Пилюли для коронабизнеса

Источник материала:  

Кризис 4.0.: Бизнес повержен нефтью и коронавирусом. Кого станут спасать власти?

       Похоже, страна погружается в очередной полномасштабный финансово-экономический кризис за последние 12 лет. Старожилы рынка поправят меня и напомнят и про обвалы девяностых, но я их в счет не беру. Как говорится, кто старое помянет, тому глаз вон.

       На мой взгляд, важно оценить устойчивость к кризисам действующей экономической модели в стране за период с начала «первой газовой войны», когда объем энергетических субсидий со стороны России стал медленно, но неуклонно сокращаться. Устойчивость, согласитесь, так себе. И с завидной регулярностью повторяющиеся кризисы тому очевидное подтверждение.

       Это мы уже поняли, что все кризисы «не наши», а привнесены извне. Вот только совершенно не понятно, почему власти не предприняли за прошедшие бурные годы достаточных мер по структурному изменению экономики. Чтобы эта экономика стала мало-мальски устойчивой к внешним шокам.

       Например, как экономика Китая, которую нам не первый год ставят в пример. А и действительно: пока Россия заодно с Беларусью кувыркаются в водовороте очередных финансовых потрясений, КНР одолел величайшую пандемию в фантастически короткие сроки. И при этом, при колоссальном спаде промышленного производства и в целом валового продукта, курс юаня с начала года и по сей день ослабел к всеми любимому доллару США всего лишь на пару процентов.

       Кризис 4.0 в самом разгаре. Что-то мне подсказывает, что русские предпочтут умереть от голода, чем предложить сделку саудитам. Наверное, большие люди по большому думают, когда принимают важные решения, не мне судить. Только вот почему после этого вся страна ходит по большому, да и наша в том числе?

       Ну, что имели, то и имеем, если по другому не сказать. Сейчас для нашего бизнеса важен главный вопрос: кого станут спасать власти. У нас еще свежи воспоминания об «антикризисных мерах» властей после обвала 2014-2015 годов. Это сейчас белорусский сегмент интернета забит новостями о коронавирусе. А не так давно тому главными новостями были сообщения о том, кого еще «повязали» силовики и сколько денег экспроприировали в бюджет.

       Инвесторов в этой стране уже нет. Не тех, под которых пишутся Указы, создаются Парки и раздаются льготы, а множества мелких частных инвесторов, которые необходимы для построения эффективной и стабильной экономики. Эффективной и стабильной настолько, чтобы она, эта самая экономика не нефтяной страны, не шла в разнос от потрясений на нефтяном рынке.

       Пострадавший от всемирной вирусной истерии белорусский коронабизнес надо спасать. Об этом уже говорят не шепотом и в чиновничьих кабинетах. Вопрос то в общем один: за чей счет?

       Бюджет на фоне отрицательного ВВП и улетевшего в небеса курса не в лучшей форме. Коммерческие банки, арендодатели и прочие кредиторы - тоже не фонды социальной защиты. Да и неэффективный госсектор сейчас на свалку истории отправлять не реально. Это надо делать в периоды макростабильности.

       Попробую предложить свой набор пилюль для пострадавшего бизнеса, которые пригодились бы и в здоровой экономике.

       Во-первых, нужен устойчивый поток ликвидности. От банков, от бюджета, от кого угодно. При всем желании поднять ставки по кредитам на фоне растущих депозитных ставок, включить ковенанты, обрезать лимиты – этого делать нельзя. Как компенсировать банкам потери, думаю, регулятор знает.

       Срочно нужен очередной, не очень правильный с точки зрения стратегии, но  крайне важный в тактическом плане, Указ об особом порядке списания курсовых разниц. Руководитель организации должен получить право в рамках учетной политики организации списывать на затраты столько, сколько позволяет финансовый результат.

       Третье, изменить Указы № 399 и свежеиспеченный № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области», переложившие груз чужих проблем на плечи кредиторов, в первую очередь, частного бизнеса. Спасение госсектора, сельхозпроизводителей и тому подобное – это вопросы бюджетной политики. Если нравится и есть что тратить из бюджета на поддержку неэффективных компаний в ущерб населению, тратьте из своего бюджета, а не бюджета частной компании.

       Четвертое, мораторий на все виды проверок, включая мониторинги, коих расплодилось больше, чем в прежние времена плановых проверок. Да пристройте уже куда-нибудь контролеров на другую работу! Ни одна западная экономика, ни один «экономический тигр» Юго-Восточной Азии или Ближнего Востока не вырос в условиях тотального контроля. Сейчас нет времени вдаваться в детали, контроль у нас тотальный или не очень, но когда до сих пор, например, контролеры требуют уголки охраны труда и многолистье инструкций, которые никто не читает, – это зачем?

       Пятое, уравнять государственных и частных землепользователей, использующих земли равной кадастровой стоимости, в размерах платежей за земельные участки. Власти по-прежнему распределяют земельные ресурсы на дискриминационных для бизнеса условиях: в Указе № 667 и Кодексе о земле законодательно закреплено, что частные организации платят регулярно плату за право заключения договора аренды, а государственные – нет.

       Необходимо немедленно уравнять плательщиков земельного налога и арендной платы за земельные участки. Если для первых с 1 января 2020 года максимальный предельный коэффициент к базовой ставке ограничен 2,0, то для арендаторов сохраняется на прежнем, более высоком уровне. Например, в Минске – 2,3.

       Шестое. Из бюджета вряд ли что дадут. Будем реалистами. Но, по крайней мере, в пределах бюджетного года можно было бы предоставить отсрочку по налоговым и неналоговым платежам, а также ввести мораторий на начисление пени за просрочку этих платежей.

       Теперь немного о своем, о близком. Таможенным органам не помешает воздержаться от корректировки таможенной стоимости на ввозимые белорусским бизнесом товары, то есть принудительного доначисления бизнесу таможенных платежей. За исключением, конечно, случаев доказанного жульничества. Другими словами, давно декларируемый властями принцип презумпции добросовестности – в действие! Тем более, что все эти таможенные доначисления за счет бюджетов наших предприятий возвращаются в бюджет нашей страны в размере всего лишь 4,86%.

       И неплохо было бы отменить Указ № 140. Инвалиды и многодетные подзаработали, «перекупы» набили карманы – дайте возможность производить и продавать производимые в стране легковые автомобили тем, кто может еще платить в бюджет.

       И, я уж не помню какое: сейчас отсрочим, отменим и включим в последующем в состав налогового законодательства платежи за использование окружающей среды организациями, размещающими наружную рекламу. А заодно проведем инвентаризацию и максимально включим в состав налогового законодательства всякого рода квазифискальные платежи.

       Все, писать некогда, а вам читать тем более. Надо бежать вдогонку за котировками валют и от новостей о коронавирусе.  Впрочем нет, бежать нынче стало дорого. Так что, уважаемые чиновники, отмените заодно одиозную норму о поборах с бизнеса при проведении беговых, иных спортивно-массовых, культурно-массовых и тому подобных мероприятий согласно постановлению Совета Министров № 49. Пусть частные компании в сфере услуг зарабатывают деньги, привлекают валюту и конкурируют на равных при проведении своих «неофициальных мероприятий» с организаторами «официальных мероприятий» (взятое в кавычки – нормы Закона «О физической культуре и спорте»).

       Желаю бизнесменам не кашлять, так как приходится рассчитывать на свои силы. А пилюли от государства, спросит читатель?.. Так говорят, что вакцины еще нет и пока не будет. Так что рассчитывайте только на витаминки!

←Лукашенко: гвалт и психоз с коронавирусом заставил людей быть аккуратнее

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика