Карбалевич: Политическая жертва коронавируса. Что стоит за делом Сергея Сацука
Судя по всему, журналист попал под кампанию борьбы с фейками о коронавирусе, считает известный белорусский политолог Валерий Карбалевич.
Вкратце:
Неприятности у Сацука начались тогда, когда он начал писать о коррупции в системе здравоохранения.
Журналиста, похоже, арестовали за эпизод, который якобы произошел более года назад.
"Силовики" выполняют приказ Лукашенко разобраться с фейками. А Сацук попал под руку.
Согласно декрету № 3 от 10 мая 2019 года, во взяточничестве теперь можно обвинить абсолютно любого человека.
Репрессиями против независимых медиа в Беларуси никого не удивишь. Они происходят регулярно. Еще у всех в памяти громкое и скандальное» дело БЕЛТА, пишет Валерий Карбалевич в своем блоге на «Радые Свабода».
Но даже на этом фоне кейс Сергея Сацука выглядит определенным эксклюзивом. Журналиста, который писал о коррупции, арестовывают за коррупцию, за то, что якобы получил взятку. Диво удивительное. Какой-нибудь иностранец вообще не поймет, как такое может быть. Но в Беларуси случались и не такие чудеса.
Неприятности у Сацука начались тогда, когда он начал писать о коррупции в системе здравоохранения. Причем после того, как о грандиозном скандале в этой сфере сообщил сам Лукашенко, КГБ регулярно рассказывал о сути дела, много публиковали государственные медиа. Но то, что разрешено властям, не разрешено независимым СМИ. Ведь последние не знают границ, дальше за которые заходить нельзя, не понимают, кого можно трогать, а кого нет. Судя по всему, Сацук перешел эти границы и в итоге стал объектом разоблачительных публикаций в государственных медиа.
Здесь интересно сопоставить даты. Материал против Сацуки в "Советской Белоруссии" появился 9 апреля 2019 года. В нем журналист обвинялся в том, что он якобы за деньги помогал устранять конкурентов. Но голословно, без фактов.
Сюжет на телеканале "Беларусь-1", в котором якобы Сацук получает деньги от бизнесмена Виктора Медведского (который на тот момент находился за решеткой), прошел 22 августа 2019 года. Но сам факт передачи денег, по тому сюжету, случился 4 января 2019 года.
Таким образом, по версии правоохранительных органов, которые вели оперативные видеосъемки и передали их БТ, «преступление» произошло более года назад. Почему же сразу по горячим следам не возбудили уголовное дело? Наверное, не было отмашки с уровня, на котором принимаются политическая решения. Ведь репрессии против журналиста — это всегда политический скандал, на который без особой необходимости власти решили не идти.
Почему сейчас делу дали ход? Выскажу гипотезу, которая многое объясняет.
21 марта во время совещания о мерах против коронавируса Лукашенко возмутился публикациями в независимых медиа, которые "сеют панику", и поручил КГБ разобраться с "негодяями, которые вбрасывают эти фейки". Он заявил: "хватит на это смотреть. Нужно хорошо пройтись по этим сайтам, каналам... Зачем они людей отравляют?.. Почему мы проходим мимо таких людей, которые делают это намеренно?"
КГБ начал работу. Зацепиться не за что, а приказ главы государства выполнять надо. Начали искать козла отпущения, чтобы можно было отрапортовать. Кто больше всего поносил белорусскую медицину, писал о коррупции там? Сацук. Это на фоне заверений государственных медиа, что белорусская медицина — лучшая в мире, в стране нет ни одной смерти от коронавируса. Вот и вытащили из длинного ящика прошлогоднее дело.
Таким образом, судя по всему, Сацук попал под кампанию борьбы с фейками о коронавирусе. Это дело должно выполнить важную политическую задачу. Кто теперь посмеет усомниться в достоверности информации Минздрава о ситуации с коронавирусом? Особенно с учетом того, что самые драматические события в этой сфере еще впереди.
Теперь что касается юридической стороны дела. Долгое время обвинять во взятке могли только должностное лицо, то есть государственного чиновника. Но 10 мая 2019 года Лукашенко издал декрет № 3 "О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией". По его словам, понятие "коррупция" сильно расширилось. Теперь к должностным лицам, которые могут быть обвиняемыми в том, что брали взятки, приравниваются "лица, уполномоченные в установленном порядке на проведение юридически значимых действий". С таким расширенным объяснением во взяточничестве теперь можно обвинить абсолютно любого человека. И любая передача денег одним гражданином другому может быть оценена как взятка. А, как известно, белорусские суды оправдательных приговоров практически не выносят.
Если изложенная версия верна, то Сацук стал первой политической жертвой коронавируса.