Экономика и вирус. Спасти бизнес и здравый смысл в непростое время
29.03.2020 21:06
—
Новости о Коронавирусе
Когда экономические последствия от противовирусных мер - хуже самого вируса. Потеряв голову и здравый смысл от паники, сильнейшие экономики мира вольно или невольно вгоняют мир в кризис. Дефицит продуктов, слабеющие валюты, целые отрасли, закрытые на карантин с призрачными шансами ожить после эпидемии. И виноват во многом, кажется, не COVID-19, а рукотворные беды от непродуманных мер.
Предупреждать именно о таком сценарии сначала аккуратно и в полушутливом тоне, а потом все настойчивее Беларусь начала еще 2 месяца назад. Умные услышали и приняли всерьез, остальные посмеялись.
А вот сегодня уже большинству не до смеха. Президенты и политики рангом ниже, депутаты и топ-менеджеры мировых корпораций, чиновники-распорядители от МВФ до региональных банков и фондов сегодня как один предупреждают: хватит душить экономику в объятиях тотальных запретов и карантинов. Казалось бы, чего волноваться Беларуси - действуем спокойно, точечно, на опережение. Но живем ведь не в вакууме, и если лихорадит наших соседей и партнеров - нам в одиночку не справиться.
На неделе и уже без шуток, посещая современное предприятие "Белгипс", Глава Беларуси еще раз обратился к своим мировым коллегам с предостережением. О том, что прозвучало в контексте мировой экономики, и о тех, кто уже перешел на здравую логику для здорового мира после эпидемии. Андрей Кривошеев провел обстоятельный анализ от США и Бразилии до нашей большой Евразии.
Напугать современное прогрессивное и цифровое общество, оказывается, несложно. Многие выросли на фильмах-катастрофах или помнят войны и развалы своих империй. Оттого при первых шараханьях политиков кончается туалетная бумага и макароны, пикируют валюты и закрываются целые отрасли. И живем вроде бы в новую эпоху, образованны и воспитаны. Но разница с прошлым веком лишь в скорости паники. Уже 2 месяца Беларусь своим хладнокровием предостерегает соседей. Но понимать нас стали, похоже, только сейчас. Панику в связи с эпидемией все чаще называют циничным переделом рынков. И логика в этом есть. Останавливая свои предприятия - оголяете свои же рынки.
Георгий Гриц, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ: "Решение занять взвешенную позицию, без каких-то "караул, горит" - это, наверное, правильно. Мы говорим о том, что войти на новые рынки или даже на старые рынки, запустить производство гораздо сложнее, чем потом его остановить, запустить и начать снова. Тем более - специфика нашего индустриального формата. У нас крупные предприятия, иногда наследники Советского Союза, это конвейеры, это тысячные коллективы, производства, а у нас много непрерывных производств - БМЗ, нефтепереработка, останавливаться в кампанейщине будет неправильно".
Пройдет несколько месяцев, страхи улягутся, а на ключевые товары возникнет реальный дефицит. Это значит - импорт и вымывание валюты из страны, и без того ослабленной карантином. Так уже происходит с продуктами питания долгого хранения - те же крупы и макароны, а еще с одеждой, обувью - тем, без чего не может обойтись человек. Президент США действительно, видимо, под влиянием советников сначала призвал заморозить экономику, а потом сам же объявил потепление к Пасхе. Отказался закрывать Нью-Йорк и перегибать с карантином.
Свои аргументы Трамп усилил американским патриотизмом и общим желанием как можно скорее выбраться из экономического спада. В Штатах умеют считать деньги, но, как и в Беларуси, строго разделяют - где необходимость запустить экономику, а где - элементарная безалаберность. Сказано: ограничить массовые мероприятия - значит, касается и пляжей в Майами. Кто не понимает - узнает всю силу американского государства и полиции.
Можно, конечно, раскритиковать полицию за жестокость. Но что если такими акциями готовятся к будущим массовым беспорядкам безработных? Если Трампа не послушают, и экономика вернется в мрачные времена Великой депрессии?
Ирина Новикова, доктор экономических наук, профессор: "И производство работает, и продукт мы получаем пока. Может быть, будет спад. Но не надо бояться, не будет, конечно, драматического спада. С другой стороны, Трамп боится, что будет спад больше чем в 30-ых годах. Великая депрессия – безработица до 26% доходила, сейчас ожидается что до 30%. Поэтому ясно, что он просит выйти на работу".
Алексей Авдонин, экономический аналитик Белорусского института стратегических исследований: "Экономика должна работать. Должна генерировать прибыль, формировать налоги. Потому что без этих процессов говорить о стабильности государства очень сложно. Уже ряд экспертов заявляют, что те государства, которые не справятся с экономическими проблемами, после коронавируса ждут социальные потрясения".
С одной стороны - Трампу легче. Напечатал доллары, раздал людям - поддержал спрос и бизнес, который его обеспечивает. От продовольствия до жилья. С другой, в Штатах невозможно напрямую ограничить увольнения. Как в Беларуси, где Президент настоятельно рекомендует людей под шумок не сокращать. Себе дороже выйдет.
В Беларуси услышали. Кстати, сегодня даже самые либеральные из рыночников в мире переходят на ту же логику. Например, Международный валютный фонд (МВФ), да предрекает рецессию и восстановление, но с оговорками именно про увольнения.
Кристалина Георгиева, управляющий директор МВФ: "Мы работаем над восстановлением мировой экономики в 2021 году. Это вполне возможно, но только если нам удастся локализовать вирус и предотвратить переход проблемы с ликвидностью в проблему неплатежеспособности. Внезапная остановка мировой экономики грозит волной банкротств и увольнений, которые не только могут подорвать восстановление, но и разрушить структуру нашего общества".
Оговорки не случайны. Ликвидность - это не только деньги, но и сырье, и комплектующие. Если заводы простоят слишком долго, перезапустить всю цепочку будет невозможно. А это действительно банкротство, либо продажа за бесценок. Мало того, что миллионы могут стать безработными, так еще могут уйти с молотка или быть потеряны целые отрасли. В бизнесе, где не живут на спекуляциях, это понимают отчетливо.
Сергей Новицкий, член Совета по развитию предпринимательства, генеральный директор компании "Хенкель баутехник": "Если не работают предприятия, нет продукта и рано или поздно если все предприятия остановятся, это будет коллапс. Не только в стране, но и всемирный. Сегодня важно, чтобы работали все предприятия. Естественно, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических мер. Мои предприятия тоже работают. Это залог того, что экономика будет дальше продолжать работать, и мы будем с вами жить. Ситуация очень серьезная, потому что те меры, которые принимаются в ЕС, США – остановка производства - приводит к тому, что люди не работают, начинают рваться логистические цепочки. Подвержена логистика, туризм. Начинают рваться производственные цепи. И это очень опасный момент".
Еще одну причину называет академик Сергей Глазьев, критикуя возможное повышение ключевой ставки Центробанком России. Если просто это стоимость денег. В теории чем дороже деньги, тем стабильнее рубль, но на практике дорогие деньги нельзя взять для развития реального производства. Значит, своя экономика будет падать, а спекуляции с валютой, напротив, расти.
Сергей Глазьев, доктор экономических наук, академик РАН (Россия): "Наши денежные власти работают на спекулянтов. Если, не дай бог, произойдет простое решение поднять процентную ставку - это добьет нашу экономику, реальный сектор окончательно, никакого смысла это не даст, потому что спекулянты уже побежали. Они не будут возвращаться ни сегодня, ни завтра, даже ради процентной ставки, вернуться может быть через полгода, а за эти полгода у нас раскрутится галопирующая инфляция и прекратится окончательно кредитование экономики".
Излишние меры карантина критикует и популярный в России левый политик и дипломат Николай Платошкин. Логика, кстати, схожа с белорусской. Пока люди работают - они на виду, в коллективе. А вот закрыли предприятия, особенно те на которых своя медсистема, профилактика, реабилитация - кто квалифицированно присмотрит за здоровьем. Не банки же с магазинами.
Опомнились и Объединенные Нации. Уже сегодня призывы ООН идут дальше борьбы с эпидемией. Через запятую - остановить распространение вируса и поддержать работающих людей. С опозданием, но абсолютно справедливо.
Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь ООН: "Во-первых, нужно как можно скорее локализовать эпидемию. Нужна общая стратегия и солидарная поддержка наиболее уязвимых для пандемии стран. Во-вторых, мы должны работать вместе, чтобы минимизировать социальные и экономические последствия. Наш главный акцент - на человеческом измерении. Это человеческий кризис, а не финансовый. Мы должны уже сегодня сосредоточиться на людях, которые зарабатывают себе на жизнь, на платежеспособности предприятий".
А ведь именно об этом еще 2 месяца назад в самом начале паники в мире говорил Президент Беларуси. Нельзя лечить головную боль отсечением головы. Многие ведь посмеялись тогда "над трактором". А мысль была глубокая: заберите сегодня у человека его работу и образ жизни - завтра сама эпидемия окажется меньшим злом.
Вот и президент Бразилии, где экономика так же открыта, как белорусская, призывает не выжигать свою же землю тотальным экономическим карантином.
Жаир Болсонару, Президент Бразилии: "Вирус есть, и мы противостоим ему, но он скоро пройдет. Жизнь должна продолжаться. Должны быть сохранены рабочие места и средства к существованию семей. Я призываю муниципальные власти отказаться от политики "выжженной земли": закрытия торговли, запрета общественного транспорта и так далее. Во всем мире доказано, что группа риска - это люди старше 60 лет. Тогда зачем закрывать школы?".
Никто в Беларуси не отменяет и не сворачивает противовирусных мер. Точечных, адресных, спокойных и превентивных. Система здравоохранения работает в круглосуточном и напряженном режиме. Что же касается экономики, бюджета своей семьи и бюджета государства, то здесь нужно просто включить свой опыт и логику. Если бы в каждой кризисной ситуации мы бы впадали в ступор, то вся наша жизнь могла бы пройти в этом сумеречном состоянии.
Предупреждать именно о таком сценарии сначала аккуратно и в полушутливом тоне, а потом все настойчивее Беларусь начала еще 2 месяца назад. Умные услышали и приняли всерьез, остальные посмеялись.
А вот сегодня уже большинству не до смеха. Президенты и политики рангом ниже, депутаты и топ-менеджеры мировых корпораций, чиновники-распорядители от МВФ до региональных банков и фондов сегодня как один предупреждают: хватит душить экономику в объятиях тотальных запретов и карантинов. Казалось бы, чего волноваться Беларуси - действуем спокойно, точечно, на опережение. Но живем ведь не в вакууме, и если лихорадит наших соседей и партнеров - нам в одиночку не справиться.
На неделе и уже без шуток, посещая современное предприятие "Белгипс", Глава Беларуси еще раз обратился к своим мировым коллегам с предостережением. О том, что прозвучало в контексте мировой экономики, и о тех, кто уже перешел на здравую логику для здорового мира после эпидемии. Андрей Кривошеев провел обстоятельный анализ от США и Бразилии до нашей большой Евразии.
Напугать современное прогрессивное и цифровое общество, оказывается, несложно. Многие выросли на фильмах-катастрофах или помнят войны и развалы своих империй. Оттого при первых шараханьях политиков кончается туалетная бумага и макароны, пикируют валюты и закрываются целые отрасли. И живем вроде бы в новую эпоху, образованны и воспитаны. Но разница с прошлым веком лишь в скорости паники. Уже 2 месяца Беларусь своим хладнокровием предостерегает соседей. Но понимать нас стали, похоже, только сейчас. Панику в связи с эпидемией все чаще называют циничным переделом рынков. И логика в этом есть. Останавливая свои предприятия - оголяете свои же рынки.
Георгий Гриц, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ: "Решение занять взвешенную позицию, без каких-то "караул, горит" - это, наверное, правильно. Мы говорим о том, что войти на новые рынки или даже на старые рынки, запустить производство гораздо сложнее, чем потом его остановить, запустить и начать снова. Тем более - специфика нашего индустриального формата. У нас крупные предприятия, иногда наследники Советского Союза, это конвейеры, это тысячные коллективы, производства, а у нас много непрерывных производств - БМЗ, нефтепереработка, останавливаться в кампанейщине будет неправильно".
Пройдет несколько месяцев, страхи улягутся, а на ключевые товары возникнет реальный дефицит. Это значит - импорт и вымывание валюты из страны, и без того ослабленной карантином. Так уже происходит с продуктами питания долгого хранения - те же крупы и макароны, а еще с одеждой, обувью - тем, без чего не может обойтись человек. Президент США действительно, видимо, под влиянием советников сначала призвал заморозить экономику, а потом сам же объявил потепление к Пасхе. Отказался закрывать Нью-Йорк и перегибать с карантином.
Свои аргументы Трамп усилил американским патриотизмом и общим желанием как можно скорее выбраться из экономического спада. В Штатах умеют считать деньги, но, как и в Беларуси, строго разделяют - где необходимость запустить экономику, а где - элементарная безалаберность. Сказано: ограничить массовые мероприятия - значит, касается и пляжей в Майами. Кто не понимает - узнает всю силу американского государства и полиции.
Можно, конечно, раскритиковать полицию за жестокость. Но что если такими акциями готовятся к будущим массовым беспорядкам безработных? Если Трампа не послушают, и экономика вернется в мрачные времена Великой депрессии?
Ирина Новикова, доктор экономических наук, профессор: "И производство работает, и продукт мы получаем пока. Может быть, будет спад. Но не надо бояться, не будет, конечно, драматического спада. С другой стороны, Трамп боится, что будет спад больше чем в 30-ых годах. Великая депрессия – безработица до 26% доходила, сейчас ожидается что до 30%. Поэтому ясно, что он просит выйти на работу".
Алексей Авдонин, экономический аналитик Белорусского института стратегических исследований: "Экономика должна работать. Должна генерировать прибыль, формировать налоги. Потому что без этих процессов говорить о стабильности государства очень сложно. Уже ряд экспертов заявляют, что те государства, которые не справятся с экономическими проблемами, после коронавируса ждут социальные потрясения".
С одной стороны - Трампу легче. Напечатал доллары, раздал людям - поддержал спрос и бизнес, который его обеспечивает. От продовольствия до жилья. С другой, в Штатах невозможно напрямую ограничить увольнения. Как в Беларуси, где Президент настоятельно рекомендует людей под шумок не сокращать. Себе дороже выйдет.
В Беларуси услышали. Кстати, сегодня даже самые либеральные из рыночников в мире переходят на ту же логику. Например, Международный валютный фонд (МВФ), да предрекает рецессию и восстановление, но с оговорками именно про увольнения.
Кристалина Георгиева, управляющий директор МВФ: "Мы работаем над восстановлением мировой экономики в 2021 году. Это вполне возможно, но только если нам удастся локализовать вирус и предотвратить переход проблемы с ликвидностью в проблему неплатежеспособности. Внезапная остановка мировой экономики грозит волной банкротств и увольнений, которые не только могут подорвать восстановление, но и разрушить структуру нашего общества".
Оговорки не случайны. Ликвидность - это не только деньги, но и сырье, и комплектующие. Если заводы простоят слишком долго, перезапустить всю цепочку будет невозможно. А это действительно банкротство, либо продажа за бесценок. Мало того, что миллионы могут стать безработными, так еще могут уйти с молотка или быть потеряны целые отрасли. В бизнесе, где не живут на спекуляциях, это понимают отчетливо.
Сергей Новицкий, член Совета по развитию предпринимательства, генеральный директор компании "Хенкель баутехник": "Если не работают предприятия, нет продукта и рано или поздно если все предприятия остановятся, это будет коллапс. Не только в стране, но и всемирный. Сегодня важно, чтобы работали все предприятия. Естественно, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических мер. Мои предприятия тоже работают. Это залог того, что экономика будет дальше продолжать работать, и мы будем с вами жить. Ситуация очень серьезная, потому что те меры, которые принимаются в ЕС, США – остановка производства - приводит к тому, что люди не работают, начинают рваться логистические цепочки. Подвержена логистика, туризм. Начинают рваться производственные цепи. И это очень опасный момент".
Еще одну причину называет академик Сергей Глазьев, критикуя возможное повышение ключевой ставки Центробанком России. Если просто это стоимость денег. В теории чем дороже деньги, тем стабильнее рубль, но на практике дорогие деньги нельзя взять для развития реального производства. Значит, своя экономика будет падать, а спекуляции с валютой, напротив, расти.
Сергей Глазьев, доктор экономических наук, академик РАН (Россия): "Наши денежные власти работают на спекулянтов. Если, не дай бог, произойдет простое решение поднять процентную ставку - это добьет нашу экономику, реальный сектор окончательно, никакого смысла это не даст, потому что спекулянты уже побежали. Они не будут возвращаться ни сегодня, ни завтра, даже ради процентной ставки, вернуться может быть через полгода, а за эти полгода у нас раскрутится галопирующая инфляция и прекратится окончательно кредитование экономики".
Излишние меры карантина критикует и популярный в России левый политик и дипломат Николай Платошкин. Логика, кстати, схожа с белорусской. Пока люди работают - они на виду, в коллективе. А вот закрыли предприятия, особенно те на которых своя медсистема, профилактика, реабилитация - кто квалифицированно присмотрит за здоровьем. Не банки же с магазинами.
Опомнились и Объединенные Нации. Уже сегодня призывы ООН идут дальше борьбы с эпидемией. Через запятую - остановить распространение вируса и поддержать работающих людей. С опозданием, но абсолютно справедливо.
Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь ООН: "Во-первых, нужно как можно скорее локализовать эпидемию. Нужна общая стратегия и солидарная поддержка наиболее уязвимых для пандемии стран. Во-вторых, мы должны работать вместе, чтобы минимизировать социальные и экономические последствия. Наш главный акцент - на человеческом измерении. Это человеческий кризис, а не финансовый. Мы должны уже сегодня сосредоточиться на людях, которые зарабатывают себе на жизнь, на платежеспособности предприятий".
А ведь именно об этом еще 2 месяца назад в самом начале паники в мире говорил Президент Беларуси. Нельзя лечить головную боль отсечением головы. Многие ведь посмеялись тогда "над трактором". А мысль была глубокая: заберите сегодня у человека его работу и образ жизни - завтра сама эпидемия окажется меньшим злом.
Вот и президент Бразилии, где экономика так же открыта, как белорусская, призывает не выжигать свою же землю тотальным экономическим карантином.
Жаир Болсонару, Президент Бразилии: "Вирус есть, и мы противостоим ему, но он скоро пройдет. Жизнь должна продолжаться. Должны быть сохранены рабочие места и средства к существованию семей. Я призываю муниципальные власти отказаться от политики "выжженной земли": закрытия торговли, запрета общественного транспорта и так далее. Во всем мире доказано, что группа риска - это люди старше 60 лет. Тогда зачем закрывать школы?".
Никто в Беларуси не отменяет и не сворачивает противовирусных мер. Точечных, адресных, спокойных и превентивных. Система здравоохранения работает в круглосуточном и напряженном режиме. Что же касается экономики, бюджета своей семьи и бюджета государства, то здесь нужно просто включить свой опыт и логику. Если бы в каждой кризисной ситуации мы бы впадали в ступор, то вся наша жизнь могла бы пройти в этом сумеречном состоянии.