Я живу в Поречье. История агорогодка, где есть духовой VIP Band, мажоретки и уникальный вересковый мед
Агрогородок Поречье находится около самой границы с Литвой и в 35 километрах от Гродно. Местечко уникально со всех сторон. Во-первых, оно туристическое и курортное: здесь есть одноименный санаторий, турбаза, детский лагерь, совсем недалеко отсюда — санаторий «Озерный». Во-вторых, здесь самый старый железнодорожный вокзал в Беларуси. А в-третьих, здесь много активных людей, которые развивают бизнес в своем маленьком местечке или продвигают духовой оркестр Porechie VIP Band, который гремит (в прямом смысле) на всю страну и дальше.
Есть легенда, что жила здесь в лесу красавица Янина, которая пела с птицами, собирала травы и ягоды, купалась в речке неподалеку (такой старинный дауншифтинг). Однажды она зашла очень далеко, устала, решила отдохнуть, но вдруг увидела озеро, куда впадала маленькая река. На берегу заметила куст с красными ягодами, попробовала их. Понравилось. Она дала им название «поречки». Так и стали называть эти ягоды. А около озера и реки появилось поселение, которое и назвали Поречье.
Но то была легенда, а теперь давайте к фактам. Поселок известен с 1660 года, а в 1867 году здесь построили железнодорожный вокзал, который является одним из старейших в мире и самым старым в Беларуси.
Здание, кстати сохранилось до наших времен почти в неизменном виде.
Этим материалом TUT.BY продолжает проект «Я живу» — о деревнях, агрогородках, поселках с интересными (и порой даже смешными!) названиями, где нет гипермаркетов, парков, ресторанов и баров, порой — даже школ и рабочих мест. Зато есть люди — те маленькие и незаметные порой Личности, которые живут в нашей с вами стране: рождаются, женятся, растят детей, встречают гостей, ищут работу, хоронят стариков — и очень любят свою родину. Это проект не о попсовых и вылизанных турмаршрутах, это истории о настоящей Беларуси и настоящих белорусах, а еще — об искренней любви к месту, где остаешься по какой-то причине или всему вопреки.
Первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле, был участок Поречье — Гродно, который являлся частью магистрали Петербург-Варшава, сданной в эксплуатацию (15) 27 декабря 1862 года. Небольшой поселок Поречье в то время был крупным железнодорожным узлом.
В конце XIX века здесь каждый день курсировали 12−14 поездов (включая товарные), которые покрывали расстояние до Гродно (30 км) за 40−45 минут.
До середины 90-х годов прошлого века поезда через Поречье шли в трех направлениях — на Вильнюс, Друскининкай и Гродно. Потом железнодорожные пути в Литву разобрали. Остались лишь дизели в сторону белорусского областного центра.
И с тех пор на разных уровнях поднимается вопрос о возобновлении железнодорожного движения между Гродненщиной и Литвой. А пока Поречье засыпает с мечтами о туристической славе соседнего литовского Друскининкая. Ведь все предпосылки есть — и минеральная вода, и живописное озеро Молочное, и здравница, и отсутствие больших промышленных предприятий в округе.
Если убрать ситуацию с коронавирусом за скобки, — а Поречье, конечно, осталось совсем без приезжих, — то в агрогородке в необычном апреле идет обычная жизнь.
На привокзальной площади — тихо и малолюдно, в продуктовых магазинах — много покупателей, по улицам то и дело проезжают сельчане на велосипедах. В планах у местных — огороды, летний сезон и много работы. И может быть, чуть отдыха: на рыбалку сходить — рядом же большое озеро — и за грибами. Часть населения, кстати, на них и ягодах в сезон неплохо зарабатывают.
В местной школе искусств планируют и выезды за границу: ведь местный духовой оркестр подготовил новую программу, но играть пока некому — поездки на конкурсы временно приостановлены, и от этого здесь всем печально.
Валерий. Сделал Поречье столицей духовых оркестров
Оркестром бессменно руководит Валерий Сак. Он был первым директором школы искусств в Поречье, которая появилась в местечке в 1988 году. Потом стал преподавателем и руководителем оркестра. Говорит, сначала было тяжело — учреждение образования было на балансе местного колхоза. Труженики села не очень понимали, зачем их детям обучаться музыке. Считали все это баловством.
— Так и говорили — лучше, мол, научи коров доить, — смеется Валерий и ведет нас по музыкалке. В аккуратных небольших кабинетах идут репетиции. Это сейчас поречские дети бегут сюда до и после уроков в обычной школе и стараются позаниматься на инструментах подольше. А раньше Валерию приходилось выискивать тех, кто хоть чуть заинтересован в музыке, уговаривать прийти в классы. Сейчас же местная малышня выстраивается в очередь, чтобы начать учиться и попасть в оркестр, который существует здесь уже более 25 лет.
— Постепенно наработался коллектив, появились талантливые преподаватели и ученики. Я подумал, что можно организовать духовой оркестр. Правда, никогда не думал, что буду заниматься именно духовой музыкой. Музыкалку-то я закончил, а потом пошел учиться по электротехническому профилю. А когда служил в армии, попал в духовой оркестр. Так все и началось. В 1995 году первый раз выступили на международном мероприятии. Это был II Фестиваль молодежных оркестров «Версаль Подляски» в Белостоке. Приехали туда со своим стареньким инструментом, абы как экипированные, а там тогда все было уже на другом уровне: девочки-мажоретки, марши и вся необходимая атрибутика. Посмотрели на это все и решили готовиться лучше. Сначала у нас было всего 17 участников — преподаватели школы и немного учеников. Сейчас в оркестре около 80 человек, — говорит Валерий Сак.
Через год после первого выезда за границу коллектив стал образцовым, а в 1997 появились марширующие девушки — мажоретки. Со временем сшили костюмы и приобрели новые современные инструменты.
На этом решили не останавливаться — и замахнулись на организацию своего фестиваля духовых оркестров, который очень быстро стал международным.
— К нам приезжают наши друзья: те люди, с которыми мы познакомились на фестивалях и конкурсах, а теперь приглашаем к нам. Фестиваль так и назвали — «Фанфары сяброў», потому что это все о дружбе и музыке.
В прошлом году на фестиваль, который в Поречье проходит раз в два года, приехало более 300 человек. Два дня играли свои программы музыканты из Беларуси, Украины, России, Польши, Литвы, Латвии, Чехии и Германии.
Валерий говорит, что для детей такие мероприятия — лучший стимул для изучения музыки и каждодневных репетиций. А еще руководитель оркестра уверен, что любого ребенка можно обучить музыке.
— Развить слух можно у каждого. С чувством ритма, конечно, надо поработать. Там все сложнее, но если ребенок старается, то он остается в школе. Упорство, знаете, ли горы двигает, — говорит руководитель оркестра.
Кстати, сейчас 21 ученик Поречской детской музыкальной школы искусств получает стипендию специального фонда президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи.
Многие выпускники школы занимаются музыкой профессионально: кто учится в академии, кто преподает в колледжах и университетах, кто возвращается на родину, в музыкальную школу.
— Мы же с каждым годом исполняем все более сложные программы. Был у нас случай — пришла девушка после академии музыки работать к нам концертмейстером. День поработала, два поработала, потом приходит ко мне и говорит: «Все, больше не могу. Я что, в академию музыки пришла работать? Это же просто детская школа искусств, а мне приходится играть такие сложные партии». Мы, когда едем на фестивали и малышню с собой берем, то наши коллеги из других стран и городов постоянно удивляются, как вот такой пацаненок [показывает ладонью примерно 1,30 м от земли] так играет на трубе! Но это не какое-то там хвастовство. Это упорный труд, постоянные репетиции, а еще очень важно увидеть талант в ребенке, дать ему веру в себя и самому в него верить. У нас, кстати, очень мало детей отсеивается. Из оркестра практически никто не уходит. Для ребят это же гордость — играть на сцене.
— А почему фестиваль проводите в Поречье? В Гродно было бы и зрителей побольше, и другой масштаб.
— Было такое предложение. Но мы решили, что наш фестиваль будет именно в Поречье. Там пусть свой организуют. А мы, местные, будем делать что-то интересное тут, дома. Да, хотелось бы, чтобы зрителей было больше, но мы работаем над этим вопросом. И в следующий раз, думаю, к нам приедет больше участников, так что будет на что посмотреть. А там и зрители подтянутся, — говорит Валерий Сак.
Ольга. Делает мед и мечтает, что скоро Поречье будут называть не только столицей духовых оркестров, но и главным медовым местечком
О том, что жить и что-то делать нужно дома, нам говорит и директор местного небольшого предприятия «Мядовы шлях» Ольга Гаврилик. Несколько лет назад они вместе с мужем организовали здесь производство меда. Потом женщина стала единственным в Беларуси медовым сомелье, пройдя обучение в Италии.
И в агрогородке, и в деревнях вокруг люди традиционно занимались медом: вокруг Поречья — вересковые луга, поэтому мед получается необычного терпкого и горьковатого вкуса.
Сейчас поречский мед поставляют не только в магазины Беларуси, а еще в Америку и Японию, для которой была разработана специальная рецептура меда. Туда отправляют мед с пыльцой, клюквой, куркумой, имбирем, какао и фундуком.
— Конечно, на начальном этапе было трудно. Но это те трудности, с которыми сталкивается любой новый бизнес, — говорит Ольга Гаврилик.
Ольга — маркетолог, а с медом была с самого детства: у дедушки была пасека, у папы тоже было несколько ульев. Но после того, как появилась идея заняться медом, еще год ушел на изучение вопроса и всех тонкостей производства.
— Я понимала, что такое пасека. Но мне очень хотелось как-то популяризировать традиционный для белорусов продукт, рассказать, что это полезно и вкусно. А еще — соединить новые вкусы. Так мы начали смешивать мед с добавками. Этот продукт стали предлагать на рынке. Сейчас, оглядываясь назад, думаю, что это была та еще авантюра. Когда начинали, то здание, где сейчас у нас производство, было недостроенным. Надо было все делать практически с нуля. А еще и собирать команду! Оказалось, что в сельской местности найти специалистов, которые бы работали на пасеке и производстве, достаточно сложно. Сначала у нас все были городские, но мы хотели, чтобы здесь работали и местные. Все в конце концов получилось — сейчас часть людей именно из Поречья. В итоге у нас сложилась та самая идеальная команда, — рассказывает Ольга.
«Мядовы шлях» получился таким локальным семейным бизнесом, который способствует развитию местного сообщества и дает работу местным жителям.
— Кстати, сначала мы предполагали, что мед будем перерабатывать только свой, но со временем стали закупать его также у местных пчеловодов.
— У нас еще происходит много всего интересного, помимо производства. Просто так работать не интересно же, — улыбается Ольга. — Например, мы организовывали в агрогородке День пчелы, водим экскурсии на производство, развивая промышленный туризм. К нам приезжают как взрослые туристические группы, так и школьники.
А еще Ольга собрала коллекцию ульев, рассказывает приезжим про историю пчеловодства в регионе, объясняет различия между разными видами домиков для пчел. И мечтает, что через какое-то время Поречье будут называть не только столицей духовых оркестров, но и главным медовым местечком в регионе.
Читайте также
Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com