«У нас другая система». В Минздраве объяснили, почему в Беларуси цифры по коронавирусу ниже, чем в ЕС
На 27 марта в Беларуси зафиксировано 94 случая коронавируса. В соседней Польше — больше тысячи, в Литве и Латвии — более 200, в Украине — более ста случаев. В Минздраве подчеркивают: ситуация спокойная и контролируемая, 32 пациента уже выздоровели, никто из заболевших не переведен на искусственную вентиляцию легких, лекарств и больничных коек хватает с запасом. Но люди недоумевают: почему наши цифры по коронавирусу значительно ниже, чем в Европе?
Специалисты объясняют, что причина в разной стратегии и системе здравоохранения, в Беларуси сохранилась и максимально мобилизована эпидемиологическая служба.
Удержать рост заболеваемости может самоизоляция
— Министерство здравоохранения ответственно заявляет, что сегодня ситуация спокойная, абсолютно контролируемая, — подчеркивает замминистра Елена Богдан. — Те меры, которые мы принимаем, позволили не допустить пикообразного роста, который дали другие страны. Теперь нужно донести людям важность самоизоляции. Вы видите, что мир горит вокруг, и любой человек, который сегодня возвращается в Беларусь, должен подумать даже не о себе, а о своих близких — принять меры по самоизоляции, сократить контакты, особенно с пожилыми людьми. Нужно относиться к себе как к потенциальному источнику заражения.
Сегодня человек здоров, но завтра или послезавтра болезнь может проявить себя.
— На сегодня 32 человека являются выздоровевшими, 62 находятся в больницах под медицинским наблюдением. Пациентов, у которых выявлен коронавирус, на аппаратах искусственной вентиляции легких нет. У пациентки, которая была в состоянии средней степени тяжести , положительная динамика, и мы надеемся, что скоро сможем говорить о ее переводе на реабилитацию, — пояснила Елена Богдан.
Она также заявила, что в настоящий момент Минздрав с другими заинтересованными органами разрабатывает постановление, в котором будут прописаны основные моменты самоизоляции, рекомендации для людей. Напомним, сейчас прибывшие в Беларусь получают на границе памятку. Рекомендуется оставаться дома, не посещать магазины, кафе, торговые центры. Максимально ограничить контакты даже с членами семьи, особенно с пожилыми. Если нет возможности разъехаться по разным домам, хотя бы разойтись по разным комнатам, передвигаться по квартире в маске, касаться дверных ручек салфеткой, использовать отдельные полотенца и посуду, одежду стирать раздельно. Если невозможно отказаться от встречи с людьми старше 60 лет, контактировать с ними только в маске. И соблюдать правила гигиены: мыть руки, использовать одноразовые платки, регулярно проветривать помещение. И никаких посиделок в кафе, походов в магазины и кинотеатры, прогулок в парке. Человек должен 14 дней сидеть дома.
— С каждым днем вы видите, что происходит в соседних странах, ситуация ухудшается. Каждый человек, который возвращается из-за рубежа, должен с пониманием относиться к той ситуации, которая происходит вокруг, и принимать меры по собственной изоляции, исключив посещение массовых мероприятий, ненужные выходы из квартиры, если это не связано действительно с жизненной необходимостью, а также не посещать родственников и не принимать у себя гостей. Это мера, которая направлена на нераспространение инфекции. Всех граждан, которые будут находиться на самоизоляции, будут обзванивать медработники, чтобы уточнять их состояние здоровья. В случае выявления заболеваний респираторного характера, обострений хронических заболеваний необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства. Там есть алгоритм опроса, чтобы выявить, что это за заболевание — угрожает оно выявлением коронавируса или нет. В зависимости от этого будет выработана тактика. Если обострение хронического заболевания, медработник выедет домой. Если нужна экстренная помощь, можно вызвать скорую. Если в ходе опроса будут выявлены признаки коронавирусной инфекции, за человеком приедет скорая, которая увезет его в больницу. На сегодня — вот такие меры.
Коронавирус: почему именно в Италии так много жертв?
Елена Богдан говорит, что Беларусь сегодня держится цифры до ста зараженных «за счет противоэпидемических мероприятий».
— Мы просто начали с первого момента — всех прибывших китайских студентов и рабочих помещали на 14-дневный карантин. Потом увидели, что происходит в Италии. Всех людей, которые прилетали из Италии, тестировали в аэропорту. Но поняли, что тесты в аэропорту ничего не дают, потому что человек прилетает здоровый. Мы ему сделали тест, и он ушел из нашего поля зрения. Пошли другим путем: стали выдавать анкеты прибывших, где люди указывают свое перемещение и контакты, данные передаются в поликлиники. Первых пациентов мы обнаружили именно на санитарно-контрольных пунктах. Люди, которые скрыли свое пребывание в Италии (два человека), дали нам четвертую часть случаев, которые в последующем были выявлены. Всех остальных мы «поймали». И, соответственно, контакты первого уровня изолировали. Это, прежде всего, родственники, кто-то обнялся… С медицинскими работниками ведь никто не обнимается, тем более они работают в масках, почему мы и поняли, что изолировать медработников нет смысла. Мы у них не выявляем вирус! Родственников, контакты первого уровня, госпитализировали. Контакты второго уровня, а это 24 тысячи человек, были под наблюдением. Если выявлялось респираторное заболевание, пациента забирали в медучреждение, тестировали и, пока он не выздоравливал, не выпускали из больницы. На сегодня 2221 место для контактов первого уровня по стране в режиме ожидания.
Изоляция контактов первого уровня не дала вирусу широко распространиться
— В Беларуси сохранена система здравоохранения, ресурсы которой в свое время рассчитывались и на такие случаи , — поясняет главный санитарный врач Беларуси Наталья Жукова. — Нас постоянно спрашивают, почему в Беларуси не так, как там . Да потому что условия другие, система отсчета другая, поэтому у нас пока не так. Надеемся, что и впредь сможем сохранить ситуацию управляемой.
— У нас есть учреждения санэпиднадзора, составляющей частью которых является служба эпидемиологов. В каждом районном, городском, областном центре работают врачи-эпидемиологи. Более того, в каждом областном центре есть отдел особо опасных инфекций. Это подразделение, которое занимается вопросами организации профилактики на случай чрезвычайных ситуаций, связанных с инфекционными заболеваниями.
Только две страны в Европе не ввели карантин — Беларусь и Швеция. Узнали, как там у них
Специалисты отдела разрабатывают план на случай возникновения особо опасной инфекции или массового заболевания, постоянно участвуют в учениях, работают по наиболее опасным сигналам со всего мира — и Эбола, и лихорадка Западного Нила и др. То есть подразделение находится в режиме ожидания, чтобы в случае возникновения опасности оперативно среагировать. Кроме того, работают эпидемиологи, которые занимаются кишечными, воздушно-капельными инфекциями.
— У нас был опыт по локализации очага при заболевании корью, когда было до 10 тысяч контактных людей, за которыми мы тоже устанавливали наблюдение, — приводит пример Наталья Жукова. — Все эти специалисты с первого дня были мобилизованы на предотвращение распространения коронавируса.
Как только человека на скорой доставляют в инфекционную больницу, начинается работа эпидемиолога. Специалист надевает защитный костюм, идет в бокс к заболевшему и расспрашивает пациента, где он был и с кем встречался. Опрос может продолжаться и два, и три часа. Если необходимо, приходит и повторно. Это необходимо, чтобы выявить все контакты.
— Когда житель Минска, который скрыл свое пребывание в Италии и дал тем самым очень много контактных лиц, мы установили людей, имена которых заняли 12 страниц, детально было расписано, куда ходил этот человек. Тут же вся информация была отправлена в районные центры города и еще один населенный пункт, и специалисты стали работать по каждому объекту. И ведь мы практически сразу увидели, что у одного из контактирующих ухудшилось состояние, тут же его госпитализировали, и у него подтвердился коронавирус. На месте работы пациента мы выявили случаи не тогда, когда у людей уже была пневмония, а на самой ранней стадии, когда у них только запершило в горле. Они не успели распространить инфекцию широко. Благодаря этому мы сегодня имеем до ста случаев, но не тысячу и не 10 тысяч, — поясняет главный санитарный врач.
В Минздраве подчеркивают, что сейчас все усилия сконцентрированы на том, чтобы максимально оградить тех, кто может распространить инфекцию. Но не исключают, что в случае ухудшения ситуации могут быть более жесткие ограничительные меры.