Станислав Богданкевич: «Раньше я лучше думал о Сергее Румасе»
30.04.2020 10:21
—
Новости о Коронавирусе
Экс-глава Нацбанка, доктор экономических наук и почетный председатель ОГП Станислав Богданкевич рассказал «Народной Воле», почему он не в восторге от выборов единого кандидата от оппозиции и что ждет белорусскую экономику в ближайшем будущем.
– Станислав Антонович, как вы оцениваете то, что происходит сегодня с экономикой страны? Многие аналитики предсказывают серьезный рост цен по итогам года…
– Я, как и все мои коллеги, прогнозирую, что будет снижение объемов валового продукта. Сегодня оно уже наблюдается, прежде всего в сфере услуг. Люди не имеют достаточных доходов, от этого страдает сфера услуг – рестораны, бытовое обслуживание, авиация. Без всякого сомнения, будет падение.
Кроме того, соседние страны, покупавшие нашу продукцию, тоже испытывают огромные трудности. Поэтому, естественно, положение ухудшится. В лучшем случае я полагаю, нас ждет минус 5 процентов валового продукта, в худшем – до 15.
– Лукашенко требует от правительства выполнения основных экономических показателей. По его словам, «надо удержаться и не свалиться по основным показателям экономического развития, чего бы это ни стоило, всеми силами необходимо сохранить доверие людей к проводимой экономической политике».
– Этого стоило от него ожидать. Он и в предыдущую пятилетку нечто подобное говорил. Но не снял же правительство, хотя обещал, что заменит всех.
– А как вы вообще оцениваете деятельность правительства? Мне, например, не очень понятна позиция премьер-министра. Сергея Румаса не видно и не слышно. Взять ситуацию с теми же масками: неужели без президента нельзя было переориентировать предприятия на их выпуск?
– Могу признаться, что раньше я лучше думал о Румасе. Тем более я его лично знаю, и отца его хорошо знал. Сергей Румас в нынешних условиях показал себя обычным служакой, а не государственным деятелем. Правительство под его руководством в отношении вируса, который косит людей, не занимает никакой принципиальной позиции. Но меня даже не это удивляет. Меня удивляют люди, которые работают в медицинской отрасли, я имею в виду и высокопоставленный персонал, и обычных работников. Они ведь тоже сегодня очень послушные и тоже не подают своего голоса. Никто не делает жестких заявлений о том, что нужен, например, карантин. Или что нужно всех студентов перевести на удаленное обучение, защищать от вирусов не только врачей, но и санитарок, медсестер, уборщиц. Нет с их стороны твердой, принципиальной позиции. Как будто они все не граждане, а подданные.
– Есть мнение, что в данной ситуации медики мало чем отличаются от учителей, которые во время избирательных кампаний закрывают глаза на реальные цифры в протоколах и делают вид, что все прекрасно, что выборы проходят без фальсификаций.
– С другой стороны, медики дают свои рекомендации и призывают людей оставаться дома. И в той же Швеции, как недавно говорила в интервью «Народной Воле» бывший адвокат Вера Стремковская, подобные рекомендации – как закон, они обязательны к исполнению.
– Поэтому я и говорю, что люди образованные, понимающие угрозу вируса, должны более принципиальную позицию занимать и вести за собой других. А то, что у нас народ такой безвольный, послушный… Нет граждан, но есть подданные.
– Меня удивили недавние слова председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александра Швеца, заявившего, что правительство боится принимать решения без команды Лукашенко, а Министерство экономики тянет с принятием конкретных решений по поддержке бизнеса в условиях коронакризиса. Он обычно более мягко высказывался, а тут…
– Видимо, не выдержал уже…
Мы по телевизору видим, как на совещаниях с участием Александра Григорьевича все правительство безмолвно что-то пишет в блокнотах. И это в век электроники, ноутбуков и планшетов!
Я вспоминаю наше время, так даже Михаил Мясникович поднимался на заседаниях Совета безопасности, отстаивал какие- то взгляды вместе со мной. А сегодня все боятся президенту слово поперек сказать!
– Станислав Антонович, а что будет с инфляцией? По некоторым прогнозам, про удержание ее в пределах 5 процентов в этом году можно забыть…
– Думаю, да: можно забыть. Есть законы экономики. Если банковская сфера не станет создавать пустых рублей, валютный курс будет определяться рынком, спросом и предложением, то можно ожидать, что инфляция увеличится, рубль обесценится, но в каких-то приемлемых пределах. Даже при падении экономики, если Нацбанк сохранит вменяемость, катастрофы не случится.
– Сейчас Нацбанк, на ваш взгляд, проводит адекватную политику?
– Не до конца. Растет денежная масса, а это косвенный показатель того, что рублей становится больше в условиях, когда экономика будет падать. Крупные производства пока работают, но сфера услуг уже упала. Денежная масса должна сокращаться, а она, по официальным данным, увеличивается. Следствием этого будет инфляция и девальвация нацвалюты. Но если Нацбанк начнет кредитовать без возвратов, предприятия продолжат работать на склад, потому что внешнего сбыта товаров не будет, проблемы начнутся – и с инфляцией, и с валютным курсом. Но пока до последнего времени даже при некотором опережающем росте денежной массы над ростом производства и товаров этого скачка еще не было. Но он накапливается.
– Доллар может подорожать?
– Думаю, да. Пока еще есть резервы и некоторая подушка безопасности, которая позволяет Нацбанку вмешиваться в ситуацию – до разумных пределов. Главное, чтобы не было вмешательства власти в ценообразование. Но оно ведь уже началось!
– Ну да: на 90 дней ввели госрегулирование цен на социально значимые товары. И бизнес на это отреагировал без восторга. Например, Игорь Уфимцев, директор ООО «Энергия», занимающегося поставками чая и кофе, считает, что поставки многих видов товаров теряют экономический смысл, а значит, может случиться дефицит некоторых из них.
– Необходима специальная программа для поддержки бизнеса, а лучше даже и не одна! Нужно сокращать уровень налогообложения, а этого пока у нас не наблюдается. Нужно предлагать и снижение арендной платы для предпринимателей. В Европе, например, триллионы евро выделяют для поддержки бизнеса!
Думаю, в этом смысле Сергей Румас должен был что-то предложить. От него все ждут, что он будет не только нагибать шею, но и сможет стукнуть кулаком по столу, если понадобится.
За последнее время в правительстве появилось много новых людей – и министры, и вице-премьеры, и новые губернаторы, но они почему-то тоже как будто не граждане своей страны, а слуги царя. Никто ничего не инициирует! Поэтому я и даю такую разбежку в валовом продукте – от 5 до 15 процентов падения. Все зависит от того, что будет делать правительство.
– Еще хочу спросить про цены на нефть. Нам же выгодно, что они падают?
– Это просто прекрасно! Я не понимаю тех, кто твердит, что это проблема для валютного курса, экономики. Наоборот! Нефть – энергетический ресурс. Даже если мы что-то и потеряем по нефтеперерабатывающим заводам – ну и Бог с ними! Зато дешевое топливо – это благо для сельского хозяйства, бизнеса. И в этом я поддерживаю Лукашенко, который заявил, что нужно все резервуары заполнить дешевой нефтью.
– На днях на agronews.com читала, что за последние два месяца экспорт калийных удобрений рухнул почти на треть. Это катастрофа?
– Неприятная новость, конечно. И серьезное свидетельство начала обвала экономики. Калийные удобрения – основной источник валюты и прибыли. Безусловно, это очень плохо, и надо разбираться, кто виноват. Видимо, это тоже ошибки правительства, не подписанные в срок какие-то договоры…
– Что сейчас делать людям – покупать доллары, искать дополнительные заработки?
– Думаю, у простого обывателя нет больших денег, поэтому можно спать спокойно. Обесцениться ведь может и доллар. Президент США заявляет, что выделяет два триллиона долларов на поддержку экономики. А откуда они деньги берут? Печатают? Если они сделают огромную эмиссию доллара, то он тоже обесценится. Поэтому трудно делать прогнозы. Но, думаю, западная экономика выстоит. Например, посмотрите, как спокойно и уверенно ведет себя Ангела Меркель.
– Но Лукашенко в эти непростые времена тоже срывает комплименты: и в России, и в Украине, и даже в некоторых западных странах его хвалят за то, что не ввел тотальный карантин.
– Я солидарен с теми, кто говорит, что прежде всего нужно спасать людей, а уж потом – экономику. Жизнь людей дороже любой экономики. Продовольствия у нас достаточно, и даже если остановятся предприятия, дефицита продуктов не будет. Хотя, может быть, Лукашенко и повезет. Не исключено, что скоро и таблетку какую-то от этого вируса изобретут…
– Кстати, как ваше здоровье?
– Отлично, но будет лучше.
– Звучит оптимистично!
– Я уже лет 15 так говорю. И пока прогнозы сбываются. Жаловаться не в моих правилах. Я сижу дома, как и рекомендуют медики. Но этот вирус к моей семье приближается. Внучка Ванда сообщила, что ее свекор и свекровь лежат в больнице с пневмонией… Внучка с мужем пока самоизолировались, у них коронавирус не выявлен.
У меня жена раньше ходила регулярно в парикмахерскую – сейчас боится!
– Как думаете, поддержит ли народ на президентских выборах Лукашенко?
– Трудно сказать… Думаю, Лидия Ермошина его однозначно своими цифрами поддержит. Боюсь, он снова победит. В любом случае свободных и честных выборов у нас нет. Они были в 1994 году, мы тогда честно избрали президента, который правит до сих пор.
– А как вам выборы единого кандидата от оппозиции?
– Думаю, серьезно народ единого кандидата от оппозиции воспринимать не будет…
Если бы вся оппозиция объединилась и провела праймериз, проехала бы по регионам – это был бы нормальный шаг, который я поддержал бы двумя руками. Но они же не объединились по-настоящему, переругались из-за того, что чиновники кого-то там поддерживали активно. Хотя это же прекрасно, даже если чиновникам приказали это сделать! Они пришли, послушали и сделали свой выбор.
– А вы кого поддерживаете?
– Я как почетный председатель ОГП – за Николая Козлова. Он не хуже других.
Но если бы нынешний министр иностранных дел Владимир Макей выдвинул свою кандидатуру, я его однозначно поддержал бы. На мой взгляд, в теперешних условиях в переходный период это был бы лучший кандидат.
– Думаете, у него хватит смелости пойти в президенты?
– Если этот поход не будет санкционирован на самом верху, Макей рисковать не будет. Иначе ему грозит или отставка, или еще хуже – тюрьма. И вряд ли Лукашенко его назначит своим преемником, несмотря на то, что он всю жизнь рядом с ним…
Я немного знаком Владимиром Макеем, и мне он нравится. Думаю, он был бы хорошим президентом. И его кандидатура устроила бы всех.