«По ночам - с дезраствором». Как во время пандемии в Минске отмывают дороги, тротуары и остановки
Вы замечали пену на дорогах и тротуарах по ночам? А рабочих в защитных костюмах и респираторах, которые обрабатывают навесы остановок? TUT.BY посмотрел, как дезинфицируют город во время пандемии коронавируса.
Ночью на проспекте Независимости — парад машин, которые поливают и моют тротуары и дороги. Цистерны заправляют на насосной станции «Веселовка» на улице Орловская, потом они выезжают по своим маршрутам.
— Сейчас маршрут такой: Бобруйская — площадь Победы — Бобруйская, — рассказывает Виктор, водитель одной из машин.
Он работает в «Горремавтодоре» 10 лет, но, как и другие давние работники, не припоминает, чтобы когда-нибудь раньше проезжую часть дезинфицировали.
Во время пандемии коронавируса по ночам тротуары и дороги моют дезраствором, днем — обычной водой.
— Одна цистерна — на 9 тысяч литров, на такой объем воды добавляют 4,5 литра концентрированного дезсредства, — рассказывает старший мастер управления «Центр» по содержанию улиц ГПО «Горремавтодор» Александр Прокопенко.
Раствора в цистерне хватает на шесть километров.
На участке Александра работают 29 поливомоечных машин, а во всем городе — 132. За ночь, если позволяет погода, они успевают объехать все улицы Минска. Эта ночь с пятницы на субботу неудачная: холодает — и сразу после маршрута, за которым в час ночи наблюдали мы, машины отправят на базу.
— Если температура ниже нуля, мыть дорогу нельзя, иначе устроим гололед, — говорят в «Горремавтодоре».
Сама технология, по которой машины моют город, сейчас ничем не отличается от традиционной.
— В первую очередь идут машины, которые моют тротуар. С тротуара все смывается на дорогу, в прилотковую часть. Потом идет растянутая колонна машин, которые моют уже проезжую часть и оттесняют грязную воду в ливневую канализацию. Польза от обработки с дезраствором, конечно, есть. Кто-то заболевший идет, может плюнуть на тротуар, а после ночной уборки все снова чистое, — говорит Александр Прокопенко.
Точного химического состава средств, которые используются при дезинфекции улиц, в «Горремавтодоре» не называют. Но начальник управления «Центр» Геннадий Фролов объясняет, почему на дорогах пена?
— Потому что в дезрастворе используются поверхностно активные вещества (ПАВ). К той же группе средств относятся мыло, жидкое мыло, стиральные порошки.
Если того потребует ситуация, будут использовать более жесткий дезинфицирующий состав.
— Испытали его пока на своей территории. Там добавлены уже хлор или перекись водорода. Теперь испытания будут проводиться в лаборатории — на предмет вреда для окружающей среды.
— Днем мы раньше мыли реже, потому что считается, что наша работа мешает транспорту, — добавляет Геннадий Фролов. — Сейчас машин на дорогах стало меньше, так что моем круглосуточно, только днем — без дезсредств.
МКАД теперь тоже обрабатывают с дезраствором.
Неподалеку — рабочие у остановки общественного транспорта. В бригаде два человека, на них защитный плащ, респиратор, рукавицы, очки и перчатки. Один их них, Николай, рассказывает:
— В распылителе — 10 литров раствора. Есть специальная шлейка, на плечо повесил, обработал остановку, поехал к другой. Дезинфицируем скамейки, урны, навесы, — снаружи и изнутри, тротуар перед остановкой.
Руководитель управления «Центр» Геннадий Фролов добавляет:
— Вот остановочные навесы обрабатываются уже с хлором. Средство при контакте может, например, обесцвечивать одежду. Такая дезинфекция происходит в основном по ночам, когда уже никого на остановках нет. Там, где остановочные павильоны совсем мало проходимые, могут обрабатывать и днем.
За ночь успевают продезинфицировать все остановки, уверяют здесь. А именно — 2224 скамейки и 1893 навеса, которые относятся к системе «Горремавтодора». Очищают и порядка двух километров поручней на спусках в подземные переходы.
— У себя в подъезде однажды зашел в лифт — сильный запах хлора. Вероятно, обработали коммунальные службы. Но я с пониманием отнесся — не все имеют возможность работать по ночам, а у нас круглосуточный режим, — говорит Геннадий Фролов.