«Нужно делать то, что тебе в кайф». Интервью с топовым белорусским футбольным блогером

Источник материала:  

Вы можете не любить белорусский футбол, не смотреть его, но он есть — с играми со зрителями во время пандемии, со всемирно известным клубом «Слуцк» и с постоянными разборками с судьями. Мы поговорили с автором и ведущим самого веселого и самого популярного YouTube-канала о белорусском футболе «ЧестнОК» Александром Ивулиным и узнали, чего не хватает этому виду спорта в нашей стране, за кого он болеет, как к его увлечению относятся в семье и какие качества необходимы, чтобы стать видеоблогером.


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«Кто пойдет смотреть футбол в будний день в три часа дня? Вот мы и выяснили»

— Примерно шесть лет назад я создал канал на YouTube под названием «Александр Ивулин», заливал туда простые видосы, вроде «болельщики что-то крикнули на Борисов-Арене». Этого в белорусской спортивной журналистике в тот момент никто не делал, и тогда это было свежо и прикольно.

Такие маленькие ролики я вставлял в свои текстовые репортажи на «Трибуне», чтобы создать эффект присутствия. А года два назад мне захотелось делать какую-то собственную видеоисторию. Надоело уже ездить по стадионам и делать плюс-минус одинаковые текстовые репортажи. Все-таки, по большей части, от игры к игре в чемпионате Беларуси ничего не меняется. В общем, захотелось чего-то нового.

Первая попытка запуска этого проекта была не очень удачной. Я сделал несколько роликов, которые мне казались прикольными. Но это как-то быстро заглохло. Во-первых, не было особо времени (нужно было решать вопросы со службой в армии), во-вторых, ресурсов, а основную работу никто не отменял.

Спустя какое-то время я встретился с хорошим другом. Решили, что наступил момент, чтобы делать свой канал про белорусский футбол. Договорились, что будем стараться хотя бы раз в неделю выпускать какой-нибудь ролик.

Мы начали с того, что пошли на стадион и вручную пересчитали всех болельщиков на трибунах. Прикол в том, что тот матч чемпионата высшей лиги играли в будний день в три часа дня из-за того, что на стадионе «Минска» были проблемы с электричеством и вечером проводить матчи было нельзя. Кто пойдет смотреть футбол в будний день в три часа дня? Вот мы и выяснили.

Это, по сути, был старт «ЧестнОКа».

Видео зашло, и после того мы стали выпускать ролики с периодичностью 4−5 в месяц и делаем это до сих пор.

Старый друг помогает с монтажом. В процессе я нахожусь рядом и контролирую эту историю: говорю, что нужно отрезать, куда вставить конкретный блок, чем перекрыть. В плане идей помогают ребята из редакции «Трибуны». Если говорить об оборудовании, то это камера Sony FDR-X3000R и микрофон Rode Videomicro.

Почему именно «ЧестнОК»?

— Мы сидели, штурмили название и решили, что нужно делать что-то бодренькое и честное, то есть «по честноку». «По честноку» сложно выговаривалось, а «честнок» — проще и легче.

Друзья сразу стебали, мол, «что за название», и мы в какой-то момент даже думали над тем, чтобы поменять его. Но потом я стал замечать, что иду на футбол, а все мне кричат: «Честнок». Понял, что это уже какой-то устоявшийся бренд.

«По честноку» — это означает ничего не скрывать от зрителя, показывать так, как есть. Вот пример: пока самое популярное видео на канале — с прошлогоднего скандального матча между брестским «Динамо» и «Шахтером», который запомнился своим судейством.

«Нужно делать то, что тебе интересно, что тебе в кайф»

— Я должен был закончить 11 классов средней школы в 17 лет. Из-за того, что я всегда хотел учиться в Минске, родители боялись отпускать меня в столицу в таком нежном возрасте. Поэтому мы решили, чтобы я немного «подрос» в Орше и отправили в местный колледж, где я получил специальность «техник-программист».

Но я всю жизнь играл в футбол, мне это было интересно, а программирование — не очень — из-за гуманитарного склада ума. Хотя колледж я окончил с неплохим дипломом, и если бы работал сейчас программистом, то, наверное, зарабатывал бы очень много денег (улыбается). Но считаю, что нужно делать то, что тебе интересно, что тебе в кайф.

Поэтому поступил на журфак БГУ по специальности «web-журналистика», и уже в конце первого курса попал на goals.by (после присоединения к sports.ru стал tribuna.com. — Прим.TUT.BY), а со второго курса уже работал там в штате.

Есть мнение, что людям, которые изначально учатся работать на камеру, вести YouTube-канал очевидно проще. Но с этим у меня вообще никогда не было проблем. Наверное, такой характер.

Я помню свой первый текстовый репортаж, тогда Сергей Румас относительно недавно стал главой федерации футбола. И я спокойненько подхожу к нему: «Сергей Николаевич, можно два слова?» А я тогда был мелкий, голос был еще хуже, прическа, как у Билана в молодости. Он посмотрел на меня, наверное, подумал «Кто это, что это?», но комментарий дал.

Первые разы я, конечно, испытывал какое-то стеснение при работе на камеру, но потом это ушло. Даже когда ты говоришь в камеру без оператора, а рядом идущие люди смотрят на тебя, на то, как ты говоришь и при этом размахиваешь руками. Я бы на их месте тоже так бы на любого блогера смотрел (смеется).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Aleksandr Ivulin (@a_ivulin) 13 Июн 2020 в 8:15 PDT

«Когда со мной захотели сфотографироваться зрители, батя светился от радости»

— У меня очень хороший знакомый работает на «Беларусь 5», читает там новости. И мне мама всегда говорит: «Ты со своим ютьюбом ничего не делаешь, а вот он — молодец, он в кадре сидит серьезный, в костюме». Ей очень хотелось, чтобы я был именно в телевизоре. Но я понимаю, что туда не хочу, в телеке нет такой свободы, и я наверное не самый телевизионный чувак в плане голоса и внешности.

Но сейчас она смотрит все мои выпуски, ставит лайки, обижается, если есть плохие комментарии.

Что касается отца, то как-то вместе с ним сходили на футбол в Оршу. Там меня узнали некоторые игроки, мы подошли к ним поздороваться, потом со мной захотели сфотографироваться зрители — так батя светился от радости.

Кстати, узнают меня не только на стадионах. Расскажу историю, которая случилась прямо в воскресенье. Я живу в Кунцевщине недалеко от рынка, и вот утром решил купить каких-то овощей, вышел в сланцах, шортах, майке — в общем, не самый презентабельный был вид. И тут: «О, Честнок, привет!» А я всегда подхожу к ребятам, которые меня узнают, общаюсь с ними. И мне, и им это приятно. И тут этот парень предлагает сфоткаться, а я стою в сланцах, с пакетами помидоров. «Давай!» — говорю.

Когда начались все эти узнавания, друзья меня очень сильно стебали: «Ты 100% заплатил этим людям, которые к тебе подходят, чтобы перед нами покрасоваться». (Смеется.)

Бывало, что и девушки знакомились. Без подробностей, но реально было. Иногда пишут в личку: «Привет, пошли кофе пить». Это забавно, конечно.

О кумирах и конкурентах в Беларуси

— Если мы говорим про YouTube, то мой кумир, в первую очередь, Дудь. За то, как он задает вопросы, заполняет собой пространство, снимает. Потом, естественно, Жека Савин (самый известный российский футбольный блогер КраСава. — Прим.TUT.BY) — за то, как он заморачивается по картинке, как он готовится к интервью, делает несколько сюжетных линий в роликах. Топ! Дима Поворознюк из Украины тоже бодрый парень, делает все чуть по-другому, чем КраСава, но тоже прикольно.

Так вышло, что особо никого именно в моей нише в Беларуси нет. Есть Коля Ходасевич, который серьезно рассказывает о футболе, но это немного другой формат. Есть Никита Мелкозеров, который берет большие обстоятельные интервью. Это тоже очень круто!

Но я хочу, чтобы стали появляться достойные соперники. Конкуренция заставляет двигаться, чем больше людей будет рассказывать про белорусский футбол, тем больше к нему будет интерес. Хочется больше разнообразия, потому что тогда и ты будешь двигаться дальше, чтобы быть на уровне.


Скриншот YouTube, канал «вДудь»

«На поле главные — футболисты, а не журналисты. Я был в шоке»

— Если говорить о специфике работы, то приведу недавний пример. Меня очень удивила история, которая произошла в начале сезона. Это был товарищеский матч БАТЭ и «Витебска», они играли на футбольном манеже АБФФ. И перед матчем, когда ребята еще даже не вышли на разминку, я хотел зайти на поле, чтобы записать подводку. И тут ко мне подбегает пресс-атташе БАТЭ и говорит: «Нет, нельзя, на поле главные — футболисты, а не журналисты. И вообще нельзя ходить по полю до матча и после матча, даже если он товарищеский». Я был, конечно, в шоке.

И таких вещей, в принципе, много. Футболисты многие верят в какие-то странные приметы: «Я дал интервью до матча, сыграл плохо, все, виноват именно журналист». Все мы в той или иной мере суеверные люди, но все равно это иногда напрягает.

Напрягает и то, что ты не можешь зайти в какой-нибудь большой клуб и сделать, например, прикольный челлендж. Слышишь ответ в духе: «Сейчас не время, давай попозже, вот мы выиграем чемпионат и тогда посмотрим». Это у нас было, есть и будет, неважно, делаешь ты видео или просто берешь интервью. Особенно это обострилось в связи с коронавирусом — сейчас вообще боятся сказать что-то лишнее.

Хотя удивительно, но на камеру многие ребята ведут себя более раскованно, не боятся ее. Им интереснее подавать себя таким образом. Спортсменам надоели шаблонные вопросы: «Что вы скажете по игре, соперник вас чем-нибудь удивил?», поэтому они легко соглашаются на какой-нибудь фан. Например, показать базу, как-то пошутить, то есть быть более натуральными, такими, какие они есть. Поэтому в формате видео, как мне кажется, всё это даже легче доставать.

Чего не хватает белорусскому футболу?

— Я убежден, что наш футбол не так плох по качеству, но нам не хватает антуража, культуры боления и зрителей на трибунах. Кстати, насчет инфраструктуры. Я уверен: помести наших футболистов в декорации хороших стадионов той же Польши, это будет смотреться в разы круче. Потому что большие арены изначально создают атмосферу.

Кроме того, нам очень не хватает такой вот медийной истории: не рассказывать про очки, голы, секунды, или про, как какой-нибудь футболист собрал столько-то карточек и штрафных, а показать, почему я должен болеть за него, какие у него классные увлечения, семья.

Ведь когда ты проникаешься историей человека, видишь, какой он за пределами поля, ты захочешь его поддержать. Потому что он тогда уже не какой-то далекий человек с номером на спине, а, грубо говоря, свой пацан из подъезда, за которого хочется болеть.


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«Сейчас мне стыдно, что про Капского я снял видео всего на 8 минут»

По качеству из последнего, что я снимал, с точки зрения душевности мне понравился сюжет про детскую футбольную школу «Славянин» для детей из неполных, многодетных семей, ребят из приютов. Основатель школы даже продал свою более навороченную машину и купил попроще, чтобы эти деньги вложить в обучение детей. Они собирали деньги на школу на MolaMola, и если до моего видео на счете было около 500 рублей, то после него сумма превысила 5000 рублей. Такая вот социальная история.

Самый запоминающийся для меня выпуск — это когда КраСава приезжал в Брест к Милевскому. Во-первых, он сам работал с высокой температурой, не представляю, как ему это удавалось на таком уровне показывать красоту. А во-вторых, он так долго занимался своими съемками, а мне так нужно было сделать с ним сюжет, что я пожертвовал своим билетом на последний поезд в Минск и в итоге заночевал в Бресте.

Что можно было сделать лучше? Сейчас я понимаю, что можно было сделать гораздо круче историю про Анатолия Капского. Я съездил к нему в деревню, снял там небольшой сюжет, и сейчас мне стыдно, что про этого человека я сделал видео всего на 8 минут. Позорище. Оно классное, крутое, душевное, сильное, но недостаточное для такой личности. Нужно как-нибудь замахнуться и собрать крутую историю.

«Вывести Месси или Роналду на какую-то эмоцию нереально»

— Если говорить о тех, с кем бы я больше всего хотел снять выпуск, то номер один — Виктор Гончаренко. Во-первых я очень люблю свое, как бы это банально ни звучало. Все-таки история Виктора Михайловича — почти Голливуд: парень из Хойников, который когда-то психанул из-за того, что «привез» пенальти, ушел в лес и вернулся только на следующий день. Который вывел обычную белорусскую команду первый раз в Лигу чемпионов, обыгрывал «Баварию» и «Реал», ну это же прямо вау!

Я его уже просил о том, чтобы записать видео, но он не согласился. Надеюсь, еще передумает и мы сделаем что-нибудь классное.

Месси, Роналду — это банально, потому что все хотят с ними говорить, но вывести их на какую-то эмоцию, рассказать о них именно что-то новое, что-то крутое, это нереально.

Поэтому второй человек в моем списке — это наш Вася Баранов. Футболист, который зажигал в московском «Спартаке», о его пьянках и пристрастию к алкоголю ходит миллион легенд, но при этом он невероятно много забивал и так же невероятно чудил. Например, как-то затопил тренировочную базу «Спартака», когда охлаждал пиво в душе — этикетки забили канализацию.

А потом он пропал, известно лишь, что он живет где-то в деревне под Гомелем. И вот если с ним сделать видос, поговорить о том треше… Но он не дает интервью уже лет двадцать.


Фото: Tribuna.com

«Я вообще ни за кого не болею, ни в мире, ни в Беларуси»

— Возможно, вы не поверите, но я вообще ни за кого не болею, ни в мире, ни в Беларуси. Но есть те, кто мне максимально симпатичен.

Самый крутой для меня — это Криштиану Роналду. Машина! Человек, который сделал сам себя, превратился из смазливого паренька в брутального атлета. Если Месси — это, в первую очередь, талант, то Роналду — это работа над собой.

Если говорить о любимом клубе на данный момент, то это «Ливерпуль» Клоппа. Можете называть меня глором (улыбается).

Так как я ни за кого не болею, поэтому в Беларуси назову сборную Беларуси (смеется). Серьезно, я не топлю за кого-то конкретно, я болею за пацанов. Переживаю за ребят, с которыми у меня теплые отношения, в каждой команде их 5−7 человек.

Выделить кого-то персонально? Окей, пусть это будет защитник БАТЭ Егор Филипенко. Он может косячить, но при этом он настолько уверен в себе, даже если у него чего-то не получается, он с такой иронией к себе относится!

Что нужно для того, чтобы стать популярным видеоблогером?

— Главное — это запастись терпением. Потому что не сразу все приходит. Сначала ты делаешь много роликов, которые не собирают много просмотров, но не нужно отчаиваться. Нужно иметь мужество продолжать, как бы тебя все не запаривало.
То есть должно быть упорство, дисциплина.

Потому что каким бы креативным ты ни был, тебя может хватить на два-три ролика, а их нужно делать постоянно. Необходимо не забивать, если что-то не получается, нужно этим очень сильно гореть и не бояться. Потому что когда боишься подходить к кому-нибудь и делать что-то, это плохо.

Поэтому, подытоживая, три главных качества — терпение, огонь в глазах и смелость.


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«Хочется, чтобы люди стали ходить на наш футбол и получать от этого удовольствие»

— Чего мне не хватает? Голоса нормального (смеется). Порой я сильно срываюсь, и я точно знаю, что мне нужно улучшать технику речи. Иногда меня не очень устраивает, как я снимаю, но улучшения по картинке по сравнению с тем, что было раньше, есть. А еще нужно меньше махать руками в кадре, потому что я мегаэмоциональный!

Конечно же, хочется собирать больше просмотров, сейчас их в среднем 30−40 тысяч на ролик, и, естественно, больше подписчиков. Если когда-нибудь у меня появится серебряная кнопка, я буду просто на седьмом небе от счастья (речь о физической кнопке YouTube, которую видеохостинг дает каналам со 100 тысячами подписчиков. — Прим.TUT.BY).

На этой неделе на моем канале пройден рубеж в 3 млн просмотров, но, думаю, что миллиона подписчиков у меня в обозримом будущем не будет (на момент публикации их 27,5 тысячи. — Прим.TUT.BY). К примеру, КраСаву из Беларуси смотрят лишь где-то 60 тысяч человек. Думаю, пока это та самая аудитория, которая у нас интересуется футболом.

Хочу, чтобы мои ролики стали более качественными, с сюжетными линиями, а не линейными, как сейчас. Замахнуться на какую-то более серьезную историю, документалочку.

Хочется рассказывать о каких-то командах интересных не только из топ-5 нашего чемпионата, вообще интересно рассказывать про белорусский футбол так, чтобы люди посмотрели и сказали вау, чтобы они стали ходить на футбол и получать от этого удовольствие.

Если говорить о деньгах, то пока это хороший бонус к основной работе, но в Беларуси совсем не тот рекламный рынок на YouTube, чтобы заниматься исключительно историей с видео. В той же Америке каналы можно монетизировать исключительно за счет рекламы, которую предлагает YouTube. У нас же за 100 тысяч просмотров каналы получают 30−40 долларов.

Поэтому пока для меня это только хобби, но, надеюсь, доживем до тех времен, когда YouTube сможет приносить хороший доход.

←NASA отправит на Марс табличку в память о борьбе с пандемией коронавируса на Земле

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика