Формула-1: гонки закончились, Феттель остался
26.11.2012 10:42
—
Новости Авто
В марте мы делали некоторые прогнозы на этот год. Частично они сбылись, частично - нет. Но это и хорошо: непредсказуемый чемпионат - интрига на весь сезон. В прошлом году чемпион определился за несколько гонок до конца сезона, и последние этапы были "докаточными" - нам, конечно, было интересно узнать, кто займет второе место, но главная интрига чемпионата пропала. В этом году, к счастью, болельщики оставались в неведении до самого конца. А кроме того, и начало года подарило нам несколько рекордов.
Но начнем с прогнозов. В феврале-марте, после предсезонных тестов, специалисты называли в числе фаворитов команду Mercedes, у Red Bull и McLaren одна за другой возникали проблемы, а технический директор Ferrari Пэт Фрай и вовсе говорил, что не только за победы, но и за подиумы они вряд ли смогут с ходу бороться. Из двенадцати дней тестов пилоты Lotus становились первыми четырежды - казалось бы, именно эта команда наконец-то имеет шанс "выстрелить", как в 2009-м "выстрелила" Brawn GP, еще годом ранее бывшая записным аутсайдером.
В первых пяти этапах победили пять пилотов из пяти разных команд: Австралия - Дженсон Баттон из McLaren, Малайзия - Фернандо Алонсо из Ferrari, Китай - Нико Росберг из Mercedes, Бахрейн - Себастьян Феттель из Red Bull, Испания - Пастор Мальдонадо из Williams. Шестая гонка - Монако - шестой победитель: Марк Уэббер из Red Bull, седьмая гонка - Канада - седьмой триумфатор: Льюис Гамильтон из McLaren. К тому времени Феттель, Уэббер, Гамильтон и Алонсо имели примерно одинаковое число очков. А на следующем этапе - Гран-При Европы - на домашней трассе вторую победу в сезоне завоевал Алонсо, прервав цикл "новая гонка - новый победитель". При этом объективно стоило признать, что у Алонсо не самая быстрая машина в пелетоне, но звезды складывались так, что он за восемь этапов два раза победил, два раза побывал на подиуме и стал лидером чемпионата, опережая ближайшего преследователя - Марка Уэббера - на 20 очков.
А что же команды, которым пророчили успех в сезоне - Sauber и Lotus? Подопечные Петера Заубера и Мониши Кальтенборн выступали неровно, но иногда все-таки "выстреливали". Пусть не так, как Мальдонадо на Williams, но к середине сезона у них было два подиума, а также 4-е и 5-е места. Серхио "Чеко" Перес к концу года собрал урожай из трех подиумов, что помогло ему с трудоустройством: в следующем году мексиканец будет выступать в McLaren. А Камуи Кобаяси завоевал всего один подиум, но в целом выступал стабильнее и набрал в итоге лишь немного меньше очков, чем напарник: 60 и 66, - пилоты заняли 12 и 10 места соответственно, а "конюшня" в Кубке конструкторов расположилась на 6-м месте, сильно обогнав Force India и значительно отстав от Mercedes.
У пилотов команды Фрэнка Уильямса дела шли намного лучше, чем в прошлом году, когда он занял четвертое место с конца. После памятной победы в Испании венесуэлец Пастор Мальдонадо "зазвездил", заявил, что будет и дальше бороться за победы, но потом девять гонок кряду не набирал очков совсем, зато запомнился агрессивным поведением и столкновениями. Его напарник Бруно Сенна пусть по крошкам, но набирал очки через каждые одну-две гонки, так что к концу года отстал от Пастора всего наполовину. Итог команды - восьмое место, то есть на этот раз пятое с конца, но зато и очков несравненно больше: год назад их было всего 5 (!), а сейчас - 76 (в том числе, как мы помним, одна победа). Команда бесконечно далеко ушла вперед от Toro Rosso, но так же безнадежно отстала от Force India. Готовы спорить: сэр Фрэнк Уильямс не раз пожалел, что променял опытного Рубенса Баррикелло на два "денежных мешка" - Пастора и Бруно. А в целом надо признать, что Williams - это "конюшня", которая прибавила в нынешнем сезоне больше всего.
Кстати, об агрессии - тут мы все же возвращаемся к Lotus. Роман Грожан, вернувшийся в Большие Призы после перерыва, очень часто выносил соперников с трассы, за что его даже дисквалифицировали на один этап. Роман обещал исправиться, но все повторялось. Несмотря на это, он трижды финишировал на подиуме и набрал достаточно очков, чтобы занять в итоговом протоколе восьмое место. Его напарник Кими Райкконен - это, безусловно, герой сезона. Кими, как и Роман, два предыдущих года в Формуле-1 не участвовал, а вместо этого иногда гонялся в ралли и в младших дивизионах кузовных гонок NASCAR. Там он особых успехов не снискал и потому был рад вернуться в Большой Цирк, причем до того, как поступить на службу в Lotus, предлагал свои услуги Williams. Так вот, Кими - самый стабильный гонщик чемпионата в этом году. Он мало того, что финишировал в каждой из двадцати гонок чемпионата (рекорд года номер один), так еще и на каждом этапе, кроме китайского, набирал очки (рекорд года номер два). После семнадцати этапов у финна не было ни одной победы, но в общей классификации он занимал третье место. Несколько раз, казалось, Айсмен должен победить, но все что-то мешало. И только на восемнадцатом этапе - в ОАЭ - победа пришла к нему. Он был так сосредоточен, что, когда его гоночный менеджер обратился к нему по радио с советами, Кими в сердцах воскликнул: "Оставьте меня в покое! Я знаю, что я делаю". И ведь действительно знал. А фраза в мгновение стала крылатой. И вот представьте себе результат стабильности выступлений горячего финского парня: имея всего лишь одну победу, Кими занял по итогам года третье место, серьезно опередив Льюиса Гамильтона, у которого было 4 победы и 3 подиума (!), и Дженсона Батона с его тремя победами и тремя финишами на подиуме (!).
К лидерам мы еще вернемся, а пока вспомним про Mercedes. Михаэль Шумахер третий сезон проводит в Формуле-1 после возвращения. В 2010 году его напарник Нико Росберг обыграл его в два раза: 142 очка против 72; в прошлом году шли примерно на равных: 89 у Нико и 76 у Шумми. Нынче молодой немец снова набрал вдвое больше очков, чем немец опытный: 93 против 49. И у Росберга есть победа, а у Михаэля за весь сезон лучшее достижение - третье место. Поняв, что возвращение триумфальным не назовешь, Шумахер решил завязать с автоспортом и за несколько этапов до конца сезона объявил о завершении карьеры. Но это не только у самого Михаэля дела не ладились. Надо отметить, что если сначала на команду возлагались большие надежды, и кое-как они оправдывались (за первые восемь гонок – одна победа, два подиума и 34 других очка), то во второй половине чемпионата машины решительно не хотели ехать. Шесть подряд финишей без очков у одного и шесть подряд - другого.
Тем удивительней выглядит тот факт, что в эту стагнирующую команду переходит… Льюис Гамильтон! Льюис все свои годы в Ф-1 провел в "МакЛарене", но вот сейчас решил сменить "конюшню". Поговаривают, что он разругался с руководителем команды Роном Денисом, но сам Льюис говорит, что он сознательно бросает сам себе такой вызов, переходя в более слабую команду. По крайней мере, упрекать самого себя за то, что сезон сложился вот так непросто, сверх меры не стоит. То Грожан "подсобит", то Мальдонадо… Зато оба пилота "Маков" ехали практически одинаково, и Льюис со 190 очками занял 4-е место, а его напарник Дженсон Батон - 5-е (188). В прошлом году дела были хуже: 270 у Дженсона и всего 227 у Льюиса. Обидно, конечно, что в этот раз упустили второе место в Кубке конструкторов, но тут уж в последней гонке Нико Хюлькенберг из Force India постарался.
В Ferrari Фернандо Алонсо был безусловным лидером команды. Напомним: именно он стал первым пилотом, выигравшим два Гран-При. И долгое время именно он был лидером чемпионата. Но в сентябре и октябре Себастьян Феттель выиграл 4 гонки подряд, и начало казаться, что в очередной раз имя чемпиона мы узнаем задолго до конца сезона. Однако победы на трех последних этапах достались трем другим пилотам.
Еще немножко отвлечемся и поговорим о напарниках двух главных претендентов на титул. Марк Уэббер неплохо проводил квалификации, но регулярно проваливал старты, однако умудрялся всю первую половину сезона оставаться в группе лидеров. Однако очевидно: у него хоть и было две победы, но в команде он исполняет ту же роль, что долгие годы играл Рубенс Баррикелло при Шумахере в Ferrari. Кстати, "Феррари". Если Алонсо гнал вперед и добывал очки почти в каждой гонке, то его напарник Фелипе Масса за восемь первых гонок набрал в десять раз меньше очков! Во второй половине чемпионата и он стал зарабатывать баллы в каждой гонке, заодно взобравшись на подиум в Японии и вот сейчас на домашнем бразильском этапе. И занял в итоге седьмое место в чемпионате. Так что контракт с ним все же продлили, хотя поначалу взглядом указывали ему на дверь.
Ах да, аутсайдеры. В начале сезона мы думали, что "Маруся" будет на последнем месте, однако среди трех самых отстающих команд снова произошли небольшие перестановочки. HRT откатилась на последнее место (возможно, в будущем году команда не будет участвовать в первенстве), а Marussia вдруг умудрилась подняться на 10 место по ходу сезона. Однако в последней гонке пилот Caterham Виталий Петров занял 11-е место, и "Маруся" переместилась на строчку ниже. Виталий, кстати, все же нашел мешок спонсорских денег и, похоже, продолжит гоняться в сезоне-2013.
Себастьян Феттель. Пять побед, три подиума, всего две гонки без очков. На последнем Гран-При он занял лишь шестое место, но этого хватило, чтобы в итоговой классификации опередить на 3 очка Фернандо Алонсо, который на подиуме печально улыбался: второе место в гонке - и второе в чемпионате.
Михаэль Шумахер окончательно уходит из автоспорта. А новый титул короля Формулы-1 занимает другой немец - Себастьян Феттель. Он получил путевку в большой спорт именно на картодроме Шумахера, который следил за успехами малыша-блондина с самого начала его карьеры.
Личный зачет
Кубок конструкторов
Александр Лычавко, OPEN.BY
Но начнем с прогнозов. В феврале-марте, после предсезонных тестов, специалисты называли в числе фаворитов команду Mercedes, у Red Bull и McLaren одна за другой возникали проблемы, а технический директор Ferrari Пэт Фрай и вовсе говорил, что не только за победы, но и за подиумы они вряд ли смогут с ходу бороться. Из двенадцати дней тестов пилоты Lotus становились первыми четырежды - казалось бы, именно эта команда наконец-то имеет шанс "выстрелить", как в 2009-м "выстрелила" Brawn GP, еще годом ранее бывшая записным аутсайдером.
В первых пяти этапах победили пять пилотов из пяти разных команд: Австралия - Дженсон Баттон из McLaren, Малайзия - Фернандо Алонсо из Ferrari, Китай - Нико Росберг из Mercedes, Бахрейн - Себастьян Феттель из Red Bull, Испания - Пастор Мальдонадо из Williams. Шестая гонка - Монако - шестой победитель: Марк Уэббер из Red Bull, седьмая гонка - Канада - седьмой триумфатор: Льюис Гамильтон из McLaren. К тому времени Феттель, Уэббер, Гамильтон и Алонсо имели примерно одинаковое число очков. А на следующем этапе - Гран-При Европы - на домашней трассе вторую победу в сезоне завоевал Алонсо, прервав цикл "новая гонка - новый победитель". При этом объективно стоило признать, что у Алонсо не самая быстрая машина в пелетоне, но звезды складывались так, что он за восемь этапов два раза победил, два раза побывал на подиуме и стал лидером чемпионата, опережая ближайшего преследователя - Марка Уэббера - на 20 очков.
А что же команды, которым пророчили успех в сезоне - Sauber и Lotus? Подопечные Петера Заубера и Мониши Кальтенборн выступали неровно, но иногда все-таки "выстреливали". Пусть не так, как Мальдонадо на Williams, но к середине сезона у них было два подиума, а также 4-е и 5-е места. Серхио "Чеко" Перес к концу года собрал урожай из трех подиумов, что помогло ему с трудоустройством: в следующем году мексиканец будет выступать в McLaren. А Камуи Кобаяси завоевал всего один подиум, но в целом выступал стабильнее и набрал в итоге лишь немного меньше очков, чем напарник: 60 и 66, - пилоты заняли 12 и 10 места соответственно, а "конюшня" в Кубке конструкторов расположилась на 6-м месте, сильно обогнав Force India и значительно отстав от Mercedes.
У пилотов команды Фрэнка Уильямса дела шли намного лучше, чем в прошлом году, когда он занял четвертое место с конца. После памятной победы в Испании венесуэлец Пастор Мальдонадо "зазвездил", заявил, что будет и дальше бороться за победы, но потом девять гонок кряду не набирал очков совсем, зато запомнился агрессивным поведением и столкновениями. Его напарник Бруно Сенна пусть по крошкам, но набирал очки через каждые одну-две гонки, так что к концу года отстал от Пастора всего наполовину. Итог команды - восьмое место, то есть на этот раз пятое с конца, но зато и очков несравненно больше: год назад их было всего 5 (!), а сейчас - 76 (в том числе, как мы помним, одна победа). Команда бесконечно далеко ушла вперед от Toro Rosso, но так же безнадежно отстала от Force India. Готовы спорить: сэр Фрэнк Уильямс не раз пожалел, что променял опытного Рубенса Баррикелло на два "денежных мешка" - Пастора и Бруно. А в целом надо признать, что Williams - это "конюшня", которая прибавила в нынешнем сезоне больше всего.
Кстати, об агрессии - тут мы все же возвращаемся к Lotus. Роман Грожан, вернувшийся в Большие Призы после перерыва, очень часто выносил соперников с трассы, за что его даже дисквалифицировали на один этап. Роман обещал исправиться, но все повторялось. Несмотря на это, он трижды финишировал на подиуме и набрал достаточно очков, чтобы занять в итоговом протоколе восьмое место. Его напарник Кими Райкконен - это, безусловно, герой сезона. Кими, как и Роман, два предыдущих года в Формуле-1 не участвовал, а вместо этого иногда гонялся в ралли и в младших дивизионах кузовных гонок NASCAR. Там он особых успехов не снискал и потому был рад вернуться в Большой Цирк, причем до того, как поступить на службу в Lotus, предлагал свои услуги Williams. Так вот, Кими - самый стабильный гонщик чемпионата в этом году. Он мало того, что финишировал в каждой из двадцати гонок чемпионата (рекорд года номер один), так еще и на каждом этапе, кроме китайского, набирал очки (рекорд года номер два). После семнадцати этапов у финна не было ни одной победы, но в общей классификации он занимал третье место. Несколько раз, казалось, Айсмен должен победить, но все что-то мешало. И только на восемнадцатом этапе - в ОАЭ - победа пришла к нему. Он был так сосредоточен, что, когда его гоночный менеджер обратился к нему по радио с советами, Кими в сердцах воскликнул: "Оставьте меня в покое! Я знаю, что я делаю". И ведь действительно знал. А фраза в мгновение стала крылатой. И вот представьте себе результат стабильности выступлений горячего финского парня: имея всего лишь одну победу, Кими занял по итогам года третье место, серьезно опередив Льюиса Гамильтона, у которого было 4 победы и 3 подиума (!), и Дженсона Батона с его тремя победами и тремя финишами на подиуме (!).
К лидерам мы еще вернемся, а пока вспомним про Mercedes. Михаэль Шумахер третий сезон проводит в Формуле-1 после возвращения. В 2010 году его напарник Нико Росберг обыграл его в два раза: 142 очка против 72; в прошлом году шли примерно на равных: 89 у Нико и 76 у Шумми. Нынче молодой немец снова набрал вдвое больше очков, чем немец опытный: 93 против 49. И у Росберга есть победа, а у Михаэля за весь сезон лучшее достижение - третье место. Поняв, что возвращение триумфальным не назовешь, Шумахер решил завязать с автоспортом и за несколько этапов до конца сезона объявил о завершении карьеры. Но это не только у самого Михаэля дела не ладились. Надо отметить, что если сначала на команду возлагались большие надежды, и кое-как они оправдывались (за первые восемь гонок – одна победа, два подиума и 34 других очка), то во второй половине чемпионата машины решительно не хотели ехать. Шесть подряд финишей без очков у одного и шесть подряд - другого.
Тем удивительней выглядит тот факт, что в эту стагнирующую команду переходит… Льюис Гамильтон! Льюис все свои годы в Ф-1 провел в "МакЛарене", но вот сейчас решил сменить "конюшню". Поговаривают, что он разругался с руководителем команды Роном Денисом, но сам Льюис говорит, что он сознательно бросает сам себе такой вызов, переходя в более слабую команду. По крайней мере, упрекать самого себя за то, что сезон сложился вот так непросто, сверх меры не стоит. То Грожан "подсобит", то Мальдонадо… Зато оба пилота "Маков" ехали практически одинаково, и Льюис со 190 очками занял 4-е место, а его напарник Дженсон Батон - 5-е (188). В прошлом году дела были хуже: 270 у Дженсона и всего 227 у Льюиса. Обидно, конечно, что в этот раз упустили второе место в Кубке конструкторов, но тут уж в последней гонке Нико Хюлькенберг из Force India постарался.
В Ferrari Фернандо Алонсо был безусловным лидером команды. Напомним: именно он стал первым пилотом, выигравшим два Гран-При. И долгое время именно он был лидером чемпионата. Но в сентябре и октябре Себастьян Феттель выиграл 4 гонки подряд, и начало казаться, что в очередной раз имя чемпиона мы узнаем задолго до конца сезона. Однако победы на трех последних этапах достались трем другим пилотам.
Еще немножко отвлечемся и поговорим о напарниках двух главных претендентов на титул. Марк Уэббер неплохо проводил квалификации, но регулярно проваливал старты, однако умудрялся всю первую половину сезона оставаться в группе лидеров. Однако очевидно: у него хоть и было две победы, но в команде он исполняет ту же роль, что долгие годы играл Рубенс Баррикелло при Шумахере в Ferrari. Кстати, "Феррари". Если Алонсо гнал вперед и добывал очки почти в каждой гонке, то его напарник Фелипе Масса за восемь первых гонок набрал в десять раз меньше очков! Во второй половине чемпионата и он стал зарабатывать баллы в каждой гонке, заодно взобравшись на подиум в Японии и вот сейчас на домашнем бразильском этапе. И занял в итоге седьмое место в чемпионате. Так что контракт с ним все же продлили, хотя поначалу взглядом указывали ему на дверь.
Ах да, аутсайдеры. В начале сезона мы думали, что "Маруся" будет на последнем месте, однако среди трех самых отстающих команд снова произошли небольшие перестановочки. HRT откатилась на последнее место (возможно, в будущем году команда не будет участвовать в первенстве), а Marussia вдруг умудрилась подняться на 10 место по ходу сезона. Однако в последней гонке пилот Caterham Виталий Петров занял 11-е место, и "Маруся" переместилась на строчку ниже. Виталий, кстати, все же нашел мешок спонсорских денег и, похоже, продолжит гоняться в сезоне-2013.
Себастьян Феттель. Пять побед, три подиума, всего две гонки без очков. На последнем Гран-При он занял лишь шестое место, но этого хватило, чтобы в итоговой классификации опередить на 3 очка Фернандо Алонсо, который на подиуме печально улыбался: второе место в гонке - и второе в чемпионате.
Михаэль Шумахер окончательно уходит из автоспорта. А новый титул короля Формулы-1 занимает другой немец - Себастьян Феттель. Он получил путевку в большой спорт именно на картодроме Шумахера, который следил за успехами малыша-блондина с самого начала его карьеры.
Личный зачет
Место
| Гонщик | Команда
| Очки | Победы |
1 | Себастьян Феттель | Red Bull | 281 | 5 |
2 | Фернандо Алонсо
| Ferrari | 278 | 3 |
3 | Кими Райкконен
| Lotus | 207 | 1 |
4 | Льюис Гамильтон
| McLaren | 190 | 4 |
5 | Дженсон Баттон
| McLaren | 188 | 3 |
6 | Марк Уэббер | Red Bull
| 179 | 2 |
7 | Фелипе Масса | Ferrari | 122 | - |
8 | Роман Грожан | Lotus | 96 | - |
9 | Нико Росберг
| Mercedes AMG | 93 | 1 |
10 | Серхио Перес | Sauber | 66 | - |
11 | Нико Хюлькенберг
| Force India | 63 | - |
12 | Камуи Кобаяси
| Sauber | 60 | - |
13 | Михаэль Шумахер
| Mercedes AMG | 49 | - |
14 | Пол ди Реста
| Force India | 46 | - |
15 | Пастор Мальдонадо
| Williams | 45 | 1 |
16 | Бруно Сенна
| Williams | 31 | - |
17 | Жан-Эрик Вернь
| Toro Rosso | 16 | - |
18 | Дэниэл Риккардо
| Toro Rosso | 10 | - |
19 | Виталий Петров
| Caterham | 0 | - |
20 | Тимо Глок
| Marussia | 0 | - |
21 | Шарль Пик
| Marussia | 0 | - |
22 | Хейкки Ковалайнен
| Caterham | 0 | - |
23 | Жером д'Амброзио
| Lotus | 0 | - |
24 | Нараин Картикеян
| HRT | 0 | - |
25 | Педро де ла Роса
| HRT | 0 | -
|
Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки | Победы |
1 | Red Bull | 460 | 7 |
2 | Ferrari
| 400 | 3 |
3 | McLaren
| 378 | 7 |
4 | Lotus
| 303 | 1 |
5 | Mercedes AMG | 142 | 1 |
6 | Sauber
| 126 | - |
7 | Force India | 109 | - |
8 | Williams
| 76 | 1 |
9 | Toro Rosso
| 26 | - |
10 | Caterham | 0 | - |
11 | Marussia | 0 | - |
12 | HRT | 0 | - |
Александр Лычавко, OPEN.BY