У России нет денег, чтобы снять свою армию с белорусских колес

Источник материала:  
09.01.2016 17:09 — Новости Авто


Продукция белорусского ВПК остается конкурентоспособной на зарубежных рынках и особенно востребована в России. Это неожиданным образом проявилось и в сирийском сюжете.

После того как турецкий истребитель сбил Су-24 ВВС России, для противовоздушной обороны российской авиабазы Хмеймим близ Латакии в Сирии был доставлен и поставлен на боевое дежурство зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-400 «Триумф».

Предполагается, что он при поддержке корабельной версии ЗРК С-300 ракетного крейсера «Москва» будет обеспечивать безопасность полетов российской авиагруппы в Сирии и уничтожать любые цели, представляющие для нее опасность.

Между тем обнародованное Министерством обороны России видео разгрузки машин С-400 на авиабазе Хмеймим породило недоуменные комментарии в интернете.



Блогеры были озадачены тем, что доставленный в Сирию комплекс укомплектован самоходными пусковыми установками (СПУ) на «старых» минских специальных колесных шасси МАЗ-543М (МАЗ/МЗКТ-7310), аналогичных используемым в С-300. А где же, мол, буксируемые СПУ на базе современных шасси БАЗ-64022 Брянского автозавода?

Однако это удивление совершенно напрасно: комплекс «Триумф» способен работать с применением нескольких типов ракет — как входивших в С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2 (48Н6Е3, 48Н6Е2, 48Н6Е, 9М96Е2 и 9М96Е), так и разработанных специально для С-400 (40Н6Е сверхбольшой дальности).

Поэтому и пусковые установки ЗРК С-400 — 5П85СЕ2/3 (самоходные), 5П85ТЕ2/3 (буксируемые) — являются модификациями CПУ, применявшихся в С-300ПМ, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ2 «Фаворит». Применение обоих типов СПУ военные объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные же обладают лучшей проходимостью по бездорожью (совсем нелишнее качество для России).

Отметим также, что для новых ракет 40Н6Е (а также 9М96Е2 и 9М96Е) разработана специальная СПУ 51П6Е на базе шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) МЗКТ-7930.

Как представляется, выбор для переброски в Сирию самоходной СПУ на базе МАЗ-543М/МЗКТ-7310 (формулы 8x8) объясняется ее меньшей длиной по сравнению с пятиосной СПУ на базе БАЗ-6422 и полуприцепа. Что немаловажно для более рационального использования пространства грузового отсека транспортника Ан-124. Да и погрузка в самолет более короткого самоходного СПУ с двумя управляемыми осями существенно проще, чем буксируемого.

Разговоры же об устарелости шасси МАЗ-543М/МЗКТ-7310 лишены оснований. Машины этого семейства по проходимости не уступают гусеничным и могут успешно выполнять боевые задания в самых тяжелых условиях бездорожья. Многочисленные испытания и реальная эксплуатация в различных климатических и дорожных условиях показали прекрасные динамические качества и высокую надежность «Ураганов» (такое прозвище получили эти машины у водителей). 

У России нет денег, чтобы снять свою армию с белорусских колес
 
Фото: oldtimer.ru

Родоначальника модельного ряда МАЗ-543 широкая публика впервые увидела 7 ноября 1961 года на параде в Москве. Тогда по Красной площади прошла батарея СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) 9К72 «Эльбрус» (более известного на Западе как SS-1с Scud B). На этом шасси размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет. 

У России нет денег, чтобы снять свою армию с белорусских колес
 
Фото: oldtimer.ru

В 1966 году модель МАЗ-543 начала использоваться в качестве шасси к самоходной СПУ ОТРК 9К76 «Темп-С» (SS-12B). Тогда же на шасси МАЗ-543 стали устанавливать бортовую платформу. Эта модификация получила обозначение МАЗ-543П. Бортовые тягачи МАЗ-543П использовались не только в армии, но и «на гражданке».

В 1967 году появились шасси МАЗ-543А с увеличенной до 22 тонн грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за счет перекомпоновки моторного отделения. На базе МАЗ-543А был создан ряд специальных машин.

Через некоторое время на основе МАЗ-543А был разработан вариант шасси МАЗ-543В, в 1973 году более совершенный вариант автомобиля МАЗ-543В получил обозначение МАЗ-543М, которому было суждено стать самым массовым образцом семейства. МАЗ-543М послужил и служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия.

В их числе — пусковые установки, антенные посты и кабины управления С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф»; СПУ 9А52 реактивной системы залпового огня (РСЗО) 9К58 «Смерч»; СПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег», CПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур».

На этой же базе построены, в частности, подвижные командные пункты и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) РС-12М «Тополь».

Шасси же МЗКТ-7930 колесной формулы 8х8 разработано для монтажа вооружения и военной техники полной массой 22, 24 и 25 тонн, его транспортирования по всем видам дорог и местности и обеспечения боевого применения. Эта модель превосходит ранее разработанные образцы (в том числе и МАЗ-543) по грузоподъемности, максимальной скорости движения, ресурсу двигателя, универсальности использования и другим характеристикам. 

У России нет денег, чтобы снять свою армию с белорусских колес
 
МЗКТ-7930. Фото mzkt.by

Подтверждением высоких качеств этого шасси может служить информация анонимного источника в Минобороны России, которую не столь давно привело российское издание «Военно-промышленный курьер»: несмотря на то, что ОАО «КамАЗ» ведет разработку перспективного шасси семейства «Платформа», ОТРК «Искандер» будут по-прежнему монтироваться на шасси МЗКТ.

«Ведь важно не только сделать само шасси. Самое главное — пересадить на него комплекс, разработать вспомогательные агрегаты, гидравлику, сделать систему вывешивания. А это не так уж и просто, надо открывать новые опытно-конструкторские работы, проводить испытания», — отмечает источник.

Более того, по его словам, сейчас рассматривается возможность расширения номенклатуры специализированных шасси, приобретаемых у МЗКТ.

Помимо пусковой установки ОТРК «Иcкандер», на МЗКТ-7930 сегодня монтируются, в частности, транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) этого комплекса; боевая и транспортная машины РСЗО «Ураган-1»; машина обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса «Тополь-М»; радиолокационная станция С-400; CПУ и ТЗМ противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бал-Э», «Бастион», «Клаб-М»; мостоукладчик ТММ-6 «Гусеница-2».

Под монтаж пусковых установок и транспортных машин российских ПГРК «Тополь-М» и «Ярс», их транспортирования по всем видам дорог и разведанной местности и обеспечения боевого применения приспособлено самое грузоподъемное шасси МЗКТ-79221 (16х16). 

У России нет денег, чтобы снять свою армию с белорусских колес
 
МЗКТ-79221

По мнению экспертов, одной из наиболее интересных разработок МЗКТ являются шасси МЗКТ-69221, имеющее не рамную, а корпусную («вагонную») конструкцию. В частности, оно было использовано российскими разработчиками при создании новой модификации ЗРК средней дальности «Бук» — «Бук-2М»/»Бук-2МЭ».

На подходе к серийному производству — первые образцы новейшего российского ПГРК «Рубеж» (РС-26), в качестве носителя для которого выбрано шасси МЗКТ-79291 (12х12) мощностью 650 лошадиных сил. Есть основания полагать, что это же шасси станет базой и для перспективной российской мобильной системы ПРО/ПВО С-500.

Менее известны последние разработки МЗКТ — армейские грузовики семейства унифицированных колесных шасси дорожного габарита МЗКТ-6001 (собственно МЗКТ-6001 колесной формулы 6x6 и МЗКТ-6002 формулы 8x8). Помимо них, семейство включает также более легкий МЗКТ-5002 (4х4). 

У России нет денег, чтобы снять свою армию с белорусских колес
 
МЗКТ-6001

Главной отличительной особенностью автомобилей этого семейства является использование инновационной независимой подвески (на МЗКТ-5002 — пружинной; на МЗКТ-6001 и МЗКТ-6002, кроме того, регулируемой по высоте гидропневматической). Все они комплектуются автоматической коробкой переключения передач собственной разработки.

Эти машины предназначены для монтажа различного вооружения, военной техники и оборудования: радиолокационных станций, противокорабельных ракетных систем «Бастион П», модернизированных РСЗО «Смерч», машин обеспечения разминирования «Скарабей», а также зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1».

Всего же на предприятии разработаны и поставлены на серийное производство более 20 новых моделей специальных колесных шасси и тягачей.

Чтобы «пересадить» размещаемые сегодня на машинах МЗКТ вооружения и военную технику на другую колесную базу, России потребуется много времени и денег, которых ей в текущей военно-политической и экономической ситуации уже не хватает.

Надо учитывать и то, что еще с советских времен значительная часть инфраструктуры, обеспечивающей функционирование стратегических ракетно-ядерных сил, противовоздушной и противоракетной обороны нынешней России, приспособлена под колесные шасси МЗКТ. В случае замены материальной части инфраструктуру придется серьезно адаптировать или даже перестраивать.

Во многом благодаря тому, что минские колесные шасси и тягачи являются основной транспортной базой наземного подвижного вооружения и военной техники российской армии, только МЗКТ из всех предприятий белорусского автопрома в первом полугодии 2015 года смог показать положительные результаты производственно-хозяйственной деятельности, увеличив чистую прибыль на 5,8% (до 177,5 млрд рублей) и поднявшись с 16-го на 11-е место в топ-25 самых прибыльных белорусских ОАО.

Другое дело, что успешно работающие предприятия белорусского ВПК при всем старании не смогут компенсировать провал в гражданском секторе экономики.



Александр АЛЕСИН
←Наши в бездорожье «Дакара». Дневник белорусского гонщика

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика