Угон машин от первого лица: интервью в тюрьме
Как работают разные организованные группировки угонщиков, почему не угоняют Volvo, какова типичная схема увода машины из двора, куда деваются ворованные авто и что делать, если машину останавливает ДПС. Некоторыми секретами c kolesa.ru поделился угонщик, ныне отбывающий срок.
С каждым годом машины угоняют всё чаще. Если пару лет назад угонщиков интересовали только авто премиальных марок (берем в расчет мегаполисы, так как в регионах лидером угонов всегда была и будет отечественная Лада), то в последнее время их интерес распространился и на бюджетный сегмент автомобилей. И это понятно: кризис, рост доллара, подорожание запчастей…
Соответственно, угон популярных недорогих автомобилей и сбыт их в разобранном виде – это неплохой "бизнес", что и подтверждают статистики угонов за последние месяцы. На условиях анонимности мне довелось пообщаться с угонщиком.
Началось всё с того, что я как-то с утра, сев в свой автомобиль и поехав на службу, увидел на остановке общественного транспорта своего соседа. Остановился и предложил подвезти до ближайшего метро. На мой вопрос: "Юра, а чего пешком-то?", сосед с грустью в голосе ответил: "Угнали мою Импрезу…". За 20-минутную поездку до метро Юра поведал мне историю угонов двух своих авто (вот это карма!).
В 2012 году он купил новенькую Honda Accord в кредит. Кредит оформил потребительский и полис КАСКО оформил только на первый год эксплуатации. А в 2013 году, когда закончилась страховка, автомобиль ночью из двора дома угнали. Заявил в органы, вывесил в Интернете объявления, искал во всех близлежащих дворах, но всё безуспешно. Звонили несколько раз мошенники с предложением выкупа, но то, что это были именно мошенники, он понял сразу.
Спустя год после угона ему звонит неизвестный и предлагает следующую сделку: "Ты нам 350 000 рублей, а мы тебе возвращаем Хонду, или, наоборот, мы тебе платим 200 000 рублей, а ты нам отдаешь ПТС, все документы на Хонду и мы оформляем Договор купли-продажи авто". Юра, уставший уже выплачивать кредит за угнанный автомобиль, соглашается на второй вариант. Кстати, угонщики звонили с телефонного номера, зарегистрированного аж в Краснодаре.
В назначенный день приезжает мужчина бандитской наружности, передает Юре деньги взамен на документы и Договор купли-продажи. Но самое удивительное, что ведь не боятся – лично звонят и приезжают, имеют наглость диктовать свои условия. А еще – что поразило – этот "бандит" нахваливал Юре его же Хонду: "Отличная машинка, тьфу-тьфу-тьфу. Год езжу на ней, вообще проблем нет".
Выплатив полностью кредит за Хонду, Юра покупает опять в кредит (но уже автокредит) Subaru Impreza, но спустя полгода и ее угоняют. На этот раз угнали дерзко, нагло, с кучей свидетелей. Юра с семьей улетел в отпуск, а Субару осталась ждать их у дома на парковке. Перед отъездом вытащил аккумулятор из авто. Время 6 утра, угонщики, проклиная водителя Субару, грузят ее на эвакуатор и, выезжая с парковки, не могут поделить дорогу с водителем маршрутки. Никто не хочет уступать, но угонщики начинают угрожать маршрутчику неславянской внешности физической расправой. Происходит словесный конфликт, автомобили разъезжаются. В маршрутке куча свидетелей, ехавших с утра на работу, но ни они, ни обруганный водитель маршрутки не смогли описать внешность угонщиков. В настоящее время Юра оформляет документы для страховой, так как Subaru Impreza, в отличие от Honda Accord, была застрахована.
Вся эта история, рассказанная соседом, меня очень сильно вдохновила на то, чтобы более подробно изучить принципы действия противоугонных систем, их эффективность, понять, каким образом взламывают "нашпигованные охраной" автомобили премиум класса. Ведь на месте Юры легко мог оказаться и я. В моей семье два автомобиля, которые я очень люблю, и их угон для меня был бы настоящим стрессом.
К слову сказать, работаю я в Федеральной службе исполнения наказаний, что и подтолкнуло меня узнать все нюансы непосредственно от тех, кто занимается угонами. При проверке одной Исправительной колонии, я поинтересовался у сотрудников: "А есть ли в вашем учреждении лица, отбывающие наказание за угон автомобиля?". На что получил ответ: "Есть у нас тут один персонаж, только по другой статье сидит. По оперативной информации, он в Питере угнал не один десяток машин. Месяц назад заглючила сигнализация у нашей служебной Лады Гранты, заблокировались замки дверей, а ключи в салоне авто остались. Как вскрыть, не стекло же бить? Вызываем Японца (таково прозвище осужденного автоугонщика), так он за 20 секунд вскрыл Гранту. Мы сами не поняли, как он это сделал".
Я понял, что это именно тот, кто мне нужен. Через 10 минут передо мной стоял ничем не приметный мужчина среднего телосложения, на вид 35-37 лет. Скорее похож на программиста, чем на уголовника. Я ему объяснил, что не собираюсь допрашивать его, а хочу поговорить с ним по душам. Он, посомневавшись пару минут, согласился побеседовать со мной. И вот такое у нас с ним получилось интервью.
– За что тебе дали прозвище "Японец"? Ты же славянской внешности.
– Я специалист по японским иномаркам, хотя и "немцев" влегкую вскрою. Вообще без разницы, какой "конь".
– "Японцев" угнать легче, чем "немцев"?
– Нет, конечно. Всё зависит от количества и качества противоугонок.
– Были случаи, когда попытка угона провалилась?
– Было пару раз. На Крузаке 200-м стоял замок капота, долго отгибали капот, а время – деньги. Пришлось бросить. Но через месяц мы его всё равно увели. Второй случай – это Камри, там такси спугнуло, рядом тормознуло.
– В обоих случаях фигурирует марка Toyota. Как вы выбираете жертву?
– Кого уводить, зависит от заказов. Больше всего заказов на Тойота и Мазда. Хотя в последнее время и Лансеры с Фокусами в почете.
– А кто заказывает-то?
– По-разному бывает. Если ушел Cayenne или X6, то это индивидуальный заказ. Перебиваются номера, и катается в другом регионе человек на нем и беды не знает. Если Фокус увели, то это на запчасти, найти машину вообще не вариант. Заказчики – торгаши запчастями. Есть в Питере очень крупная контора по продаже запчастей, только в городе несколько магазинов. Так вот они-то и есть основные заказчики.
– А что за контора?
– Без комментариев. (Смеется.)
– Получается, что если есть заказ на твое авто, то вы в любом случае его угоните, какие бы охранные системы на нем ни стояли?
– Не всегда. Один "Гелик" две недели пасли, никак не подобраться. Там хозяина водитель возил – всегда рядом с автомобилем был, а ночевал "Гелик" за забором. Плюнули, увели такой же с соседнего района.
– Сколько вас в команде человек? Что за люди?
– Много. У каждого есть свои обязанности, кто-то отвечает за шухер и прикрытие, кто-то вскрывает и заводит "коня", кто-то гонит, кто-то сопровождает, кто-то разбирает, кто-то работает с заказчиками, кто-то перегоняет в другой регион под заказ... Это целая система. У нас жесткая дисциплина, многие с высшим образованием. Алкоголиков и наркоманов среди нас нет.
– А у тебя какое образование? Не всегда же занимался угонами?
– У меня незаконченное высшее. Отчислили на 4-м курсе питерского "технаря". Пять лет проработал в нескольких официальных дилерах по продажам автомобилей, устанавливал сигнализации. Но денег там платят мало, а кушать хочется.
– И много в Питере вас таких организованных команд угонщиков?
– Не считал. Знаю, есть кавказская команда, но они работают по принципу "лохотрона".
– Что за принцип "лохотрона"?
– Это когда уводят "коня" у жертвы путем обмана. Украсть ключи с брелоком из кармана в торговом центре проще простого. Ведь жертвы цепляют на одно кольцо и ключи, и брелок от сигналки, и даже метку иммобилайзера. Выходит жертва с авоськами, а "коня"-то и нет. Руку в карман – и ключей тоже.
– Так в чем же именно заключается хитрость? Это же обычные карманники, только их цель – автомобиль.
– Да это самый простой способ я рассказал. Есть еще много. Например, привязанные к выхлопной трубе консервные банки на веревке. Правда, это уже старо как мир. Жертва заводит авто, трогается, слышит металлический скрежет сзади автомобиля. Выходит посмотреть, начинает матерясь отвязывать эти банки. В это время в его "коня" садится "конокрад" (так угонщики иногда называют самих себя) и уезжает. Авто-то ведь заведено, ключи в замке зажигания.
Похожая схема: садится в авто, допустим, девушка, заводит его. Мимо проходит парень в капюшоне и демонстративно смачно клеит на заднее правое стекло автомобиля бумажку с жирной надписью "ДУРА" и быстро уходит. Девушка выходит из авто и начинает отклеивать эту бумажку. В это время ее автомобиль с "конокрадом" за рулем уезжает.
Вот способ поинтереснее: едет жертва по безлюдной дороге в городе, а на ее пути стоит шатаясь какой-то пьяный тип. Жертва сигналит, орет, а тип мало того что не уходит с дороги, но начинает падать на капот автомобиля. Жертва не выдерживает, выходит и начинает уводить пьяного на обочину. "Конокрад" тут как тут, авто в одну сторону, пьяный тип сразу трезвеет и бежит в другую. Там, за углом, его уже ждет другой автомобиль с напарником. На безлюдной дороге остается только жертва без автомобиля, ключей, документов и, скорее всего, даже без мобилы.
– Почему без мобилы? Необязательно же телефон держать в авто, у меня постоянно он в кармане.
– Если телефон в кармане, то его вытащит тип, который "косит" под пьяного, чтобы жертва сразу ментам не позвонила. С документами на авто то же самое.
– А еще способы есть?
– Да полно. Допустим, стоит авто с жертвой на светофоре. Мимо проходит пацан лет 10 и стучит в окно к жертве: "Дядя, открой окошко". Жертва открывает окно и тут же получает в лицо плевок от ребенка. Матерясь вылезает из авто и пускается вдогонку за ребенком. В это время "конокрад" на его авто уезжает. Пацан предварительно за это дело получил пачку сигарет либо пиво, либо тюбик клея – у кого какие вкусы.
– Выходит, эта кавказская группировка специализируется только на так называемом лохотроне? Технические средства для угона вообще не применяет?
– Почему же? Применяет, конечно. Всё зависит от конкретной ситуации. Например, зимним утром выходит жертва к своему авто, заводит его и, пока авто прогревается, сметает с авто снег. Заинтересованные ребята сидят недалеко в своем авто. Они уже считали код сигнализации автомобиля жертвы. И успешно на расстоянии блокируют двери авто жертвы.
Авто заведено, ключи в замке зажигания, а двери закрыты. Обычно и сумка с документами тоже в закрытом автомобиле. Жертва в панике, но быстро успокаивается, так как вспоминает, что дома есть запасной комплект ключей. С мыслями "с кем не бывает, заглючила сигналка, слава богу, есть второй комплект", уходит домой за ключами. Ребята, разблокировав авто, со всеми автодокументами жертвы спокойно уезжают.
– Эта схема, получается, действует только зимой, летом ведь машину никто не прогревает?
– Отнюдь, летом даже проще. Складывают правое зеркало автомобиля. Жертва садится, заводит, хочет посмотреть в зеркало, чтобы выехать, но оно сложено. Выходит из машины, чтобы поправить зеркало, а в этот момент как раз ребята блокируют двери. Схема та же – второй комплект дома. Пока жертва ходит, его авто уезжает.
– Это ты мне рассказал про методы кавказцев, а какие методы у вашей команды?
– Мы, в отличие от кавказцев, "интеллектуалы". У нас целый технический комплекс по вскрытию и угону, стоимость которого составляет несколько тысяч евро. Но все эти "примочки" уже давно себя окупили.
Схема следующая. Если автомобиль дорогой, выслеживаем его несколько дней. Бьем по колесам, чтобы сработала сигнализация. Смотрим за реакцией владельцев. Кстати, понять, какой марки стоит "сигналка" у "терпилы", можно по антенне. Утром в районе 4-5 часов подъезжает пара наших экипажей. В это время обычно спят все, даже поздно шатающиеся подростки и прочие алкаши.
Вскрываем автомобиль с помощью код-граббера. Сигнал запеленговали и считали заблаговременно. Далее – дело техники. Если есть спутниковая система, то глушим ее. Механические замки АКПП, капота и прочие штуки тоже нейтрализуются элементарно. На всё про всё – не более 15 минут. Обычно большинство жертв "навороченные" противоугонки ставит прямо в салоне официального дилера их любимого и дорогого автомобиля. А те не парятся с их установкой и ставят их всегда в одни и те же места, не заботясь о скрытности.
Мы все эти места знаем. Когда автомобиль заведен, он в сопровождении двух наших экипажей отправляется в отстойник – тихая дворовая территория неподалеку от места угона. Впереди едет одна из машин сопровождения, и если впереди окажется патруль ДПС, то водитель этой машины демонстративно нарушает ПДД прямо перед сотрудниками ДПС. Главная его задача, чтобы остановили именно его, а не угнанный автомобиль. Его тормозят, а угнанный авто со второй машиной сопровождения едет в отстойник.
– А если всё-таки сотрудники ДПС остановят именно угнанный автомобиль?
– Угнанный автомобиль ни при каких обстоятельствах не остановится, ведь у него раскурочена вся передняя панель. Сразу понятно, что здесь "пахнет жареным". Если начнется погоня, то нам боевики с перестрелками не нужны. Угнанный авто вырубает фары, заворачивает во дворы и там теряется. Авто это мы кидаем во дворах и забываем про него. Если вдруг непредвиденная ситуация, то у человека, управляющего угнанным автомобилем, всегда на такой случай с собой большая сумма наличных денег – около 2 миллионов рублей. Обычно такой разговор происходит: сотруднику правоохранительных органов предлагают сначала один миллион, потом (если пошел в отказ) – два.
– Ну не все же продажные. Вдруг попадется честный сотрудник?
– Тут просто надо сказать: "Ты не возьмешь, твое начальство возьмет, и меня завтра уже выпустят. А тебя дураком честным будут до пенсии называть!". В итоге все берут.
– Доехали до отстойника, дальше что?
– Снимаем номера, выкидываем всё из салона. Отклеиваем всякие приметные наклейки и прочее. Оставляем авто на 7-10 дней. Если по спутнику автомобиль не обнаружили и не забрали за это время, то вешаем липовые номера и гоним в "свой" сервис. Далее авто подготавливается для заказчика, либо разбирается, либо перебивают номера и оформляют новые документы.
– Как противостоять угону автомобиля?
– Ездить на общественном транспорте. (Смеется.) Или еще можно положить в бардачок своего автомобиля записку "Я мама троих детей, муж бросил меня, автомобиль кредитный. Не угоняйте, пожалуйста!". Вдруг я прочитаю, пущу скупую мужскую слезу и не трону этот автомобиль. А если серьезно, то устанавливать индивидуальные серьезные противоугонные комплексы у профессионалов в специализированных сервисах, а не у официальных дилеров.
– А приходилось ли когда-нибудь возвращать уже угнанный авто?
– Было дело. Увели как-то по ошибке Ауди Ку7 у какого-то фээсбэшного начальника. Уже через день на нас выходят и просят по-хорошему вернуть машину. Нам проблемы не нужны, вернули в целости и сохранности.
– Какие марки автомобилей не пользуются спросом у автоугонщиков?
– "Французов" мы не трогаем, Volvo тоже. Раньше "корейцев" не брали, но в последнее время из-за массовости определенных моделей появились заказы на запчасти. Solaris и Rio уходят постоянно. Раньше Renault никого не интересовали, но много заказов на запчасти Дастера, поэтому и они уходят очень легко. Автомобиль этот дешевый, владельцы, кроме китайской "сигналки", ничего больше не ставят, а угнать такой автомобиль – 1 минута.
– Что делать владельцу, если всё-таки его автомобиль угнали?
– Ждать, надеяться и верить. Я даже и не знаю, наверное, поездить по соседним дворам, отстойникам всяким. Многие так и находят своих "коней".
Что дальше?
Я благодарю Японца за беседу и отдаю ему свою наполовину пустую пачку сигарет. Первую половину мы выкурили с ним за беседой. Для себя решил, что завтра начну мониторить сайты установщиков противоугонных систем. Обязательно запишусь к ним и установлю на свои два автомобиля профессиональные противоугонные комплексы. И на всякий случай положу в бардачки своих автомобилей записки с текстом "Я мама троих детей, муж бросил меня, автомобиль кредитный. Не угоняйте, пожалуйста!". А что? Чем черт не шутит?