Белорусский футбол обсуждают во всем мире. Но о такой ли славе мы мечтали
На данный момент в мире осталось всего два действующих футбольных чемпионата — в Беларуси и Никарагуа (да-да, начиная с прошедших выходных, нас уже двое). Остальные первенства приостановлены по причине угрозы распространения коронавируса. Почему наш футбольный праздник на общем фоне смотрится как минимум странно, а новости о продаже телеправ на ЧБ очередному иностранному каналу вызывают больше недоумения, чем гордости за родную страну, рассуждает журналист SPORT.TUT.BY Виктория Ковальчук.
В последнее время лента футбольных новостей все больше напоминает медицинские сводки. Коронавирусом заразился чемпион мира Блез Матюиди, положительный тест у звезды «Ювентуса» Пауло Дибалы, диагноз подтвердился у легенды «Милана» Паоло Мальдини… Весь мир в режиме онлайн желает им скорейшего выздоровления и гадает, когда большой футбол вернется на телеэкраны.
И тут, в потоке коронавирусной повестки, откуда-то из параллельной вселенной проскакивает заголовок «Несмотря на пандемию коронавируса. В Беларуси стартует чемпионат Беларуси по футболу».
Удивительно, но стабильно по расписанию. Наш чемпионат не просто стартовал 19 марта — матчи первого и второго тура прошли со зрителями на трибунах.
— Думаю, если бы что-то было не так, нам бы из той же Администрации президента сказали: «Ребята, вы ерундой не занимайтесь. Остановите». Нас бы поправили. Понимаю, что хочется все раздуть. Но для чего? — кажется, вполне искренне не понимал вопросов журналистов о повышенном риске глава АБФФ Владимир Базанов.
Для чего останавливать и тем более отменять?
Если не причин, то поводов задуматься над этим как минимум несколько.
Пока в Беларуси продолжают играть в футбол, советуют не поддаваться психозу и жить обычной жизнью, в Италии едва справляются с последствиями пандемии. Страна, занимающая первое место в мире по смертности от коронавируса, ищет причины вспышки и среди прочих называет футбольный матч. Да-да, вы не ослышались.
Мэр города Бергамо Джорджио Гори высказал мнение, что встреча 1/8 финала Лиги чемпионов между местной командой «Аталанта» и испанской «Валенсией» вполне могла спровоцировать вспышку заболевания. 19 февраля матч собрал на трибунах стадиона «Сан-Сиро» 40 тысяч зрителей.
— Тогда мы еще не знали, что происходит. Если вирус уже передавался, то 40 тысяч фанатов, которые посетили стадион «Сан-Сиро», могли быть заражены. Никто не знал, что вирус уже распространялся. Многие смотрели игру в компаниях, в тот вечер было много контактов. Вирус передавался от человека к человеку, — заявил мэр.
Джорджио Гари не стал называть матч эпицентром возгорания, но не скрывал, что футбольный праздничный вечер вероятно стал своеобразной биологической бомбой.
Уже спустя 10 дней после той игры начались первые переносы матчей серии А. 13 марта на паузу поставили Лигу чемпионов и Лигу Европы. Варианты проведения встреч без зрителей быстро отмели — под угрозой ведь не только фанаты на трибунах, но и футболисты, о жизни и здоровье которых кто-то тоже должен думать.
Понятно, что количество болельщиков на матчах чемпионата Беларуси несопоставимо ни с серией А, ни с АПЛ, ни тем боле с Лигой чемпионов.
По данным Footboom.com, первый тур нашего первенства суммарно посетили 10 474 человека, второй — 8958. Аншлаг (по скромным белорусским меркам) наблюдался только на «Брестском» в рамках первого тура — 3648 зрителей.
Конечно, это совсем не цифры «Сан-Сиро». Да и наших болельщиков, скажете вы, рассаживают на определенную дистанцию друг от друга, а фан-зоны и торговые точки и вовсе, согласно решению управления спорта и туризма, приостановили работу.
Только у меня вопрос — а такой футбол точно кому-то нужен и оправдывает риски?
Футбол, на котором рядом с друзьями нельзя поорать за свою команду и сгонять в перерыве за пивом? Футбол, на котором с помощью тепловизоров измеряют температуру тела и, как на медкомиссии, проверяют общее состояние здоровья? Впрочем, такой футбол, без сомнения, войдет в историю.
Пожалуй, о белорусах в игре номер один мировые СМИ еще никогда не писали так много — даже Глеб в «Арсенале» и «Барселоне» не сделал нам такой рекламы, как коронавирус.
Чемпионат Беларуси — на первой полосе главной испанской газеты Marca, ему перемывают косточки в New York Times и Daily Mail, его транслируют по «Матч ТВ» и индийскому телевидению. Российский комментатор на федеральном канале говорит, что наше первенство напоминает скорее белорусскую свадьбу. Фанаты всего мира смеются над душевным баянистом на мачте «Ислочи».
Да, нас в этот безальтернативный период смотрят действительно все. Но точно ли о такой славе мы мечтали?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции