«В Китае людей ловили сачком, в Корее отказались от карантина». Белорус застал COVID-19 в четырех странах
За три месяца Андрей Наумович успел побывать в Южной Корее, Китае, Австралии и прилетел на родину в Беларусь. По его мнению, проще всего было ввести полный карантин в Китае, там с решением властей никто не спорит, а если нарушил — полицейские быстро задержат нарушителя. Корея же от таких мер отказалась, решила поддержать малый и средний бизнес, сохранить рабочие места. Андрей Наумович рассказал TUT.BY, как прямо на парковке больницы берут тесты на коронавирус, как государство обеспечивает каждого двумя масками в неделю и кому из тех, кто сидит дома, положена компенсация.
Последние три года Андрей Наумович живет в Южной Корее, а 11 марта вместе с семьей прилетел в Беларусь. Временно — мужчина должен получить рабочую визу в Австралию, но из-за коронавируса все планы пока поставлены на паузу.
— Я успел застать COVID-19 в Корее, Китае, Австралии и в Беларуси, — смеется Андрей Наумович. — И считаю, что наша страна поступила правильно, отказавшись от полного карантина. Экономика бы не выдержала таких мер, а жить нужно по средствам.
«Ввести карантин легко, правоохранительная машина тут же превращается в надзорно-контрольную»
Данные по Китаю: заразились — 83 351, выздоровели — 78 265, умерли — 3 346
Андрей — директор по развитию Peikko Wind solutions APAC. Это финская компания, у которой представительства по всему миру, и работа нашего собеседника связана с частыми командировками. С января по март он успел дважды побывать в Китае и дважды в Австралии.
— С 8 по 12 января вместе с женой и младшей дочкой полетели на корпоратив в Шанхай. Тогда только начинались разговоры, что в Китае что-то не так. А через неделю, когда приехал в Пекин, ситуация уже стала меняться, — вспоминает Андрей Наумович. — Сразу хочу сказать: тепловизоры в аэропортах Китая, как и Кореи, появились еще 10 лет назад еще после пандемии свиного гриппа. Так что система наблюдения за температурящими больными там давно, как и привычка носить маски. Это объясняется сильным загрязнением воздуха. Мое первое скачанное приложение на телефоне после переезда в Корею было «Анализ уровня загрязнения воздуха», открываешь утром и смотришь, насколько загрязнен воздух, можно детям гулять на улице или нет. Например, 14 апреля был красный уровень опасности, «для защиты органов дыхания настоятельно рекомендуется ношение маски на улице». И вирус тут ни при чем. Когда черный уровень опасности, в приложении появляется сообщение: «Даже и не думайте выходить на улицу». Как еще можно узнать об уровне загрязнения воздуха? Посмотреть на сеульскую телебашню, вечером она светится в зависимости от того, насколько загрязнен воздух.
В Пекине Андрей был с 12 по 16 января: тепловизоры за это время появились на входе в офисы, гостиницы, полеты начали ограничивать, а через некоторое время был введен карантин.
— Сделать это в Китае очень просто: правоохранительная машина огромная и перевести ее в другую функцию, контрольно-надзорную, легко. Я знаю только две страны в мире, где такое возможно — Северная Корея и Китай. Если власти сказали сидеть дома, все сидят и с этим решением не спорят. Любое нарушение правил жестко пресекается. Видели когда-нибудь ухват, которым из русской печки достают чугун? Вот с такими ухватами стояли китайские полицейские в аэропорту. Во-первых, это помогает соблюдать дистанцию. Во-вторых, если человек решил нарушить правило, его ловят таким ухватом или сачком, — рассказывает Андрей. — Мне запомнилось, как по телевизору показывали посла Китая в Австралии, и он объяснял: «Для пользы большинства мы ущемляем права других. Просим граждан поступиться своим комфортом». Например, были случаи, в Ухане человек выходил из подъезда, и после второго нарушения металлическую дверь заваривали и делали специальное окно для доставки еды. В популярный китайский чат сбрасывали видео, как люди не выдерживали жесткого карантина и срывались. Когда случилась истерика у одного жителя Уханя, он попытался прорваться через оцепление, его полицейские поймали огромным сачком. Чтобы не люди не нарушали правила, полицейские приходили в дом, мерили температуру — если есть, сразу в больницу, без всяких разговоров.
За последние три года Андрей Наумович более 20 раз был в Китае, по его наблюдениям, до коронавируса маски носили 20−40% людей. Но как только ввели карантин, маски надели все.
— Мой знакомый из Китая потом рассказывал: карантин совпал с Новым годом, люди каждый год делают запасы еды на одну-две недели, потому что в это время закрыты почти все магазины, — говорит Андрей. — Через две недели карантина было принято решение открыть некоторые заводы, главное условие: наличие антисептиков, температурный контроль, носить маски и перчатки, больше трех не собираться. За этим четко следят патрули. Надо отметить, в Китае количество камер на квадратный метр просто колоссальное. Когда я ехал из Шанхая каждые полтора километра — камера. Думал, они фотографируют на скорость, оказалось, нет. Они так отслеживают, какая машина и куда поехала. То же самое с уличными камерами, если на улице появилось 4 человека, через 15 минут там уже будет полицейская машина.
Корея. «Пандемия началась с церкви, за неделю — тысяча зараженных»
Данные по Корее: заразились — 10 591, выздоровели — 7616, умерли — 225
— В Корее, как в Австралии, да и в Беларуси, сначала думали: это не их проблема, их это не касается. В Южной Корее есть такое мнение, что они «старшие братья» для китайцев, и если те что-то не досмотрели, упустили, с корейцами такого не случится. Кстати, в Китае думают наоборот — это он «большой брат» для Южной Кореи, — отмечает Андрей. — Так вот в Корее прошли несколько стадий: от отрицания до испуга: «А что это было?»
По словам Андрея Наумовича, до 20-х чисел февраля в стране было несколько десятков зараженных COVID-19. Большинство из них заразились в больнице, когда пришли на обычный прием к доктору.
— И когда началась основная волна, больницы были полупустыми из-за страха людей. Мне кажется, 31-го пациента запомнят многие корейцы: с этой женщины начался взрыв. Чтобы ее обезопасить, имя публично не называлось, оказалось, она старше 60 лет и, будучи зараженной коронавирусом, с температурой и всеми симптомами COVID-19 две недели посещала церковные службы в городе Тэгу. За неделю количество зараженных выросло до тысячи, потом до 5 тысяч. Отслеживали все контакты этой женщины, церковь дала список прихожан, и проверить нужно было до 80 тысяч человек, — добавляет Андрей.
Корейцы как «быстрые и инициативные люди» придумали, как остановить быстрое распространение вируса. В онлайн-приложении нужно записаться на сдачу теста на коронавирус, далее приходит сообщение, где указано, в какое время нужно подъехать на парковку больницы, и уже там экипированные медики берут анализ у человека, который даже не выходит из машины.
— 2 марта закрылись детские сады, продлили школьные каникулы. В Тэгу многие ушли на самоизоляцию, боялись выходить в магазин, не потому что кто-то запретил, корейцы заботятся о своем здоровье, очень дисциплинированные и чистоплотные. Например, мои коллеги чистят зубы на работе по два раза.
— Были ли в обществе дискуссии, стоит ли ввести полный карантин или нет?
— Практически сразу президент сказал, что будет инвестировать деньги в экономику, чтобы удержать рабочие места. Корея довольно богатая страна, у нее возможностей больше. Страна в этот период приняла решение помочь малому и среднему бизнесу, выдать им денежную помощь для расчета с арендодателями. Как таковой дискуссии о введении карантина не было, закрывать предприятия никто не собирался. Даже с самым зараженным городом Тэгу не прервалось сообщение, ходили поезда, автобусы. Несколько раз видел, когда в Сеул приезжал поезд из Тэгу, перрон и сам поезд поливали специальным раствором.
Все услышали слова президента, правительства и не было особых споров, хотя южные корейцы с активной позицией, если что-то не нравится — сразу выходят на площадь. Президент сказал: «Мы на войне с вирусом». Но оружие этой войны в Корее — большое количество тестов. Каждому жителю в неделю выделяются две маски, приходит смс, где указан: адрес аптеки и время, когда человек может их купить. Это делается для того, чтобы избежать больших очередей. Акцент был такой: если хочешь самоизолироваться, сиди дома, но карантин в стране не вводился. Тем, кто после 1 марта принял решение остаться дома с ребенком детсадовского возраста, в неделю выплачивают 500−600 долларов. Для белорусов эта сумма внушительная, но для корейцев небольшие деньги. Средняя зарплата в стране выше 5 тысяч долларов.
«Цифры по коронавирусу озвучивают два раза в день»
Как добавляет Андрей Наумович, в начале пандемии, если человек хотел перестраховаться и сделать тест на коронавирус, нужно было заплатить 20−30 долларов. Теперь все бесплатно.
— Эту сумму могли себе позволить многие, медицина в Корее, как в США: только открыл дверь — тебе уже выставили счет. Помню, как после нашего переезда в Сеул из Минска у ребенка было ОРВИ, так нам за полтора часа в клинике выставили счет в 520 долларов, а в нем графа «нахождение в зале ожидания» — 120 долларов, — продолжает собеседник.
Еще в марте Корея была на втором месте в мире по количеству заразившихся коронавирусом, теперь на 21-м. По мнению Андрея, стремительный рост смогли сдержать благодаря самодисциплине корейцев. Они носят маски, пользуются антисептиками, часто моют руки.
— Нашим медикам не хватает средств индивидуальной защиты, в Корее были проблемы с поставкой респираторов, защитных костюмов?
— Были, в стране моментально начали перепрофилировать производства, закупать все необходимое в Китае, а когда в больницах стало не хватать мест, пациентов размещали по профилакториям, которые похожи на наши санатории. Кстати, цифры по заболевшим коронавирусом в Корее дают дважды в день: в 10.00 и в 16.00. На сайте подробная информация по городам, сколько заразившихся, отдельными графиками — сколько больных в день поступили, выздоровели и умерли. Кроме того регулярно выступает президент, иногда надевает маску.
Австралия. «Видели азиатов и отходили»
Данные по Австралии: заразились — 6440, выздоровели — 2186, умерли — 63
За короткое время белорус Андрей Наумович успел дважды побывать в Австралии, отмечает: и там, и в Беларуси одинаковое отношение к коронавирусу, не все верят в его опасность.
— Во время моего первого прилета, в конце января, все, что заметил, — это расизм. И это при том, что 25−30% местного населения азиаты. Некоторые австралийцы при виде азиатов отходили, сторонились, было ощущение — это дискриминация по заболеванию. Даже по себе заметил: в Австралии не хотел идти в китайский ресторан, но это быстро прошло, — признается Андрей. — Если в начале февраля по улице шел человек в маске, то 9 из 10 это был китаец, кореец или японец. Несколько раз видел, как молодые люди на них показывали пальцем и орали: «Corona, go home!»
Следующий раз в командировку в Австралию Андрей прилетел в конце февраля, настроение в обществе стало меняться, но не кардинально.
— 1 марта в Сиднее проходил гей-парад, собралось около 300 тысяч человек. Понятно, ни о какой социальной дистанции на таких мероприятиях говорить не приходится. После гей-парада картина по заразившимся резко изменилась: вместо десятков случаев через неделю уже было 5 тысяч инфицированных, — приводит пример наш собеседник.
Во время командировки у Андрея было множество встреч, и только в одном бизнес-центре его попросили уйти. Это касалось всех, кто последние 14 дней был в Италии, Корее или Китае. Белорус решил поменять билеты и вернуться в Корею раньше, оказалось, он успел взять билет на последний рейс, Австралия приостановила авиасообщение.
— В этой истории есть и позитивный момент. Мой коллега из Австралии спросил, за какой футбольный белорусский клуб я болею. И стал смотреть белорусский чемпионат по телевизору в Сиднее. Так что большой привет БАТЭ! — смеется Андрей.
«Важно пройти через пандемию как одна семья, а уже потом устраивать разборки, кто прав, а кто нет»
Данные по Беларуси: заразились — 3 728, выздоровели — 203, умерли — 36
По прилету в Минск вся семья Наумовичей ушла на самоизоляцию, уже во второй раз после трехнедельной изоляции в Корее. Сейчас пандемию они пересиживают в частном доме под Минском, в деревне всего 80 человек.
— Думаю, Беларусь все делает правильно, потому что мы живем по средствам и не можем уйти на полный карантин. Например, в Корее тем, кто изолировался, привозили продукты за счет государства, но не будем забывать про сильную корейскую экономику. Во-первых, мы себе не можем этого позволить. Во-вторых, кто-то должен контролировать соблюдения карантина. У нас некоторые студенты убегали из общежития через окно, значит, кто-то должен их ловить и куда-то отправлять. И вместо того, чтобы бороться с общей бедой, государство будет кого-то карать, а это точно не позитивный момент. Что мне понравилось в Корее, несмотря на политические взгляды, даже те люди, которые не любят президента лишь потому, что он занимает такой пост, поддержали его решения и почти единогласно голосовали в парламенте за новые правила во время пандемии. Сейчас важно пройти через все это как одна семья, как одна нация, а уже потом устраивать разборки, кто прав, а кто нет. А корейцы умеют разбираться, не прощают никаких ошибок, у них два предыдущих президента сидят в тюрьме. У белорусов же есть выбор: они могут изолироваться и соблюдать правила гигиены.
Советы от Андрея Наумовича
• Регулярно самим, не дожидаясь ЖЭСа, обрабатывать кнопки лифта и перила в подъезде антибактериальными салфетками или раствором.
• Не ТРОГАТЬ лицо руками на улице и на работе.
• Мыть руки чаще, а по возможности и лицо.
• Ношение перчаток и очков поможет отказаться от привычки трогать лицо руками.
• Носить маски в транспорте и магазине, на улице и в парках — снимать.
• Открывать двери в общественных местах локтем или приспустить рукав, если нет перчаток.
• Оставлять обувь в коридоре и по возможности верхнюю одежду, не заносить ее в жилые комнаты.
• При отсутствии маски можно носить шейный платок или бандану.
• Нас спасет не карантин, а самодисциплина.