Пожить в хаусботе. Как выглядит и сколько стоит самый необычный белорусский дом на воде
В Беларуси хоть и много рек и озер, но дома на воде — для нас большая редкость. Их всего-то штук пять наберется. И вот новость из разряда сенсаций: совершенно новенький хаусбот, или как их еще у нас называют, плавдом, мы обнаружили у берега озера Лоша в Узденском районе. Он отличается от всех ранее вами виденных — и по форме, и по содержанию. Это тот случай, когда оригинальная архитектура, инженерные ноу-хау и природное окружение в сумме дают тот самый «вау-эффект» — удивление, эмоции и желание узнать об объекте больше. REALTY.TUT.BY поговорил с архитектором и владельцем этого строения на воде.
Первое знакомство
Если смотреть на берег Лоши с воздуха, то хаусбот вы заметите в первую очередь. Не только потому, что он стоит на воде: в архитектурном плане он не похож ни на какие другие привычные глазу типы строений. Крыша у него является одновременно и стенами, но это и не дом-треугольник, которые можно найти на дачах. Больше всего он напоминает купол или арочную конструкцию с плавным изгибом стен (или все же крыши?).
Как объясняет архитектор проекта Лев Агибалов, столь необычная архитектурная форма оказалась возможной благодаря применению технологии, разработанной командой компании «Тамаго».
— Дом строился из унифицированных элементов UrbanBlock — деревянных типовых элементов, которые собираются в радиусную («согнутую») балку нужной длины, — рассказывает Лев Агибалов. — Придумал и запатентовал эту технологию Константин Урбановский, учредитель компании. Из этих элементов (UrbanBlock) можно собрать каркас здания любой формы: купольной, конусной, шатровой, комбинации различных форм, полусферу. У нас даже есть расчеты для проекта здания в девять этажей, которое по форме напоминает мяч для регби.
Технология сразу нашла свое воплощение в архитектуре: на ее основе команда архитекторов, конструкторов и дизайнеров разработала несколько типовых проектов домов разных по площади. В том числе запроектировали и хаусбот — небольшое жилье на воде.
Одна из главных идей «Тамаго» — создать готовый продукт в виде домокомплекта, конструктора с определенным набором деталей. Это позволило бы отправлять дом заказчику в контейнере в виде пронумерованных деталей, которые можно собрать, используя инструкцию — как мебель из «Икеи». Заказал, собрал — и живешь: комплект полный, со всеми коммуникациями, отделкой и даже встроенной мебелью.
— Это такой заводской вариант жилья, который можно доставить куда угодно, хоть на пик горы Монблан, — объясняет Лев Агибалов.
Если сравнивать строительные объемы, количество строительных материалов и видов строительных работ, то у сводчатого дома эти показатели меньше на 15−20%. Дело в том, что для арочной конструкции не нужны внутренние несущие стены, размещение перегородок внутри сводчатой оболочки свободное. В его конструкции нет кровельных свесов, мауэрлатов, водосточной системы, узлов соединения крыши и несущих стен. А это существенная экономия материалов при строительстве несущей конструкции. Нет и затрат на отделку фасада.
Планы были амбициозными: наладить серийное производство готовых к сборке домокомплектов и выйти на европейский рынок. Стартап на старте получил аванс в виде премий за архитектуру и дизайн в Европе и на родине. По этой же технологии широкой публике были представлены готовые изделия — мост, беседки. На берегу реки Удранка в Молодечненском районе построили пилотный дом по проекту Тamago 115. Однако дальнейшего развития не случилось: проект требовал инвестиций, но серьезного инвестора найти не удалось. Как говорят в таких случаях, «стартап не взлетел».
Хаусбот же успели реализовать: первый и пока единственный экземпляр заказал владелец загородного комплекса «Шишки» Василий Небылица.
Концепция хаусбота
Площадь хаусбота вместе со спальным местом на антресоли — всего 38 м². Он изначально проектировался как комфортное жилье для двух-трех человек на несколько дней, под туристический формат. Причем под такой вид отдыха, когда не нужно думать, как приготовить еду и уложить детей.
Поэтому внутри хаусбота вы не найдете кухню: на берегу есть целый ресторан. В первую очередь это место для уединения и релаксации в приятной обстановке и с видом на воду.
Планировка помещений очень простая. В прихожей справа — ниша под гардероб, слева — санузел с душевой кабиной. Центральное место занимает гостиная с камином, или, если пользоваться морской терминологией, кают-компания.
Выходящая на воду торцевая стена от пола до конька крыши — стеклянная. За ней — палуба-терраса.
Из гостиной по лестнице попадаешь на антресоль — здесь находится спальня.
Стоит отметить интерьерные решения: стены облицованы фанерой из лиственницы, светильники встроены в потолок, деревянный пол напоминает палубу яхты.
— Проектировать хаусбот было очень интересно, — говорит Лев Агибалов. — Когда имеешь дело с маленьким обитаемым пространством, нужно продумывать каждую деталь, учитывать каждый сантиметр. Не зря же считается, что тяжелее всего сделать купе в поезде для обитания четырех человек или туалет в самолете. В таких пространствах все должно быть устроено так, чтобы человеку было удобно и комфортно.
Как это строилось
Фундаментом хаусботу служит металлический армейский понтон: с минимальными доработками он как нельзя лучше подходит для этих целей.
— Это был наш первый хаусбот, можно сказать, прототип, на котором отрабатывалась технология монтажа, — рассказывает Дмитрий Альхимович, главный инженер проекта. — Не все прошло так быстро, как планировали: строителям нужно было подробно объяснять, в каком порядке и как собирать каркас, как делать утепление, внутреннюю облицовку. Поэтому сборка заняла больше времени, чем рассчитывали: почти восемь месяцев. Зато последующие дома будут собираться гораздо быстрее.
Если говорить о надводной части хаусбота, то по сути это каркас. Арки собирались из «урбанблоков». Они представляют собой наборные элементы (ламели) из влагостойкой фанеры. Каждая ламель вырезается из листа фанеры на фрезерном станке. Ламели собираются в блоки и скрепляются металлическими шпильками и болтами. Получается деталь небольшого размера. Эти блоки собирались на месте в «шип-паз» в радиусную («согнутую») балку.
Все работы по установке каркаса на понтон производились на берегу. После сборки каркаса хаусбот отправился в плавание к месту окончательной сборки — его отбуксировали к берегу загородного комплекса.
Стены-крышу утеплили между стоек минватой (300 мм). Затем каркас закрыли гидроизолирующей пленкой снаружи и пароизоляцией изнутри. Стены хаусбота защищает металлическая чешуя из модульной металлочерепицы.
Дом на воде предполагает автономность от береговых коммуникаций. В этом проекте также предусмотрены свои системы канализации и водопровода.
Внутри конструкций спрятана мини-станция биоочистки. Она очищает стоки на 98% — на выходе получается практически чистая вода. С помощь компрессора она перекачивается в общую канализацию загородного комплекса. Кроме того, на «борту» хаусбота есть запас питьевой воды — около тонны.
Дмитрий Альхимович говорит, что размещение инженерных систем было одним из самых трудных этапов строительства.
Принципиально этот хаусбот может быть полностью автономным при установке соответствующего оборудования — солнечных панелей или генератора. Однако в нашем конкретном случае в них не было необходимости. Дом гораздо проще подключить к коммуникациям на берегу — к электричеству, центральной канализации и водопроводу комплекса.
Комфортную температуру в плавдоме поддерживает кондиционер: зимой он хорошо справляется с обогревом, летом — с охлаждением. При желании можно растопить небольшой камин: в плохую погоду или зимой можно любоваться одновременно видами на озеро и живым огнем.
Стоимость первого хаусбота — в районе 35 тысяч долларов. Дмитрий Альхимович говорит, что следующие дома будут стоить дешевле примерно на треть: накопленный опыт позволит существенно сократить затраты. А то, что продолжение будет, подтвердил владелец загородного комплекса.
Мини-флотилия на острове
В «Шишках» планируется построить еще три-четыре хаусбота. Место уже выбрано: их пришвартуют на острове, на некотором удалении от центра комплекса. Василий Небылица говорит, что закончить их строительство он планирует к концу 2021 года.
— В центре комплекса, когда здесь проводят массовые мероприятия, бывает довольно шумно, — говорит он. — Поэтому место для хаусботов выбрано на некотором удалении, чтобы другие наши гости могли быть в уединении.
Идею владельца комплекса строить хаусботы на острове поддерживает Лев Агибалов. По его словам, архитектура хаусботов будет актуальна именно при комплексной застройке: поодиночке они выглядят все же одиноко.
На территории комплекса есть еще несколько примечательных строений. В первую очередь — «черепаха». Так персонал комплекса называет геосферу на берегу озера. В ней проводят различные мероприятия, в ней свободно можно разместить до 200 человек. Таких у нас в стране, кстати, немного — можно на пальцах пересчитать.
Еще одна достопримечательность — гостевой дом из соломы по технологии «экокуб». Василий Небылица говорит, что дом получился энергоэффективным, почти термос: зимой сохраняет тепло, летом в нем всегда прохладно и без кондиционера — плюс 20 даже в самые жаркие дни.
Стоит отметить, что при всех разговорах о гибели белорусского турбизнеса комплекс работает. Корпоративы и свадьбы, конечно, из-за эпидемии коронавируса переносятся на неопределенный срок, но на природу потянулись индивидуалы — все те, кто устал от изоляции в четырех стенах городских квартир.
Домик на воде предлагается как номер для гостей. Его суточная аренда стоит 450 рублей, но желающих много: нам удалось изучить спрос во время короткого перерыва между комплексной уборкой и заселением новых гостей. Похоже, это как раз тот случай, когда оригинальная архитектура и природное окружение в сумме приносят экономический эффект.