Почему оппозиционный проект «Праймериз» не заинтересовал общество
30.04.2020 08:11
—
Новости о Коронавирусе
После приостановки поездок кандидатов в президенты в регионы и начала онлайн-голосования казалось, что теперь весь пыл, политическая борьба, конкуренция программ и отдельных лиц перейдут в интернет. Однако этого не случилось.
Онлайн-голосование началось 25 марта и закончилось 30 апреля. На сегодня, 29 апреля, проголосовало 3688 человек. Это даже меньше, чем общее количество членов оппозиционных партий. Почему проект «Праймериз» оказался малоинтересным для общественности? Есть несколько причин.
Во-первых, коронавирус. Пандемия во всем мире, угроза здоровью и жизни людей, странное поведение и риторика белорусских чиновников настолько привлекли внимание населения, особенно его политически активную часть, что все остальные темы были просто вытеснены на периферию. Кстати, это похоже на мировую тенденцию.
Во-вторых, подавляющее большинство населения хорошо осведомлено о том, что такое на самом деле белорусские выборы и кто их выигрывает. И если в обычной ситуации можно и поиграться в эту игру ради интереса, то во время пандемии не до игр и шуток.
В-третьих, серьезный удар по праймериз вызвал скандал, произошедший в марте. Тогда из проекта вышли два кандидата из пяти: Павел Северинец и Алексей Янукевич. Первый был явным лидером. Скандал продемонстрировал неспособность лидеров оппозиции пойти на элементарные компромиссы даже среди единомышленников. И это большой недостаток для политиков.
В-четвертых, процедура онлайн-голосования была ориентирована только на оппозиционную партию. Человек, участвующий в голосовании, не только идентифицирует себя (что по понятным причинам является препятствием для фальсификаций), но также «даёт согласие участвовать в инициативной группе единого кандидата и считает участие действующего президента в выборах незаконным». Это последнее условие позволяет голосовать только идеологическим борцам с режимом и блокирует путь к участию в проекте обывателям.
В-пятых, печальные результаты еще раз демонстрируют, что недоверие к нынешнему режиму, широко распространенное недовольство властями (которое, как можно предположить, значительно возросло из-за политики государственного руководства во время пандемии) не трансформируются в поддержку оппозиции. Общество не видит в существующей оппозиции реальной альтернативы Лукашенко. И ситуация не дошла до того, что люди были бы готовы поддержать хоть фонарный столб, лишь бы не действующего правителя.