Какие тесты для диагностики COVID-19 лучше: на антитела или мазки? Отвечает Европейское бюро ВОЗ
Европейское региональное бюро ВОЗ провело онлайн-брифинг. Во время него, отвечая на вопрос TUT.BY, доктор Катрин Смолвуд, старший специалист по вопросам чрезвычайных ситуаций Европейского регионального бюро ВОЗ, сказала, что золотым стандартом в диагностике коронавирусной инфекции считается ПЦР-диагностика. Такой метод используют при анализе, когда берут мазок из носоглотки.
— Можно ли при тестировании на коронавирус в государственном масштабе использовать экспресс-тесты, а не ПЦР-диагностику? Или же диагноз должен ставиться только на основании ПЦР-диагностики? — спросили мы.
— Действительно, Всемирная организация здравоохранения рекомендует ставить диагноз COVID-19 у пациентов, которые страдают этим заболеванием, на основании ПЦР. Это молекулярное исследование, это золотой стандарт, это единственный тест, который пока нам дает достоверные результаты на COVID-19. По мере появления новых тестов, разработке новых процедур, после их валидации, у нас, наверное, будет возможность выявлять вирус, его чувствительность, избегать избыточного количества ложноположительных и ложноотрицательных результатов. После этого, может быть, предложат другие тесты, но пока молекулярно-генетическое исследование ПЦР является золотым стандартом, который рекомендован для диагностики пациентов с COVID-19, сказал доктор Катрин Смолвуд, старший специалист по вопросам чрезвычайных ситуаций Европейского регионального бюро ВОЗ.
Согласно приказу Минздрава № 615 от 5 июня «Об оказании медицинской помощи пациентам с инфекцией COVID-19» одним из трех клинико-лабораторных критериев постановки диагноза COVID-19 являются два положительных теста серологической диагностики (в том числе экспресс-методами, под серологической диагностикой подразумевается диагностика на антитела) с интервалом не менее суток в сочетании с клинической картиной коронавирусной инфекции, то есть при наличии у человека типичных симптомов. То есть этого критерия в комплексе достаточно, чтобы человеку выставили диагноз.
Доктор Ханс Клюге, директор Европейского регионального бюро ВОЗ высказал обеспокоенность по поводу того, что во время пандемии людям во многих странах Европы не оказывалась плановая помощь при хронических неинфекционных заболеваниях.
— Пандемия ставит под угрозу достижение большинства целей устойчивого развития к 2030 году. В европейском регионе 68% стран сообщили о том, что из-за пандемии было приостановлено оказание услуг по ведению неинфекционных заболеваний. Было частично или полностью прервано предоставление 66% услуг по ведению пациентов с артериальной гипертензией, 58% услуг по ведению пациентов, страдающих диабетом или его осложнениями. В Нидерландах на 25% снизились показатели диагностики рака. В нескольких странах была приостановлена работа программ скрининга рака. В Испании число случаев лечения инфаркта миокарда на базе отделения кардиологии снизилось на 40% по сравнению с данными до начала эпидемии. Мы также стали свидетелями 60%-го сокращения показателей выявления туберкулеза, что приводит к позднему началу лечения и росту смертности от этой болезни. В некоторых странах было прервано оказание услуг по иммунизации населения, ряд других стран столкнулись со снижением охвата вакцинации, — сказал он.
Доктор Клюге отметил, что исследование в журнале The Lancet показало, что 22% населения мира живут как минимум с одним сопутствующим заболеванием, которое подвергает людей повышенному риску в случае инфицирования COVID-19.
— В конце лета мы приблизимся к началу сезона гриппа. В 2018- 2019 годах от гриппа скончались примерно 152 тысячи человек, при этом лишь треть лиц в возрасте 65 лет и старше прививались от гриппа. Вакцинация людей, подвергающихся высокому риску тяжелого течения гриппа и медработников, позволит в некоторой степени уменьшить нагрузку на систему здравоохранения, которая также должна оказывать помощь пациентам с COVID-19. Теперь приоритетная задача для Европейского регионального бюро ВОЗ — подготовка к осени.
Доктор Клюге подчеркнул, что кризис еще не преодолен. Общий карантин и меры социального дистанцирования позволили выиграть время, надо использовать каждую возможность для подготовки и повышения готовности системы оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и оказания плановой медицинской помощи.
— Следует надеяться на лучшее, но готовиться к худшему — а именно, к вероятному возвращению COVID-19,который может охватить, страны, регионы, города и отдельные районы, — сказал Ханс Клюге.