклический. Поэтому Нацбанк принял контрциклические меры, на манер всех центральных банков. Ничего экстраординарного. «… Когда экономика замедляется вследствие конъюнктурных шоков, центральный банк должен воспользоваться имеющимся в его распоряжении инструментарием для смягчения политики». Получается, что шок у нас конъюнктурный? Т. е. всё списать на коронавирус? Как же тогда объяснить тот факт, что рецессия в Беларуси началась ДО коронавируса, который в Беларуси в отличие от соседних стран не закрыл экономику? Если принять за правду утверждение Нацбанка о природе кризиса, то как тогда можно объяснить тот факт, что даже по версии самого Совмина среднегодовые темпы роста в 2010-2020гг. (с учётом прогноза Минэкономики на 2020г.) не превысили 0,9%? Какой же это конъюнктурный кризис, когда за последние десять лет Беларусь сотрясает уже третий кризис?
Если принять за правду утверждение Сергей Калечица о том, что кризис вызван колебаниями конъюнктуры, то тогда Совмин получает карт-бланш. Мол, у нас структура экономики нормальная, правильная и качественная. Наша модель работает исправно, эффективно и устойчиво. Значит, ничего менять не надо. Надо только ждать… восстановления той самой конъюнктуры, внешней и внутренней.
Это пример грубой теоретической ошибки, которая имеет крайне негативное влияние на всю экономическую политику белорусских властей. Неправильная диагностировка кризиса в экономике – и вот вслед за ней идёт «мы правильной дорогой идём», «наша модель себя оправдывает», «надо лишь поддержать наши стратегически/системно-важные предприятия – и всё вернётся на круги своя, т. е. на темпы роста, как минимум, выше среднемировых».
Проводить контрциклическую политику в условиях сильных внешних шоков, беспрецедентного уровня неопределённости, мощной технологической дизрупции, сильно искажённой структуры капитала внутри страны – это как стрелять из пушки по воробьям. Предоставление номенклатурным фаворитам из числа коммерческих организаций субсидий, дотаций, льгот, реструктуризации долга, списание части долга, смягчение резервных требований, улучшение условий пользования старыми и новыми кредитами и т. д. – это для консервации старого. Это макроэкономическая политика, обращённая назад в прошлое. В надежде, что каким-то чудом восстановится спрос на товары крупных государственных заводов и фабрик с технологическим укладом более чем 30-летней давности.
За март – июнь 2020г. коммерческие банки провели реструктуризацию задолженности по кредитам и конвертацию облигаций на BYN1,3 млрд. Банк развития – финансовый карман правительства – провёл реструктуризацию кредитов для аграрных баронов на сумму BYN1,6 млрд. по указу президента ещё от 17.07.2014г. «По отдельным кредитам сроки погашения продлены до 2035 года». Кредиты в BYN-рублях более чем на 20 лет на льготных условиях – это подарок, а не коммерческая сделка. Нет сомнения, что в Нацбанке это понимают, но силу аграрных баронов и «красных директоров» перебить не могут. На публичные споры они не отваживаются.
С. Калечиц звучит необоснованно оптимистично: «… Предпосылок для возникновения кризисов сейчас не наблюдается. Даже те сильные шоки, которые мы испытали в марте -апреле текущего года, не привели к дестабилизации ситуации на финансовом рынке. В настоящее время отсутствуют дисбалансы во внутренней макроэкономической политике, нет переоцененности белорусского рубля...»
Вот это утверждение представляется весьма спорным. Нацбанк считает, что «буфер макроэкономической устойчивости» позволяет смягчить политику, не нарушая достигнутой стабильности. Really? Если речь идёт о буфере в виде ЗВР-ов, то это явно недостаточно для того, чтобы излучать спокойствие в условиях многоуровневого кризиса. Да, Нацбанку по определению нужно быть спокойным и уверенным, но ситуация вокруг него явно этому не располагает. Сам факт закрепления за главой Нацбанка ответственности за выплату зарплаты и стимулирование экономики ставит жирный крест на его институциональной независимости.
Итак, по пунктам. Первое – «предпосылок для возникновения кризисов сейчас не наблюдается». Белорусская экономика уже в рецессии. Даже по официальным данным за январь – июнь 2020г. ВВП снизился на 1,7%, во II квартале – более чем на 3%. И это только начало. По оценке даже российских аналитических структур ВВП России в 2020г. «просядет» на 5 - 8%. ВВП Евросоюза во II квартале снизился на 11,9%, в зоне евро – на 12,1% после падения ВВП в I квартале 2020г. на 3,2% и 3,6% соответственно.
Беларусь УЖЕ в кризисе. Чем дольше и интенсивнее будет Нацбанк и Совмин сохранять старую структуру производства, исходя из логики конъюнктурного кризиса, тем больнее и глубже будет наше падение, тем в худшем положении будет находиться Беларусь после того, как ЕС и Россия уже выйдут из кризиса. Такого чудесного спасения, какое было в начале 2000-ых в виде нефтегазовой блажи от России точно не будет. Как и не предвидится резкий рост спроса на белорусские сырьевые товары.
Беларусь руками VIP-распорядителей чужого, которые продолжают делать ставку на загнанные лошади Совка, грозит остаться на задворках цивилизованного мира, вне ведущих центров генерации ценности. Кризис уже возник. Он хозяйничает в нашей стране, а зампред Нацбанка говорит о каких-то предпосылках. А вот и эти самые предпосылки для его углубления и ужесточения.
Второе. Макроэкономическая стабильность – это производная, как минимум, трёх элементов: монетарной, фискальной и институциональной. По всем трём есть серьёзные вопросы, особенно в бюджетно-налоговой сфере, управлении собственностью и по структуре производства.
ВВП Беларуси в глубоком минусе, а по состоянию на 01.07.2020 долги физических лиц перед банками выросли на 20%, с BYN12,6 млрд. до BYN15,1 млрд. На 01.07.2020г. по сравнению с аналогичной датой 2019г. кредиты для юрлиц выросли на 17,8%. Правительство обещало ликвидировать директивное кредитование (денежная халява для избранных), а вместо этого увеличила его лимит более чем на 70%, до BYN1,26 млрд. – и это явно не предел.
При этом мы наблюдаем обвальное падение чистой прибыли (минус 73,7% за январь – май 2020г. по сравнению с аналогичным периодом 2019г.) и резкий рост убытков убыточных предприятий (в шесть раз). Запасы готовой продукции на 01.07.2020г. составили BYN5523,8 млн. (78,1% среднемесячного объёма производства), а на аналогичную дату 2019г было BYN4852,6 млн. (63,4%) – рост на 13,8%. В плачевном состоянии находятся не только замордованные модернизацией деревообработка, лёгкая, деревообрабатывающая, машиностроительная промышленность, но даже нефтянка. Она вынуждена тратить более 60% выручки на обслуживание кредитов. Бобик – старый мотор экономического роста - сдох. На горизонте нет ни одного внятного, чёткого сектора или источника роста, который мог бы обеспечить 3,5 роста ВВП в 2021г., тем более $100 млрд. ВВП в 2025г.
И ВСЁ это для Нацбанка – не предпосылки для углубления кризисов?
Сам Нацбанк в ежегодном докладе «Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2019» указывает на проблемы, которые в 2020г. ещё больше усугубились: «... Значимая часть государственных предприятий имела неустойчивое финансовое положение, высокий уровень закредитованности и хронический недостаток собственных оборотных средств вследствие неэффективного управления. Не произошло существенных улучшений в структуре и эффективности распределения капитала».
А вот оценка самого Нацбанка по финансовым рискам середины 2020г.: «… Сохраняются существенные риски для платежного баланса страны в силу необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для исполнения предстоящих долговых обязательств, недостаточного объема недолговых источников финансирования и их сильной зависимости от внешней конъюнктуры, низкого уровня диверсификации долга по валютам и кредиторам».
Идём дальше. Бюджетно-налоговая политика – это один сплошной «ах», если не использовать ненормативной лексики. Налоговая нагрузка и налоговое администрирование душит. Совмин делает вид, что все запланированные расходы профинансирует в полном объёме. С чего такой оптимизм, когда по итогам года дефицит только республиканского бюджета ожидается в размере BYN5,6 млрд., что почти в шесть (!) раз больше, чем записано в законе «О республиканском бюджете на 2020 год». Консолидированный бюджет не досчитается BYN6,4 млрд.
Минфин без оглядки толкает страну в долговую яму. Общий государственный долг Беларусь на 1 июля 2020 года составил BYN52,6 млрд. увеличился по сравнению с началом 2020г. на BYN7,8 млрд. на 17,5%. Внешний госдолг за I полугодие 2020г. вырос на $900 млн. и составил $18 млрд. Причём внутри страны в январь – июнь 2020г. Минфин взял в долг в долларах $210 млн. Вот такое уважение и доверие к BYN-рублю и понимание опасности валютных долгов в период, когда валютная выручка обвалилась почти на четверть.
За I полугодие 2020г. прибыль банков сократилась на 22,8%. В ситуации, когда коммерческие организации тратят 30,8% выручки на погашение кредитов (в промышленности это 41,4%), когда почти 60% коммерческих организаций убыточно или низкорентабельно, когда они переживают шок спроса на внешних рынках (падение экспорта товаров в январе – мае 2020г. превысило 21%), рельефно вырисовывается мощный удар под дых банковской системе. При высоком уровне токсичности промышленных, с/х предприятий, строительства, при инвестиционной засухе откуда банкам взять кэш и обеспечить финансовую стабильность? Или даже при падении ВВП более чем на 5%, провале промышленности на 7 – 10%, сокращении экспорта товаров на 20%, белорусские власти будут говорить о макроэкономической стабильности?
Уже очень скоро закончится ресурс «зря-платы», ситуации, когда рост зарплаты в разы опережает рост производительности труда. Нечем будет смягчать рецессию. Белорусские власти в режиме «мы показываем Западу, России, своему бизнесу и обществу средний палец» экономика модели Совок/Госплан быстро будет превращаться в токсичную, структурную, институциональную помойку за колючей проволокой.
Закончится политический перформанс «президентские выборы». Неважно, что объявит ЦИК. Никакой элегантной победы у власти не будет. Будет ускорение, углубление многоуровневого кризиса.
Нацбанк будет разводить руки: «Мы же предупреждали».
Совмин будет тупо смотреть в пол: «Мы же хотели, как лучше».
А. Лукашенко будет грозить жэстачайше наказать всех, кто попадётся под руку: принять меры, закрутить гайки, надеть наручники, закатать в асфальт или устроить очередной ператрахивание. Это когда начальники из близкой президенту кадровой обоймы просто меняются местами.
А в это время беларусы всё чаще будут покупать one-way-ticket из страны. Потому что кладбищенская стабильность будет им не по душе и не по карману.