Усов: Силовые выборы или «бархатный террор»
05.06.2020 13:10
—
Новости о Коронавирусе
Политическая ситуация начала выходить из-под контроля властей, и Лукашенко не дожидаясь дня голосования, решил полностью свернуть избирательную кампанию.
Очередь, чтобы подписаться за Светлану Тихоновскую. Фото — Василий Молчанов/«Белсат»
Об отмене выборов речи пока не идет, просто действующий глава государства просто переназначит себя посредством предварительных репрессий против своих оппонентов.
Неожиданно для всех, прежде всего для Лукашенко и его окружения, протест или «подписная революция», произошел раньше, чем сами выборы. В истории Беларуси именно выборы становились толчком для массовых протестов, а в настоящий момент, получилось так, что выход людей на улицы мог бы стать толчком для проведения более или менее настоящих выборов. Глубокое недоверие и недовольство нынешним президентом, которое оформилось в революционные настроения стало шоком для всей системы.
Во многом, происходящее сегодня в Беларуси – это результат даже не экономических трудностей, не общих проблем с коронавирусом, а банальное бытовое политическое хамство и неуважение руководителя государства и его окружения к согражданам.
Неуважение смешивается с враньем и показушностью. Людям нагло врут и хамят, хамят и врут, а потом торжественно гонят на субботники и парады. Лукашенко с упорной методичностью сам «убивал» свой электорат на протяжении последних месяцев. И сейчас, вместо того, чтобы снизить градус раздражения в обществе, власти посредством «пулов», СБ, БТ, редакторов, «экспертов», провокаторов и провокаций продолжают открыто демонстрировать неуважение и хамство по отношению к простым гражданам.
Вместе с тем население увидело политическую альтернативу, за которую начало голосовать посредством безопасного выхода на улицы в рамках сбора подписей. Голос граждан, который тихо воровали на избирательных участках, материализовался, и Лукашенко понял, что проиграл. При сохранении такого темпа избирательного подъема, Площади и столкновений не избежать, а значит и велика угроза полной изоляции и потери власти.
Фото: Vasily Fedosenko / Reuters / Forum
Поэтому игра в выборы, с сохранением фасадной демократичности и гласности стала бессмысленной и опасной, о чем руководитель Беларуси напрямую заявил:
«Запомните вы и все, кто меня услышит: страну они не получат».
Власти уже начали зачистку политического пространства и стерилизации выборов. Уличные сборы подписей будут демонстративно разгоняться, активисты арестовывается (что уже имеет место). Также, началась подготовка к тому, что с дистанции будут убраны все кандидаты, прежде всего Светлана Тихановская, которые в той или иной степени могут агрегировать недовольство и сохранить уличную активность, в том числе Виктор Бабарико и Валерий Цепкало. Не стоит исключать и репрессий против них, по крайней мере, угрозы в их адрес со стороны Лукашенко уже прозвучали. В свою очередь, в роли альтернативных, но абсолютно безопасных кандидатов могут выступить: Наталья Кисель, Анна Канопацкая, Сергей Черечень, Андрей Дмитриев.
Вместе с тем очевидный предвыборный провал Лукашенко показал, что постепенно происходит разрушение системы, делегитимизация режима, единственной опорой которого становится грубая сила и репрессии.
Даже если волна подписного протеста пойдёт на спад, общество уже не вернется в рамки тотальной политической апатии и подчинения. Поэтому, Беларусь ждёт период "бархатного террора", который вряд ли ослабнет до конца правления Лукашенко и вероятно затронет все аспекты нашей жизни. В чем суть «бархатного террора».
1. Страна вернется в доинформационную эпоху, т. е. произойдет полная зачистка инфо пространства от альтернативных СМИ, блогеров, телеграммеров и других медиа-активистов. Власти уже запретили проводить опросы на страницах интернет изданий. Будут введены штрафы (аресты) за посты и перепосты, связанные с критикой власти;
2. Окончательное решение оппозиционного вопроса (вплоть до закрытия партий) с целью ликвидации самой идеи альтернативы;
3. Заморозка национальной культурной жизни, которая также генерирует и развивает идею альтернативы. Усиленная ресоветизация культурно-символического пространства;
4. Масштабная политизация школы и ВУЗов; 5. Расширение государственного контроля в экономике и репрессии в отношении малого и среднего бизнеса; 6. Показательные репрессии в отношении чиновников, которые высказали хоть малейшую нелояльность в период нынешней кампании.
Роман Головченко. Фото БелТА
Назначение нового премьера Романа Головченко, являет тому прямым подтверждение. Головченко можно отнести к силовому, а не к номенклатурному (экономическому) блоку. Он близок как к Виктору Шейману, так и Виктору Лукашенко (последний курирует силовые структуры в стране). Очевидно, что главная задача, нового правительства и премьера политическая, а не экономическая. Правительство превратится в репрессивный орган, который должен будет удержать экономическую стабильность в стране в период избирательной кампании и после нее. Начинается период контрреформ, заморозки экономики, господства госсектора, административного управления и контроля экономической системы.
В ближайшие недели страна превратиться в осажденную крепость. Конечно, если властям не удастся обеспечить силовое сопровождение избирательному процессу и ситуация в стране будет накаляться, то Лукашенко пойдет на отмену выборов. Но, в этих условиях, наступит полный крах легитимности главы государства, а система очень быстро истощит свои ресурсы, что приведет к ее разрушению.